Учитель начальных классов
Брагина Светлана Анатольевна
Урок русского языка. 4 класс.
Тема : Типы спряжения. I и II спряжение глаголов.
Цели: создать условия для знакомства учащихся со способами определения спряжения глаголов;
организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:
регулятивных, познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных учебных действий
Задачи и цели: Расширить представления детей о глаголе и помочь им разобраться, чем же отличается глагол от других частей речи, научиться определять спряжение по ударному личному окончанию.
1.Уточнить и обобщить сведения о глаголе.
2.Расширить представления четвероклассников о значении глагола в русском языке..
3.Отрабатывать умения определять спряжение.
4.Развивать внимание, память, орфографическую зоркость.
5.Развивать устную и письменную речь.
6.Формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.
7.Продолжать учиться работать с информацией (алгоритмом, моделью)
Тип урока: объяснение нового материала. Проблемно-диалогический урок
Оборудование: компьютер, иллюстрации с изображением ракеты, слайд « 12 апреля – 1961г. » , цепочка слов, карточки с загадками, карточки с глаголами, (у глагола выделены окончания),на карточке по одному слову –танцуешь, прилетим, отдыхаешь, ходят, помогает , знаем, поёте, привозите, говорит, закричишь.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Постановка цели урока.
Урок сегодня необычный. Посмотрите на экран ,что вы знаете об этой дате (на экране высвечивается 12 апреля 1961 г.)
В этот день ,12 апреля 1961 г. впервые в космос полетел человек. Это был гражданин нашей страны. С тех пор 12 апреля считается Днём космонавти ки. Сегодня мы тоже отправимся в космическое путешествие. Вы – экипаж корабля. Но полетим мы не одни, а с космическими туристами. Посмотрите на них – это наши гости. Улыбнитесь им ободряюще. Пока они будут находится на борту нашего корабля , вы за них в ответе. Поэтому со всеми трудностями , которые могут возникнуть во время полёта, нужно будет справиться ,зная, что будет вам нелегко. Но я думаю, вы справитесь со всеми трудностями. Для путешествия в космос нужны хорошие знания.
Указательным и средним пальцем «идут» по руке соседа, дойдя до плеча, похлопывают и говорят: «Если что, я тебе помогу!»
Перед вами ваши бортовые журналы (учитель раздаёт тетради) . Запишите дату полёта. В этих журналах будите выполнять записи во время полёта.
- Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на земле .На чём мы отправимся в космос? Вы хотели бы попасть в космос и совершить путешествие в космическое пространство?
3.Каллиграфическая разминка:
На доске группа слов:
Рабочий, решать, русский, ребята, ракета.
- Что общего у всех этих слов?
- Повторим написание буквы Рр (на доске образец).
4) Фонетическая работа.
- Какие звуки обозначает буква Рр? Дайте характеристику.
Характеристика звуков:
[р] – согласный, непарный звонкий, твердый;
[р,] – согласный, непарный звонкий, мягкий.
4) Разделите данные слова на группы, объясните принцип классификации.
Запишите (с комментированием – 1-й ученик) в отдельные столбики.
- Объясните, почему слово рабочий может выступать в роли существительного, прилагательного? (Лексическое значение слова, употребление в речи.)
И/сущ. | И/прил. | Глагол |
Рабочий Ребята ракета | Рабочий Русский | Решать |
Рабочий – как профессия человека (и/существительное)
Рабочий (-ая, -ее, -ие) – признак предмета (и/прилагательное)
Докажите, составляя словосочетания, предложения (употребление в речи).
- Следующее испытание – центрифуга. Будущие космонавты должны научиться выносить перегрузки на пределе человеческих возможностей.
- Слово решать. Это какая часть речи.
-Кто сможет сформулировать, какую цель вы поставите перед собой на данный этап урока?
Вспомните все о глаголе.
На доске опорные слова:
Самостоятельная
обозначает
роль
-ти, -ть,(граф обозначить суфф.) -чь
Ь после Ш
время
л (суфф), род
лицо, число
и
(о чём вы знаете, но на доске этой грамматической категории нет, подсказка:
постоянная грамматическая категория)
- спряжение глагола..
-Что необычное, новое для себя заметили в опорных словах?
- Предположим, что новая орфограмма Ь знак после шипящего Ш
-Сегодня нам встретится эта орфограмма
Подсказка вторая:
Кроме того, как я уже сказала, сегодня у нас с вами новая тема урока, которую вы определите сами, а в этом нам поможет языковая разминка
- Отгадав загадку, вы узнаете на чём мы полетим.
Чудо – птица , алый хвост,
Полетела в стаю звёзд. ( Ракета).
(Показ изображения ракеты на комп.)
_Готовы к полёту?
Далёкие звёзды над нами горят,
Зовут они в гости смелых ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас
И вот мы к полёту готовы сейчас.
Создание «ситуации успеха».
- Предлагаю поиграть в игру «Узнай глагол»?: Я называю разные слова, вы встаёте, услышав глагол. Готовы? Начинаем:
Петь, директор, читать, двадцать, говорить, беседа, закончить, космонавт, шептать, ураган, решить, серебряный.
3. Постановка проблемы.
- Прочитайте получившиеся глаголы. У нас несколько слов глаголов, а написание окончаний разные. Может это и есть особенность глаголов. Давайте понаблюдаем за глаголами и попробуем найти отличия или закономерности в написании. Поставьте глаголы во втором лице единственном числе.
IV. Открытие нового знания поиск решения.
Создание проблемной ситуации
- Попробуйте разделить эти глаголы на две группы:
( Поёшь говоришь
Читаешь закончишь
Шепчешь решишь
- По какому признаку вы их разделили?
( Впервой группе глаголы имеют окончание – -ешь, во второй - -ишь).
- Что общего в первой группе слов? Во второй?
От чего зависит окончание глагола? Вот на этот вопрос мы постараемся сегодня ответить.
- Какова будет цель нашего урока? (Учиться определять спряжения глаголов.)
Что такое «спряжение глаголов»?
Итак, спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.
- Мы продолжаем изучать особенности спряжений глаголов.
— Глагол в русском языке дружит с местоимением
— Какого лица и числа бывают личные местоимения? Назвать их парами. (Коллективная работа по рядам.)
Мы будем спрягать глагол при помощи личных местоимений и вопросов; выделять окончание у глаголов. Спасти ,лететь
5. Учебно- практическая деятельность.
(Направлена на закрепление нового знания.)
- Проспрягайте глагол «спасти».
- Давайте проспрягаем этот глагол – по щелчку поочередно появляются местоимения и формы глагола)
- Выделите окончания, проанализируйте, как изменяются окончания при спряжении этого глагола.
- А теперь в парах проспрягайте рядом глагол «лететь» Выделите окончания (для проверки – щелчок). Проанализируйте, как изменяются окончания. Сравните окончания этих глаголов. Что замечаете? (в первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые, а в других формах отличаются)
- Выпишите ниже только окончания глаголов, кроме первого лица ед.ч., в два столбика
- Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (у них получились разные окончания)
- Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов,
- Сколько вариантов окончаний в каждом лице, кроме 1 л. ед.ч., получилось? Назовите их.
Вывод: Сколько наборов окончаний – столько и спряжений.
Можем ответить на вопрос, сколько спряжений у глагола?
-Чем отличаются окончания каждого столбика?
- Можете ли сказать, по какому признаку различают у глаголов 2 спряжения?
глаголы, в зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения (щелчок) и глаголы II спряжения (щелчок).
- Подпишите спряжение каждого глагола.
- Откройте учебник на с. 79, изучите таблицу. Сделаем вывод, чем отличаются окончания глаголов 1 и 2 спряжения?
Назовите личные окончания глаголов первых двух столбиков. Что общего в этих окончаниях?
Вывод: Глаголы, имеющие в окончании гласную –Е, в форме 3-го лица мн. числа – окончания – ут, -ют – первого склонения.
Вывод: Глаголы ,имеющие в окончанияи гласную -И ,а в форме 3 лица мн. числа – окончания -ат,-ят – второго спряжения.
Но обратите внимание на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?
Имеется ли различие в написании ударных и безударных окончаний
- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране.
- В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру 1, а буква «И» - две палочки, римская цифра 2. Так легко запомнить!
- Зарисуйте эту памятку на листочках – это схема-опора
Физминутка
- А теперь отдохнем немного! Какого спряжения слово «Отдохнем»? (1 спряжение, окончание –ём)
Не зевай по сторонам –
Ты сегодня космонавт.
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Присели ,встали ,потянулись,
Подпрыгнули и оглянулись
И вновь подпрыгнули ещё
И снова взгляд через плечо.
Теперь займите ваши крёсла
Надеюсь всем хватило места?
3. Закрепление.
- Ответьте на вопрос, что вы сейчас должны были делать? Определите спряжение названных глаголов.
- Сейчас я предлагаю вам составить грамматическую задачу, в которой по окончанию нужно определить лицо, число и тип спряжения.
- А теперь задание для закрепления вы поработаете в парах. На экране слова. Вам нужно распределить их в два столбика – 1 и 2 спряжение. Помогайте друг другу. Будьте внимательны. Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение? (выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение)
- Приступайте к работе, можете пользоваться своими схемами-опорами.
- Проверим, правильно ли вы справились с работой (по щелчку слова делятся на два столбика).
- Похвалите себя, кто выполнил все правильно.
- А теперь вы выполните задание по группам. Вам нужно самостоятельно подобрать слова по картинкам . Прочитайте задание. Есть вопросы по содержанию? Рассмотрите картинки, всё понятно?
1 группа работает по картинкам и выполняет по заданию .
2 группа берёт красную карточку и выполняет работу,
3 группа берёт синюю карточку и выполняет свою работу.
Словарно-орфографическая работа.
На доске: земледелие, расстояние, космонавт.
Учитель. Найдите лишнее слово по трём и более признакам и узнаем новое словарное слово.
Учащиеся. Слово космонавт лишнее, так как это слово мужского рода, одушевлённое, в нём 3 слога, начинается с глухого согласного.
Учитель. Объясните значение слова космонавт. Выслушав ответы детей, учитель даёт объяснение слова по словарю русского языка С. И. Ожегова стр. 257: «Космонавт- это тот, кто совершает полёты в космическое пространство».
Не случайно мы сегодня изучаем новое слово.
- Почему, как вы думаете? Слово космонавт состоит из очень древних составных частей. Первую часть составляет греческое слово космос, одно из которого –«Вселенная», «мир», вторую часть слова космонавт составляет греческое слово наутэс – «моряк» «мореплаватель» (Таблички) Космонавт. Такого слова не было Среди многих тысяч слов. Привезли его на Землю Летчики Гагарин и Титов.
- Почему именно Гагарин и Титов? Запись слова космонавт – сущ., м.р.,2 скл.3 слога,9б.,9зв. Составление словосочетаний с новым словом. Космонавт (какой?) первый, мужественный, отважный,. Составьте предложение со словом космонавт. (Перед записью предложения Проговорить слово исследования по слогам, повесить табличку, далее найти слово в толковом словаре, объяснить значение).
Запись: Космонавт управляет космическим кораблем, проводит научные исследования.
- Что скажете об этом предложении? (простое, повест,невоскл., распр, с однор. членами) Подчеркнуть грамматическую основу. Вспомните тему урока. Назовите глаголы, определите их спряжение. Как определить спряжение глаголов?
Запись словарных слов.
Космонавт, ракета, планета, спутник, космос, астронавт, Вселенная.
- Почему записали эти слова?
Учитель. Найдите это слово в словаре, запишите в тетрадь, поставьте ударение. Что можете отметить в его написании?
Учащиеся. В слове космонавт запоминаем орфограммы О и В.
Учитель. Образуйте однокоренные слова к слову космонавт.
Учащиеся. Космонавтика, космический, космос, космодром, космовидение, космооткрыватель космография...
Учитель. Составьте с одним из них предложение, используя глаголы НАБЛЮДАЕШЬ, ИЗУЧАЕМ, ПОМНИТЕ. Обозначьте спряжение глаголов.
Самостоятельная работа детей и последующая проверка: дети читают составленные ими предложения и называют спряжение глаголов. Объясняют правописание безударной гласной в окончании глаголов.
1. Крыльев нет,
Но это птица
Прилетит и прилунится. (ракета)
2.Смело в небе проплывает,
Прерывая птиц полёт.
Человек им управляет.
Что же это?(самолёт)
3. Бродит одиноко
Огненное око,
Всюду,где бывает,
Взглядом согревает( солнце)
Человек сидит в ракете,
Смело в небо он летит,
И на нас в своём скафандре,
Он из космоса глядит (космонавт)
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто скажите это?
Я бегу струёй из крана,
Бью ключом из-под земли
Укачаю в океанах
Великаны корабли. (Вода – бежит, бьёт, укачивает)
Без языка, а звенят
Без ног, а бегут. (Ручьи – звенят, бегут)
Пушистая вата плывёт куда-то,
чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака - плывут)
Весной веселит,
Летом холодит,
осенью питает,
зимой согревает. (Деревья - веселят, холодят, питают, согревают)
Без огня горит, без искр блестит. (Солнце - горит, блестит)
Рук нет, а строить умеют. (Птички – строят)
Проверка. Ну ,пора возвращаться на Землю. Для успешного приземления нам нужны посадочные ступени. Для этого необходимо листы, что лежат на моём столе, с записанными на них глаголами распределить на две группы. 1 и 2 спряжения.
Выполняют. Листы прикрепляются к доске.
Что за ступеньки у нас получились?(окончания глаголов 1 и 2 спряжения0
Повторим ,какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения.
Ступени готовы, можно приземлиться.
Внимание! Начинаем приземление!
5 -4- 3- 2- 1 -0!
Всё свершилось ,приземлились!
Из полёта возвратились!
Итог по уроку.
Вот и закончилось наше путешествие. Обычно космонавты после полёта подводят итоги.
Что удалось сделать, насколько удачным был полёт?
- Какую задачу ставили в начале урока? (Учиться правильно определять спряжение глаголов.)
- О чём должны помнить? (Если окончание ударное по нему определяем спряжение, если же безударное
- Закончите предложения:
Теперь я знаю…
Теперь я умею…
- Покажите, на какой ступеньке знаний русского языка вы находитесь. (Дети выходят к доске и прикрепляют магнит на выбранную ступеньку.)
Хочу знать больше
Хорошо, но могу лучше
Пока испытываю трудности
- Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока…
- И постигли не всё богатство и волшебство родного языка, но это ведь не последний наш урок, а значит всё ещё впереди!
- На партах лежат карточки с глаголами. Выберите карточку(а возможно несколько)¸которая обозначает ваше состояние и обоснуйте ваш выбор.
Глаголы: интересуюсь ¸увлекаюсь познаю¸ изучаю¸ рассуждаю¸ мечтаю¸ надеюсь, тревожусь¸; печалюсь, скучаю¸ затрудняюсь.
Домашняя работа:
Упр. 439,с.81.
Из учебника «Родная речь» по рассказу «Приключение Алисы». выписать по 5 глаголов на 1 и 2 спряжение .
Отгадайте свою загадку, выпишите глаголы, определите спряжение, первые глаголы запишите в 1 лице мн.ч, и 3 лице мн. числе.
Крыльев нет,
Но это птица
Прилетит и прилунится. (ракета)
2.Смело в небе проплывает,
Прерывая птиц полёт.
Человек им управляет.
Что же это?(самолёт)
3. Бродит одиноко
Огненное око,
Всюду,где бывает,
Взглядом согревает( солнце)
Человек сидит в ракете,
Смело в небо он летит,
И на нас в своём скафандре,
Он из космоса глядит (космонавт)
12 апреля с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток», пилотируемый Юрием Алексеевичем Гагариным. СЛАЙД5. Сбылась мечта человечества.
Впервые житель нашей планеты устремился к звездам. Это был гражданин нашей страны.
Все мы очень гордимся тем, что дорогу в космос проложили именно советские русские люди.
1 группа - карточки
2 группа – составить предложения из слов, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.
3 группа – свои предложения о космосе, определить спряжения глаголов. Космонавты напряженно работают, но и у них есть минутки отдыха. Такая минутка наступила и у нас.