Просмотр содержимого документа
««Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»»
Урок «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»
4 класс
Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.
Задачи:
Обучающие: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.
Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.
Оборудование и материалы:
для учителя: компьютер, проектор, экран, колонки.
для учащихся: половинки белых листов бумаги, цветные карандаши или фломастеры.
Организационный момент
- Встали. Улыбнитесь. Садитесь. Я вижу, ребята, что вы меня прекрасно поняли. А какие слова нашей речи мне понадобились? (Глаголы) - О какой части речи пойдет разговор на уроке? - Является ли эта тема для вас новой? - Давайте вспомним все, что знаем о глаголе.
Повторение изученного материала
Повторение о глаголе.
глагол часть речи обозначает действие предмета отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д. имеет начальную (неопределенную форму) в предложении чаще всего бывает сказуемым имеет грамматические признаки 1. время 2. число 3. лицо 4. род (в прошедшем времени) 5. вид 6. спряжение - Какой вывод мы сделаем? Как, вы, думаете достаточно ли мы знаем про глагол? Все ли тайны Глагола мы открыли? Что еще мы можем не знать? - Весна. На дворе солнышко, капель, лужи. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то новое. На уроках русского языка вы тоже открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением.
Ласково сияет весеннее солнце. Веет теплый ветерок. По овражкам журчат весенние ручейки. На старой березе строит гнездо черный грач.
У. Прочитайте запись на доске.
III. Чистописание
У. А сейчас – каллиграфическая минутка. Запишем последнее предложение красиво и аккуратно. Выполним синтаксический разбор.
Изучение нового материала
У. Я предлагаю вернуться к тексту . Назовите глаголы. Что общего у этих глаголов? Дети. Это глаголы третьего лица настоящего времени. У. На какие две группы мы можем разделить эти глаголы? Д. На глаголы в единственном и множественном числе.
У. В каждом предложении замените глагол словом, близким по значению. А как называют слова близкие по значению?
У. Определите лишнее слово.
Д. Лишним является слово звенят, так как этот глагол во множественном числе, а все остальные – в единственном.
У. Сравните все глаголы в единственном числе по плану.
На доске
План
1. Время. 2. Лицо. 3. Число. 4. Окончание.
Д. Глаголы в настоящем времени в 3-м лице единственного числа могут иметь разные окончания.
У. Действительно, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания.
- На какой вопрос мы будем искать ответ на уроке?
Д. Почему в одних окончаниях глаголов пишется е, а в других – гласная и?
У. От чего это зависит, нам и предстоит выяснить.
- А по - вашему мнению, от чего зависит правописание окончаний глаголов? ( от спряжения)
- Вспомним:Что такое спряжение?
- Сформулируйте тему урока. (Спряжение глагола)
- Почему мы вернулись к этой теме? (Узнаем что-то новое о спряжении глаголов)
- Что надо сделать, чтобы ответить на главный вопрос урока?
(План работы:
1. Проспрягать глаголы.
2. Исследовать ударные и безударные окончания глаголов и выделить общие признаки.)
Исследовать эти глаголы вы будете в паре. Прочитайте план и выполните задание.
У. Прежде, чем мы проспрягаем наши глаголы, поставьте их в неопределенную форму.
Д. Дуть, вить, звенеть, светить.
У. Проспрягайте письменно глаголы в настоящем времени. В ходе спряжения указать в глаголах ударение и выделять окончания.
Дети спрягают глаголы на листочках.
У. Назовите окончания глаголов в первых двух столбиках.
Д. Глаголы в первых двух столбиках имеют окончания -ю, -ешь, -ёшь, -ет, -ёт, -ем, -ём, -ете, -ёте, -ют.
У. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях глаголов в первых двух столбиках?
Д. Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют.
– Назовите личные окончания глаголов в последних двух столбиках.
Дети отвечают.
– Отметьте общее в личных окончаниях этих глаголов.
Д. Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.
- А сейчас внимательно посмотрите на окончания, ничего не заметили?
- В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру 1, а у буквы «И» - две палочки, римская цифра 2
- Что нового узнали о спряжении глаголов? (Глаголы бывают I и II спряжения)
– Еще раз посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?
Д. Они ударные и безударные.
- У глаголов одного и того же спряжения бывают окончания ударные и безударные.
- Имеется ли разница в написании глаголов одного и того же спряжения?
- Как можно определить спряжение глаголов с ударным личным окончанием?
(- Спряжение глаголов с ударным личным окончанием определяют по гласной в окончании. )
- Как можно определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием?
(- Спряжение глаголов с безударным окончанием можно определить по форме 3-го лица множественного числа.)
Разработка памятки определения спряжения глаголов
Работа в парах.
-Давайте разработаем алгоритм определения спряжения глаголов.
- Восстановите алгоритм определения спряжения глаголов с опорой на ключевые слова.
1. Ставим ______________.
2. Если окончание ударное¸ то____________ _______________ _________.
3. Если окончание____________¸ то образуй_____________ _____________ множественного числа (в этой форме можно ясно услышать _______________ - ут¸ -ют или________________.
Проверка.
Текст второй скрытой части карточки для самоконтроля.
1. Ставим ударение.
2. Если окончание ударное, то спряжение определяют по таблице.
3. Если окончание безударное, то образуй форму 3-го лица множественного числа (в этой форме можно ясно услышать окончание – -ут¸ -ют или –ат¸ -ят.
Самостоятельная работа
- - Определить спряжение и вставить гласную в окончание.
Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест.
Учащиеся выполняют тест по вариантам.
1 вариант
А1
А2
А3
В1
В2
1
2
2
1
1, 4
2 вариант
А1
А2
А3
В1
В2
1
4
2
1
1, 3
- Рефлексия. Самооценка и самоанализ учащихся. Домашнее задание.
-На какой вопрос искали ответ на уроке?
- Отчего это зависит?
- Какого спряжения бывают глаголы?
- Как определить спряжение глаголов?
Самооценка.
- Подведите итог на листах самоконтроля и вложите их в тетрадь.
Самоанализ.
- Что было самым важным на уроке?
- За что хотели бы вы похвалить себя или соседа?
Домашнее задание.
- Напишите письмо своему другу или учителю. ( рассказать об успехах в третьей четверти) Определите спряжение глаголов и выделите окончания, пользуясь схемой и алгоритмом.
Замените фразеологизм глаголом. Как будет звучать этот глагол в настоящем времени? Определите спряжение.
Забегать вперёд;
Закинуть удочку;
Делать из мухи слона;
Смотреть сквозь пальцы;
Бить баклуши;
Сбивать с толку
Забегать вперёд – спешить-спешит (2 спр.)
Закинуть удочку –выяснить-выясняет (1 спр.)
Делать из мухи слона – преувеличить-преувеличивает (1 спр.)