Типы сложных предложений и средства связи между их частями.
Типы сложных предложений и средства связи между их частями.
Тип урока: "Урок закрепления и систематизации знаний". Данный урок обеспечивает усвоение учащимися знаний по данной теме, развивает познавательную активность учащихся, воспитывает уважение к одноклассникам в ходе выполнения групповых заданий. на уроке используются опорные схемы-конспекты, карточки для индивидуальной работы, тесты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Типы сложных предложений и средства связи между их частями.»
Раздел: Синтаксис и пунктуация.
Тема: Типы сложных предложений и средства связи между их частями.
Цели урока:
Обучающие.
Обеспечение усвоения учащимися знаний по данной теме. Уметь определять структуру сложного предложения. Различать ССП, СПП и БСП. Указывать средства связи между частями СП. Расставлять знаки препинания в СП.
2. Развивающие.
Развитие познавательной активности учащихся, их умственных способностей, умение логически мыслить, применять полученные знания на практике. Развитие коммуникативных качеств личности.
3. Воспитывающие.
Воспитание уважения к одноклассникам в ходе выполнения групповых заданий.
Тип урока: Урок закрепления и систематизации знаний.
Оборудование: Опорные схемы-конспекты, карточки для индивидуальной работы, тесты.
Оформление доски
Предложение для синтаксического разбора.
С обратной стороны: информация о домашнем задании и ответы терминологического диктанта
(самопроверка).
Число.
Классная работа.
Тему формулируют ученики.
Предложение для самостоятельной работы.
Задание с «пляшущими человечками».
С обратной стороны:
ответы для теста и способ оценивания (взаимопроверка).
0ош. – «5»
1-2ош. –«4»
3ош. – «3»
4ош. и более – «2»
Ход урока.
Приветствие. Гости. Запись в тетрадях: число, классная работа. Нет темы. Посмотрите на доску, чем сегодня заниматься, по какой теме будем работать?
Типы сложных предложений.
Проверка домашнего задания.
Выборочная. Учитель показывает схемы, а учащиеся зачитывают предложение и характеризуют его (ССП, СПП или БСП), указывают средства связи (сочинительная, подчинительная, бессоюзная).
1. Осень, и листьяопадают с деревьев. (ССП). [назыв.], и [- = ].
почему?
2. Заметно похолодало, так как наступилоктябрь. [ Б/Л ], (так как = - ).
Сердито бился дождь в окно, и ветердул печально воя. [= - ], и [- = ].
4. Одетонебо черной мглою, в тумане месяц чуть блестит. [= - ], [- = ].что?
5. Я увидел, что звездысталитуманиться и терять свою лучистость. [ - = ], ( что - = и = )
6. Уже смеркалось, и в комнате стало темно. [ Б/Л], и [ Б/Л].
Устный опрос.
Сначала учащиеся рассказывают друг другу все, что они знают о СП. Затем рассказывают по опорным схемам.
Задания в группах.
Но сначала вызываются учащиеся к доске, выполнять синтаксический разбор предложения. (ПП, ССП, СПП, БСП).
А
(В)дали (по)прежнему маш…т крыльями мельница и она похожа (на)маленького человеч( )ка размахивающего руками. (ССП).
(За)дул суховей и высушил землю. (ПП).
Лес ст…ял тихий и молчаливый потому что главные певцы улетели. (СПП).
Жжет со…це слепит пыль жу…ат оводы и мухи. (БСП).
Этот вид работ проверяет конкретного ученика.
Б Раздаются карточки для индивидуальной работы учащимся из средней группы.
В Задание для сильной группы.
Расшифровать запись («веселые человечки»). Найти и выписать ПП, ССП, СПП, БСП.
Этот вид работы развивает память, мышление, логику.
1). Предложение, которое имеет в своем составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно. (это сложное).
2). Предложения, предикативные части которого равноправны, между собой связаны интонацией и сочинительными союзами называются (ССП).
3). Предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом называются (СПП).
4). Части сложного предложения могут соединяться между собой только по смыслу без помощи союзов или союзных слов. Такие предложения называются (БСП).
5). Как называются части СП. (предикативные).
6). Какие союзы связывают части ССП (сочинительные).
7). Какие союзы связывают части СПП (подчинительные).
8). Самопроверка (ответы на доске). Если группы еще работают, можно раздать детские книги, чтобы они нашли в них разные предложения (ПП, ССП, СПП, БСП).
Проверка тех, кто работал у доски.
Можно вызвать ученика из сильной группы.
Пантомима.
По действиям детей записать предложения, предварительно показать таблички (ПП, СПП, ССП, БСП). (для слабой группы).
а). Работа с картиной «Первый снег» А.Пластова. Рассмотрите картину, употребите предложения разных конструкций. (для сильной группы).
Наступила зима, и выпал снег.
Дети вышли на крыльцо, чтобы полюбоваться первым снегом.
Выпал снег, земля оделась белым покрывалом.
б). На основе простого предложения составить ССП, СПП, БСП с разными видами связи.
Ребята принесли из леса букеты распустившейся душистой черемухи. (ПП).
ССП Распустилась душистая черемуха, и ребята принесли из леса букеты.
СПП Распустилась душистая черемуха, которая в этом году цвела особенно буйно.
БСП Ребята пошли в лес: там распустилась душистая черемуха.
Задание для средней группы.
Составление предложений разных конструкций.
Первое слово написано на листочках. Передают по группам, пока не получится предложение.
Тестирование.
Найдите среди данных предложений ССП, знаки препинания не расставлены.
а) Степь покрылась цветами и травами.
б) Сверкнул луч солнца и все вокруг преобразилось.
в) Облака не выдержали его натиска треснули из них повалил снег.
Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.
а) Когда начало всходить солнце, в лесу стало еще холоднее.
б) Так как лил сильный дождь, мы не могли выйти из палатки.
в) Задул суховей, и высушил землю.
Строение какого предложения соответствует схеме, знаки препинания не расставлены.
Определенно-личное
двусоставное
, и
а) Встаньте лицом к волнам и вы почувствуете свежесть утреннего моря.
б) Дней через десять уже заканчивая поход мы вновь попали в то же село.
в) К вечеру похолодало и лужи подернулись льдом.
Найдите среди данных предложений СПП, знаки препинания не расставлены.
а) Воздух чуть-чуть морозный был совершенно прозрачен и море совсем голубое охватывало туманную гору.
б) Я увидел как звезды стали туманиться.
в) Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи небо резали молнии.
На месте каких цифр нужны запятые.
Я думаю(1) что каждый(2) кто в детстве прочитал «Каштанку»(3) на всю жизнь сохранит(4) чувство восхищения талантом писателя.
а) 1, 2, 3, 4
б) 1, 3
в) 2, 4
г) 1, 2, 3
Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Небо заволокло тучами, и по земле гулял ветер, поднимая с земли пыль.
а) СПП, перед союзом и ставится запятая; вторая часть осложнена причастным оборотом.
б) СПП состоит из двух предикативных частей, связанных сочинительным союзом, перед ним ставится запятая. Вторая часть осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
в) В предложении однородные члены соединены союзом и; вторая часть БСП.
Определите тип сложного предложения, знаки препинания не расставлены.
Гремят раскаты молодые дождик брызнул пыль летит повисли перлы дождевые солнце нити золотит.
а) ПП с однородными членами.
б) ССП
в) БСП
г) СПП
Итоги урока.
По какой теме работали.
Выставление оценок за работу у доски, кто разбирал предложение, за устный опрос (схемы), за тестирование.