Цели: расширить представления учеников об определении; дать понятие о приложении;
развивать навыки монологической речи, навыки правописания приложений с определяемым словом, активизировать самостоятельную работу учеников;
познакомить со способами выражения приложения, правилами постановки дефиса при приложении, согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом, научить находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их, использовать приложения в речи.
воспитание патриотизма,привитие любви к Родине,народам,проживающим в Казахстане,
к русскому языку.
Методические приёмы: повторение пройденного,работа в группах, объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа c постерами.
(чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны, диск для компьютера. Остальные словосочетания не имеют синонимов очковая змея – название биологического вида; медвежья услуга – фразеологизм.)
IV. Изучение темы «Приложение»
Слово учителя.
В тетрадях запишите сегодняшнюю дату, тему.
Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
Лексическая тема урока: «М??гілік ел»,грамматическая тема: особый вид определения –Приложение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Приложение (Открытый урок в 8 «А» классе)»
Тема: Приложение (Открытый урок в 8 «А» классе)
учитель русского языка и литературы гимназии №175 «Жаңа Ғасыр» Калиева Н.А.
Цели: расширить представления учеников об определении; дать понятие о приложении;
развивать навыки монологической речи, навыки правописания приложений с определяемым словом, активизировать самостоятельную работу учеников;
познакомить со способами выражения приложения, правилами постановки дефиса при приложении, согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом, научить находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их, использовать приложения в речи.
воспитание патриотизма,привитие любви к Родине,народам,проживающим в Казахстане,
к русскому языку.
Методические приёмы: повторение пройденного,работа в группах, объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа c постерами.
(чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны, диск для компьютера. Остальные словосочетания не имеют синонимов очковая змея – название биологического вида; медвежья услуга – фразеологизм.)
IV. Изучение темы «Приложение»
Слово учителя.
В тетрадях запишите сегодняшнюю дату, тему.
Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
Лексическая тема урока: «Мәңгілік ел»,грамматическая тема:особый вид определения –Приложение
О чем говорит вам это слово?
-Это то,что прилагается к основному определяемому слову
Приложение – особый вид определения,выраженное существительным,которое согласуется с определяемым словом в падеже,а может и не согласовываться с ним в падеже.
А сейчас посмотрите видео- ролик.«Мәңгілік ел»(после просмотра задаю вопросы:)
В чем основная идея этого ролика?Правильно.
Выдвинутая Президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым национальная идея «Мәңгілік ел» созвучна с мыслями и мечтами казахстанцев о сильном,свободном и великом Казахстане Многие мечтали иметь вечное государство,вечную землю,вечные ценности.Национальная идея «Мәңгілік ел» является как раз возрождением этих мечтаний.
Запись предложений в тетрадях:
Патриотическая идея «Мәңгілік Ел» является новой идеологической концепцией страны, направленная на объединение, сплочение и согласие казахстанского народа.
Учащиеся самостоятельно делают вывод:
Например, идея -основное существительное, и мы прикладываем к нему дополнительную информацию – «Мәңгілік ел». Несогласованное в данном случае определение.Отвечает на вопрос какая? «Мәңгілік ел»
Идея «Мәңгілік ел» направлена на создание благоприятных условий для счастливой жизни будущих поколений Казахстана
Учащиеся самостоятельно ознакамливаются с темой урока «Приложение» по учебнику стр.219
Работают с постерами
1-ая группа «Звездочки»
Что такое приложение? На что указывают приложения?
Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на качество, степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д. .(Приводят свои примеры)
2-ая группа «Орлы» Какие бывают приложения,дефис ставится между существительным и приложением,дефис не ставится
Нарицательное существительное + собственные существительные:
река Дон
3-я группа «Отличники» Какие приложения заключаются в кавычки?
Особый вид приложений – это несогласованные приложения. Ими являются имена собственные, обозначающие названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений. Они пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки.Примеры.
Защита постеров.
V.Закрепление темы
Учащиеся учатся различать приложение от определяемого слова,подчеркивают приложения.
Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится. Это согласованные приложения. Приложение отвечает на вопрос какой? Никогда не отвечает на вопрос чей?
Примеры.Отвечают по группам:
Задание для команды «Звездочки»
Во время паводка река Тентек широко разлилась.
Журнал «Природа» напечатал интересные материалы по экологии.
Заметим, что сказуемые согласуются с именами нарицательными, значит, эти слова – главные, а приложения при них – имена собственные
Задание для команды «Орлы»
Врач Аскарова начала приём с раннего утра.
(Врач приложение, потому что говориться о профессии.)
Инженер Айманова была отличным специалистом в области электроники.
Задание для команды «Отличники»
Программист Жданова получила срочное задание.
Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана
Заметим, что сказуемые согласуются с именами собственными, значит, они и есть главные, а приложения при них – имена нарицательные.
VI. Вывод:Все вместе составляют таблицу Венна.Ребята, вы сегодня познакомились с особым видом опредения-приложением.Давайте сравним определение с его видом приложением. Чем отличаются эти определения?Что общего в них?
Словарный диктант с комментированием:
Запишите словосочетания. Объясните употребление или отсутствие дефиса.
- Какие признаки оно может обозначать? (Качества предмета, возраст, профессию, национальность, собственные наименования улиц, книг, газет, предприятий и т.п.)
- Какие бывают приложения? (Согласованные и несогласованные.)
- Когда между приложением и определяемым существительным ставится дефис?
VII.Подведение итогов урока (с элементами рефлексии).
- Понравился ли вам урок? Чем?
- Что нового вы узнали на уроке?На стикерах учащиеся записывают свои отзывы и предложения о данном уроке.
VIII. Домашнее задание.
Стр. 99, упр.2, стр. 98, выучить правило
Дата:16.02.2016 г.
Класс:
11 «Г»
Учитель:Калиева Н.А.
Проверил:
Кузембаева Г.С.
№
Городской семинар учителей русского языка
1.Тема:
Текст, его строение, виды его преобразованияи основные признаки .Подготовка учащихся к ЕНТ.
Ссылка:
План урока,интерактивная доска.
Цели:
1.Обмен опытом работы с учителями города по подготовке учащихся к ЕНТ.
2.Подготовка учащихся 11Г класса к ЕНТ
а) работа с тестами 2015 года
б)работа с программой 5+
в)обобщить знания по теме «Текст», полученные в 5—9 классах; познакомиться с видами переработки текста; закрепить навыки правописания.
Ожидаемый результат
Учащиеся научиться грамотно излагать
свои мысли , работать с тестами,делать выводы, работать индивидуально .
Основная идея урока
Обмен опытом работы с учителями города,показать некоторые формы и приемы работы с тестами при подготовке к ЕНТ.
Оборудование
Тесты,программа 5+,карточки ,тексты для анализа из произведений К.Паустовского,Ю.Казакова.
Дополнительные задания
Диаграмма Венна,работа со сложными предложениями .
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
2 мин.
I.Организационный момент:готовность класса к уроку,создание благоприятной обстановки к уроку.
Учащиеся готовятся к
уроку
15мин.
15мин. на тему
Текст,его виды
II. 7 учеников работают с тестами 2015 года на боковой доске.
2.На передней доске ученица заполняет диаграмму Венна.Тема: Причастие и деепричастие
3.Ученица работает с программой 5+
4.Один ученик работает вместе с учителем устно по вопросам тестов.
5.Остальные учащиеся работают на месте парно,индивидуально.
6.Две ученицы работают по карточкам у доски.Задание:Указать тип подчинения придаточных предложений сколько знаков препинания в данных предложениях,графически изобразить схемы.
III. Повторение и углубление изученного материала. Текст, его строение, виды его преобразованияи основные признаки
1. Анализ текста (текст предварительно записывается под диктовку с объяснением постановки знаков препинания).
Много можно еще написать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния. (К. Паустовский)
— Определите тему высказывания. (Тема истинного патриотизма объединяет все предложения в одно целое.)
— Какова основная мысль высказывания? (Бескорыстная любовь к родине.)
— Можно ли данное высказывание назвать текстом? Обоснуйте свой ответ. (Это текст, потому что предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено.)
— Вспомните и сформулируйте понятие текста. (Текст — это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, высказывание композиционно завершено.)
IV. Контроль знаний. Отработка умений и навыков
1. Списать текст.(текст демонстрируется на интерактивной доске)Определить, как между собой связаны предложения.
1) Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. 2) В лесах попадались большие луговины и глубокие озера с огромными старыми соснами по берегам. 3) Сосны все время тихонько шумели. (Ю. Казаков.)
Комментарий к тексту: Предложения связаны между собой цепной (последовательной) связью. В начале второго предложения повторяется мысль, которой закончилось первое предложение (...раскинулись леса...). Третье предложение продолжает развивать тему, затронутую во втором предложении (Сосны… шумели). Средство связи — повтор слов (леса — в лесах, соснами сосны).
V.Работа с карточками (Девять ученикв работают у доски)
Карточка №1
Укажите тип подчинения придаточных предложений,вид придаточных в СПП,какая связь между простыми предложениями, сколько знаков препинания в данных предложениях,графически изобразите схему предложений.
1)Она думала о том что нет выше наслаждения как всюду вносить с собою теплоту свет и радость прощать и приветливо улыбаться врагам .
2)Перед нами стелется равнина где ели изредка взошли.
3)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдет тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.
4)Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то живое говорящее чудесное.
5)Когда молодые уезжали Сюзанна заторопилась что вскочила в карету забыв попрощаться с Шаметом.
6)Все конечно пойдут на концерт который состоится в актовом зале.
7)Известно что чуткий человек всегда относится к себе критически что он знает свои сильные и слабые стороны.
8)Несмотря на то что меня осыпает дождевыми каплями рву мокрые ветки и упиваюсь их запахом.
9)Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора о том что для личного совершенствования необходимо изменить условия среди которых живут люди.
Учащиеся работают с теcтами,отвечают на вопросы,делают записи в тетрадях,делают выводы,работают индивидуально,парно
Выполняют работу над ошибками.
Учащиеся анализируют тексты, выполняют упражнения, работают в группах, делают выводы.
5 мин.
V.Закрепление изученного материала
— Что такое текст?
— Назовите основные признаки текста.
— Какие связи предложений существуют в тексте?
Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы.
3 мин.
VI. Рефлексия
«Синквейн» на тему «Текст»
Заполняют «Синквейн»
5 мин.
Подведение итогов
Выставляются оценки. Подсчитываем баллы
Подсчитывают баллы
3 мин.
VII.Последущее задание:
Работа с тестами,повторение правил
Записывают в дневниках
Рефлексия учителя:Учитель достиг поставленной цели урока. Было очень много слов благодарности учителю от участников городского семинара.