Какие цели видит перед собой ученик? Разместить на своём «дереве»
2 Актуализация прежних знаний
1. Опрос. Рассказать о правописании:
1ученик: не с именами существительными;
2 ученик: Не с прилагательными,
3 ученик не с наречиями;
4 ученик: не с причастиями,
5 ученик: не с отрицательными местоимениями.
2. Комментированное чтение упр 528.
3. Словарный диктант:
Раскрыть окно настежь,прогнать прочь, умчаться вскачь,зарасти сплошь,выйти замуж,никогда не перечить, неоткуда ждать помощи,нигде не останавливаться, попросить было некогда,не за что,говорил певуче,излагать общо,танцевать неуклюже,подойти слева,начинать сначала,закрыть наглухо,развернулся направо,попросить еще раз.
II.Работа по теме урока
Выступления консультантов:
1 консультант:Слитное написание наречий
Слитно пишутся наречия,
Образованные путем соединения предлогов-приставок с краткими и полными прилагательными,наречиями, собирательными числительными(кроме образовании с предлогом по:по двое ,по трое),местоимениями:сгоряча,заново,вкрутую,вслепую;донельзя,отныне; вчетвером,натрое;вовсю,отчего.
Исключения: на боковую,на мировую,на попятную.
Примечания: предлог в пишется отдельно,если слово начинается с гласной: в открытую.
Слитно пишутся наречия, образованные от именных форм, не употребляющихся без предлогов-приставок: впотьмах,насмарку,вдребезги,дотла.
Слитно пишутся наречия с пространственным и временным значениями: вниз,вверх, сначала.
Примечания: подобные наречия следуют отличать от существительных с предлогом, которые, как правило, имеют пояснительные слова: бежать вдаль (наречия), в даль моря ( существительное с предлогом).
Слитно пишутся наречия, образованные от имен существительных с предлогом-приставкой и не имеющие в данном употреблении пояснительных слов: идти навстречу (наречие), идти на встречу с писателем (существительное с предлогом).
2 консультант:
Раздельное написание наречий
Раздельно пишутся наречные сочетания, которые сохранили некоторые падежные формы: под мышки-- под мышками-- из-под мышек.
Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имен существительных с предлогом:слово в слово,душа в душу,бок о бок,точка в точку, со дня на день.
Исключение:точь -в -точь.
3.Раздельно пишутся наречия,образованные повтором имен существительных,причем второе стоит в творительном падеже: дурак дураком ,честь честью,чудак чудаком.
5.Раздельно пишутся наречия,образованные повтором имен сушествительных во множественном числе:в ногах, на глазах.
Примечание:необходимо запомнить правописание имен существительных с предлогом, имеющих наречное значение: до зарезу,с ходу,на славу,на бегу, на диво,по совести,с ведома,с размаху,на совесть.
3 консультант:
Дефисное написание наречий
Через дефис пишутся наречия,образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- суффиксов -ому, -ему, -ски, -цки, -ьи: по-доброму, по-зимнему,по-дружески, по-собачьи.
Примечание: а) через дефис пишутся наречия по-латыни (не путать с существительным с предлогом): получить отличное по латыни – он знал по-латыни; б)если наречие с приставкой по- образовано от прилагательного с дефисом, то дефис пишется только после приставки: унтер-офицерский-по-унтерофицерски.
2.Через дефис пишутся наречия, образованные от порядковых числительных при помощи приставки в-/во-: во-вторых,в-пятых.
Через дефис пишутся такие образования, как в-двадцать-пятых.
3.Через дефис пишутся наречия,образованные посредством повторов, соединений синонимов,слов, которые связаны ассоциативно: быстро-быстро, нежданно-негаданно, тихо-смирно.
4.Через дефис пишутся неопределенные наречия с частицами – то, -либо, -нибудь, -кое, -таки, -ка: когда-то, откуда-либо.
5.Технический термин на-гора пишется через дефис.
III. Формирование умений и навыков
1 группа:
1.Отметить случаи слитного написания наречий:
1) Сыграть (в)ничью; 2) зайти (в)ничью квартиру; 3) быть (на)чеку; 4) действовать (в)открытую; 5)действовать (на)искось; 6)быть (по)одаль; 7) (с)просонок; 8) попасть (в)просак; 9) сыграть (на)зло; 10) закричать (в)догонку; 11) быть (на)верху блаженства; 12) быть (по)вашему; 13) (по)видимому;14)склониться (на)бок; 15) повернуть (на)бок; 16) туго(натуго); 17) с бухты(барахты); 18)(в)насмешку; 19) (в)рассрочку; 20) (в) полголоса; 21) (в)плотную; 22) (в)полоборота; 23) разодет (в)пух и прах; 24) (в)рассыпную; 25)видимо(невидимо).
Переночуем где(нибудь), сделал (кое)как, темно(синее) платье,(во)первых, говорил (по)латыни, получил (давным)давно,смотрел (в)глубь,(в)глубь моря, увидел (в)дали,(в)дали голубой,держать (в)тайне, вернулся (на)утро, (на)утро не найдется.
Ответы:
Переночуем где-нибудь,сделал кое-как,темно-синее платье,во-первых,говорил по-латыни,получил давным-давно,смотрел вглубь,в глубь моря,увидел вдали,в дали голубой,держать втайне,вернулся наутро,на утро не найдется.
Подготовка к ЕНТ
1 Укажите наречие ,которое нужно писать слитно:
А (на)миг
В (на)дом
С (на)силу
Д (на)лету
Е (на) цыпочках
2укажите наречие,которое пишется раздельно:
А (кое) как
В (еле)еле
С точь(в)точь
Д бок (о)бок
Е когда(нибудь)
3 укажите наречие,которые пишутся через дефис:
А (в)пятых,(по)прежнему,(по)летнему
В (в)двое,(в)попыхах,(в)бегах
С (по)двое,(по)совести,(по)напрасну
Д (по)полудни,(в)пятеро,(по)старинке
Е (в)расплох,(в)первой,(в)потёмках
4Укажите наречие со слитным написанием:
А Подставить подпорку (к)низу стены.
В Вошёл в класс (во) время урока.
С Волноваться (в)начале пути-обыкновенное дело.
Д Прийти (во)время очень важно.
Е (В)дали голубой искрится шар земной.
4 Рефлексия:
Посмотрите на своё «дерево», каких целеи вы достигли на уроке?