Правописание наречий. Дефис в наречиях. 7 класс
(конспект урока русского языка)
Цели:
познакомить обучающихся с условиями дефисного написания наречий;
учить детей находить наречия в тексте;
формировать навык правильного написания наречий;
способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность; воображения;
способствовать формированию познавательного интереса обучающихся, формированию жизненных установок.
ХОД УРОКА
1. Формирование психологического настроя.
-Здравствуйте, садитесь.
-Знаете ,когда на улице не очень хорошая погода и настроение не очень. Давайте поднимем друг другу настроение , сотворив чудо. Чтобы это случилось ,вам нужно ответить на вопросы.(ответы предполагают использование наречий)
-Как у вас сейчас дела? (хорошо)
- А всегда вы рады другу? (всегда)
- Очень мы хотим зимы? (очень)
- Чудо точно к нам придет? (точно)
Чудо в гости к нам придет,
Всем подарки принесет….
- ну и я хочу преподнести вам небольшие подарки из хороших оценок, которые вы получите на уроке.
2. Повторение изученного по теме “Правописание наречий”.
1) -Какую тему вы изучаете? ( По-моему, вы изучаете тему “Наречие”. Я угадала? Вы на мой вопрос отвечали одними наречиями.)
*Что вы уже знаете о наречиях? (Ответы детей)
2) -Да, вы уже настоящие знатоки. Поэтому работать предлагаю вам как команде знатоков , а капитаном буду я , и буду оценивать ваши ответы. За правильные ответы вы будете получать жетоны.
3. Новый материал.
Слово учителя:
-Мы вспомнили много наречий, вспомнили правила их написания. Эти знания пригодятся вам при сдаче экзаменов . Но вам известно правописание еще не всех наречий.
Наблюдение:
Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь;
По-новому, по-моему, по-прежнему;
По-волчьи, по-немецки, по-дружески;
Во-первых, во-вторых, в-шестых;
Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.
-Как пишутся эти наречия? Как бы вы определили новую тему – тему сегодняшнего урока?
Тема: “Дефис в наречиях”
***Запись в тетрадь числа, вида работы, темы.
-Какие цели мы должны поставить перед собой? Чего должны добиться?
***Целеполагание: узнать, когда наречия пишутся через дефис, т.е. условия дефисного написания наречий, научиться находить наречия в тексте и писать их правильно (слайд).
-Давайте еще раз обратимся к наречиям, внимательно посмотрим, может быть, произнесем их.
-Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего, каким способом образовано наречие?
-То, -либо, -нибудь. Кое-.
1.Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис
Запись в тетрадь: Через дефис:
1) кое-…
2) …-то
3)…-либо
4)… -нибудь
5) сложение слов или основ.
Примеры со слайда
2. Образец графического объяснения орфограммы “Дефис в наречиях”.
3. Вот мы и выяснили все условия дефисного написания наречий
Сверим наши наблюдения, находки с учебником. С. ________(чтение правила).
Схема:
1) КОЕ- …;
2) -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ;
3) сложение слов или основ;
4) ПО-…, если есть суффиксы -ОМУ, -ЕМУ;
5) В-, ВО-…, если есть суффиксы -ИХ, -ЫХ
4. Закрепление.
А) Упр. ____________
Тем, кто работает быстрее – составить предложение с наречиями.
Б) А теперь я вам предлагаю обратиться к тексту, который лежит у всех на столах.
Текст создан по мотивам сказки Феликса Давыдовича Кривина.
Для начала познакомимся с ним.
Чтение
Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело
Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.
– По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.
– А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.
Никак не могли прийти к единому решению.
А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться.
В это самое время нежданно-негаданно в город пришел Лесоруб.
Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.
Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое_ где ещё встречались люди, которые не хотели жить по _новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по _иному.
На улицах стало по _весеннему празднично.
А Лесоруб пошел дальше. Во _первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по глупому. Во _вторых, где _нибудь ещё ,может быть , нужна его помощь.
По мотивам сказки Ф.Д.Кривина
Обсуждение
-Что стало причиной эпидемии в городе? (“Не твое дело” – равнодушие)
-Как проявлялась болезнь? Какие симптомы, признаки болезни появились? (Исчезли улыбки, радость)
-Как зовут докторов? (Это названия лекарств)
-Какие причины заболевания они находят? (Что-то желудочное, простудное)
-Какое здоровье хотели лечить доктора? А какое надо было лечить?
-Кому удалось победить болезнь? Какой он? (Лесорубу – веселому, неравнодушному)
-Что нам нужно сделать, чтобы не заболеть такой болезнью? (Не быть равнодушным, улыбаться, делать добрые дела)
-В тексте встретилось много наречий. Я предлагаю поработать над ними, графически объяснить их правописание – проверить себя.
***У вас задания среднего уровня сложности, на “4”. Познакомьтесь с ним. Если вы уверены в своих силах и считаете, что можете выполнить задания сложнее или наоборот понимаете, что нужна подсказка, то поднимите руку – я дам вам другое задание – посложнее или полегче.
Задание: вместо “_” в наречиях впишите:
дефис, если считаешь, что данное наречие пишется через дефис,
соединение двух букв, если считаешь, что наречие пишется слитно,
оставь клетку пустой, если считаешь, что наречие пишется раздельно.
***В задание низкого уровня добавляется правило – условия выбора написания.
Подсказка:
Приставка КОЕ-…Суффиксы …-ТО, …-ЛИБО, …- НИБУДЬ Приставка ПО-, если есть суффиксы -ОМУ, -ЕМУ, -И, Приставка В- (ВО-), если есть суффиксы -ЫХ,- ИХ ПОВТОР слов или основ слов | пишутся с наречиями через дефис |
***В задании повышенного уровня сложности добавляется задание – выделить орфограммы во всех наречиях, наречия подчеркнуть как члены предложения.
5. Домашнее задание .
1) Упражнение ________________________.
2) Письменно ответить на вопрос: “Нужен ли в нашем селе Лесоруб?”. Докажите свою точку зрения.
3) Нарисовать рисунок на дефисное написание наречий
6. Итоги.
Что узнали нового за урок?
- Когда наречия через дефис ?
-Что делать, чтобы не потерять радость в жизни?
-Чему научились?
7. Оценивание.
Мнение капитана команды о работе на уроке.
Подсчитывается количество жетонов, полученных детьми за урок.
8. Рефлексия.
-Выберите карточку, соответствующую вашим ощущениям.
При выходе положите её на лист.