kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Однозначные и многозначные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока исследовательского характера по различным темам по русскому языку для учащихся 5-7 классов. В нём рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм, с которыми связаны все остальные единицы и функционирование которых во многом определяется ими. Предлагаются различные  виды заданий, способствующие формированию и развитию творческого отношения при работе над художественным текстом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Однозначные и многозначные слова»



Тема: Однозначные и многозначные слова

Цель: знать понятия «однозначное» и «многозначное слово»,уметь выбирать значение многозначного слова, соответствующее ситуации, развивать навыки выполнения творческих заданий в соответствии с нормами русского языка, активизировать познавательную деятельность учащихся, продолжить развитие сотрудничества “учитель-ученик”, а также логической памяти учащихся.

Оборудование урока: интерактивная доска, слайды, компьютер, словари.

Ход урока

1.Организационный момент.

Психологический настрой учащихся на работу

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.

Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок!

2. Повторение. Проверка домашнего задания

Словарная работа “Угадайка” – продолжите ответы:

Все слова языка образуют его словарный состав, или…

То, что обозначает слово, является…

Лексическое значение имеют только… части речи.

Кроме лексического значения любое слово имеет…

Взаимопроверка ответов учащихся (Слайд 1), подведение итогов выполнения этого задания.

Определите лексическое значение, раскрывая значение частей слова.

Образец: землекоп — рабочий, который копает землю.

Сталевар, лесоруб, водолаз, змеелов.

3. Изучение нового материала.

1)Основные понятия

Лексика – это словарный состав языка.

Лексическое значение – это основной смысл слова (его содержание).

Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений.

Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением.

 О многозначных словах

Узнать, многозначное ли слово или однозначное, мы сможем в толковом словаре. Чаще мы сами можем ответить, сколько значений у того или иного слова. Например, несложно догадаться, что слово идти многозначное. В словаре С.И. О́жегова выделяются 26 значений этого слова. Но для того чтобы понять, какое именно значение имеется в виду, нам необходимо услышать или увидеть это слово в предложении или в словосочетании. Получается, что со словом идти мы можем составить 26 словосочетаний или предложений, употребив это слово в разных значениях. Например:

Поезд идёт на запад. (Двигаться, перемещаться) Идти в педагогический институт. (Поступать куда-либо, становиться кем-либо) Идёт дым. (Выделяться) Идут слухи. (Распространяться) Идёт вода. (Течь)Идти на дрова. (Предназначаться)

 Работа с учебником – чтение правил Многозначное слово – … , Однозначное слово – … ,

Справка- А каких слов больше в русском языке – однозначных или многозначных? Чтобы ответить на этот вопрос исследователи взяли “Словарь русского языка” С.И. Ожегова, выбрали по принципу “случайного отбора” 35016 слов и установили, что однозначных слов среди них 63%, а многозначных 37%.

Гардероб – 1) шкаф для одежды; 2)помещение в общественном здании для хранения верхней одежды; 3) вся носильная одежда одного человека. Это слово многозначное.

Крыло-1)орган летания у птиц, насекомых;

2)плоскость, служащая для образования подъёмной силы самолёта ;

3) вращающаяся лопасть колеса ветряной мельницы;

4) боковая пристройка к дому, флигель.

4. Закрепление изученного материала.

1)Спишите текст. Укажите у выделенных слов их лексическое и грамматическое значение.

Образец: (После) снегопада. Лекс. знач.— выпадение снега. Грам. знач.— сущ., м. р., Р. п., ед. ч.

После сн..гопада вдруг безоблач..ное голубое небо. Снега так воздушно ле..ки, что их не назовёшь сугробами. Снега искрятся. С..неватые от солнца тени д..рев..ев ярки, как на экране.

2)Докажите, что приведенные ниже слова являются многозначными. Для этого составьте предложения или словосочетания, употребив слова в разных значениях.

Крутой_________________________________________________

Глубокий _______________________________________________

Стол ____________________________________________________

Кухня___________________________________________________

Глухой__________________________________________________

3)Составьте и запишите предложения с прилагательным чистый, употребив его в значениях: 1) незагрязнённый (об одежде, посуде, комнате и т. д.); 2) правильный (о языке); 3) честный; 4) не бывший в употреблении.

4)Работа в группах:

Задание 1 группе:

Определите лексическое значение слова путём подбора близких по значению слов.

Образец: лазурный — светло-синий, цвета голубого неба.      

Оранжевый. Лимонный. Лиловый. Бирюзовый.   

Задание 2 группе:

Определите лексическое значение, раскрывая значение частей слова.

Образец: землекоп — рабочий, который копает землю.

Сталевар, лесоруб, водолаз, змеелов.

5)-  Чтение учителем стихотворения.

Пять рабочих ставят дом,

ставит опыт агроном

(он растит такую рожь —

с головой в неё уйдёшь).

Ставит счётчики монтёр,

ставит фильмы режиссёр.

(Снял он сказку «Колобок»,

чтобы ты увидеть мог!)

Мама ставит пироги

(подойди и помоги).

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк. Спи, не плачь!»

Если кончился рассказ,

ставить точку в самый раз.

(Г.Деленкина.)

—  В одном или в нескольких значениях употреблено слово ставить? Если в нескольких , то сколько их? Определите эти значения , пользуясь для проверки толковым словарём.


6)  Редактирование текста.

Замените повторяющиеся слова другими, чтобы они более точно называли предметы и действия.

Когда солнце опустилось к горизонту, мы сделали привал. И тут дело нашлось каждому. Несмотря на усталость, ребята быстро взялись за дело. Мальчики сделали палатки и костёр. Девочки сделали еду.

Слова для справок: остановиться, работа, развести, разжечь, поставить, приготовить ужин.

VI. Итог урока

— Какие слова называются однозначными? многозначными?

— Как узнать, сколько значений имеет слово?

— Что мы узнали о разных значениях одного многозначного слова?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Тема: Однозначные и многозначные слова

Автор: Кульмуханова Майра Балгазиевна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279954

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока на тему " Однозначные и многозначные слова". "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "117942"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412961988"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока Однозначные и многозначные слова"
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt_uroka_odnoznachnyie_i_mnoghoznachnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "377572"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484061007"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Тест по теме "Однозначные и многозначные слова""
    ["seo_title"] => string(53) "tiest_po_tiemie_odnoznachnyie_i_mnoghoznachnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "362509"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1480083976"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока  на тему "Однозначные и многозначные слова" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "124264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414669850"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Краткосрочный план урока .Однозначные и многозначные слова "
    ["seo_title"] => string(63) "kratkosrochnyi-plan-uroka-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "243061"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445614664"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства