kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Однозначные и многозначные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Однозначные и многозначные слова

Цели урока: Сообщить о многозначных и однозначных словах; учить определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; продолжить работу по приобретению навыков пользования толковым словарём, формировать умение оценить результат своей учебной деятельности, умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы;

Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: раздаточный материал, сигнальные карточки, презентация.

                                               ПЛАН УРОКА.

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Повторение изученного материала (5 мин)
  3. Знакомство с новой темой (15 мин)
  4. Закрепление (15 мин)
  5. Итог (6  мин)
  6. Домашнее задание (2 мин)

                                               ХОД УРОКА.

1.Организационный момент:

 - Добрый день, ребята!  Встаньте, Давайте встанем в круг и пожелаем друг другу всего хорошего на уроке (пожелания учащихся). Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы сегодня дружно поработать на уроке. Сегодня нас ждет интересная работа. А о чем пойдет речь, вы определите сами,   послушав одну сказку.

В одной волшебной стране жили слова и некоторые из них были  похожи друг на друга, но в тоже время отличались друг от друга. И тогда их поместили в один очень полезный словарь.

2.Проверка изученного материала:

- А как назывался этот словарь?

- Какие значения имеет слово?

- Словарный запас человека – это….

- Словарный состав человека – это ….

- У каждого человека одинаковый словарный запас слов или разный?

- Напишите, почему вы так думаете?

Спикер каждой группы  защищает ответы, а затем сверяются с ответами учителя. (ОЦЕНИВАНИЕ)

- А скажите, в какой стране живут  слова и куда их помещают?

Какова главная задача слов? Для чего они необходимы человеку? 

Какова главная задача слова?

Может напоить водою

Может гайку отвинтить

А еще он дверь откроет

Чтоб хозяев в дом впустить.

- Какова же отгадка? (учащиеся рассуждают и дают ответы)

- Что можно сказать о слове КЛЮЧ?

- Итак, ребята, о каком ключе идет речь? Изобразите на А 4  ключ. (ОЦЕНИВАНИЕ)

Формулирование темы урока, постановка цели:

Слово «Ключ» - это однозначное или многозначное слово?

Значит  о чем пойдет речь на уроке?

Чему вы должны научиться сегодня?

К чему должны стремиться?

(учащиеся проговаривают цели и задачи урока)

- Давайте запишем в тетради число, классная работа и тему урока.

3.Открытие новых знаний.

  1. Что значит слово колокольчик в следующих текстах?

                                  Еду, еду в чистом поле;

                                  Колокольчик дин-дин-дин…

                                                                               (А.С. Пушкин)

                                  Колокольчики мои,

                                  Цветики степные!

                                  Что глядите на меня,

                                  Тёмно-голубые?

                                                                                (Алексей Толстой)

-Конечно, колокольчик в этих двух текстах не одно и то же.  В первом – это

звоночек в виде небольшого колокола. Во втором – это цветок. Значит, у слова может быть не одно лексическое значение, а два.

- Что такое многозначные слова? (Многозначные слова – это слова-близнецы, они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные предметы.)

- Что такое однозначные слова? (Однозначные слова имеют только одно значение)

ФИЗМИНУТКА

4.Закрепление

А) - На экране вы видите слова. Разделите слова на 2 группы и запиши в два столбика, 1 – однозначные, 2 - многозначные:

Книга, ключ, шорты, фломастер, язык, корень, рис, телевизор, тарелка, человек, стул, кошка.

- На какие 2 группы вы их разделили? (однозначные и многозначные) (ОЦЕНИВАНИЕ)

Б) Самостоятельная работа

- Напишите примеры  слов, которые, по вашему мнению, будут  являться однозначными?

(ОЦЕНИВАНИЕ)

В) Игра «Найди пару»

- Прочитайте многозначные слова. Докажите, что они многозначные, соединив линиями слова с рисунками. Расскажите о каждом значении слова.

- Как называются все эти слова? (многозначные)

- Почему?

Учащиеся  на А 4  выполняют задание, затем выбирают спикера и защищают работу.

(ОЦЕНИВАНИЕ)

Г) Обратите внимание на экран. Сколько разных картинок на нем. Найдите на картинке слова, имеющие одинаковое название

5.Итог урока:

- Чему учились на уроке?

- Какие слова мы называем однозначными?

- Какие слова мы называем многозначными?

- Где мы можем узнать значение слова?

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли ее достичь? (ответы учащихся)

Ребята поднимите сигнальные знаки:

- я понял тему урока (зеленый)

- я не совсем понял (желтый)

- мне сложно понять эту тему (красный)

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто считает, что может работать еще лучше – поаплодировали себе.

6.Домашнее задание:

- Для того, чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить домашнее задание

1. Составить небольшой рассказ,  используя многозначные слова

2. Записать 3-4 пословицы, в которых есть многозначные слова.

Напишите пожелания одноклассникам на Новый Год на игрушках и повесьте на елочку!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Однозначные и многозначные слова»

Тема: Однозначные и многозначные слова

Цели урока: Сообщить о многозначных и однозначных словах; учить определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; продолжить работу по приобретению навыков пользования толковым словарём, формировать умение оценить результат своей учебной деятельности, умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы;

Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: раздаточный материал, сигнальные карточки, презентация.

ПЛАН УРОКА.

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Повторение изученного материала (5 мин)

  3. Знакомство с новой темой (15 мин)

  4. Закрепление (15 мин)

  5. Итог (6 мин)

  6. Домашнее задание (2 мин)


ХОД УРОКА.

1.Организационный момент:

- Добрый день, ребята! Встаньте, Давайте встанем в круг и пожелаем друг другу всего хорошего на уроке (пожелания учащихся). Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы сегодня дружно поработать на уроке. Сегодня нас ждет интересная работа. А о чем пойдет речь, вы определите сами, послушав одну сказку.

В одной волшебной стране жили слова и некоторые из них были похожи друг на друга, но в тоже время отличались друг от друга. И тогда их поместили в один очень полезный словарь.

2.Проверка изученного материала:

- А как назывался этот словарь?

- Какие значения имеет слово?

- Словарный запас человека – это….

- Словарный состав человека – это ….

- У каждого человека одинаковый словарный запас слов или разный?

- Напишите, почему вы так думаете?

Спикер каждой группы защищает ответы, а затем сверяются с ответами учителя. (ОЦЕНИВАНИЕ)

- А скажите, в какой стране живут слова и куда их помещают?

Какова главная задача слов? Для чего они необходимы человеку?

Какова главная задача слова?

Может напоить водою

Может гайку отвинтить

А еще он дверь откроет

Чтоб хозяев в дом впустить.

- Какова же отгадка? (учащиеся рассуждают и дают ответы)

- Что можно сказать о слове КЛЮЧ?

- Итак, ребята, о каком ключе идет речь? Изобразите на А 4 ключ. (ОЦЕНИВАНИЕ)

Формулирование темы урока, постановка цели:

Слово «Ключ» - это однозначное или многозначное слово?

Значит о чем пойдет речь на уроке?

Чему вы должны научиться сегодня?

К чему должны стремиться?

(учащиеся проговаривают цели и задачи урока)

- Давайте запишем в тетради число, классная работа и тему урока.

3.Открытие новых знаний.

  1. Что значит слово колокольчик в следующих текстах?

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин…

(А.С. Пушкин)

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

(Алексей Толстой)

-Конечно, колокольчик в этих двух текстах не одно и то же. В первом – это

звоночек в виде небольшого колокола. Во втором – это цветок. Значит, у слова может быть не одно лексическое значение, а два.


- Что такое многозначные слова? (Многозначные слова – это слова-близнецы, они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные предметы.)

- Что такое однозначные слова? (Однозначные слова имеют только одно значение)

ФИЗМИНУТКА

4.Закрепление

А) - На экране вы видите слова. Разделите слова на 2 группы и запиши в два столбика, 1 – однозначные, 2 - многозначные:

Книга, ключ, шорты, фломастер, язык, корень, рис, телевизор, тарелка, человек, стул, кошка.

- На какие 2 группы вы их разделили? (однозначные и многозначные) (ОЦЕНИВАНИЕ)

Б) Самостоятельная работа

- Напишите примеры слов, которые, по вашему мнению, будут являться однозначными?

(ОЦЕНИВАНИЕ)

В) Игра «Найди пару»

- Прочитайте многозначные слова. Докажите, что они многозначные, соединив линиями слова с рисунками. Расскажите о каждом значении слова.

- Как называются все эти слова? (многозначные)

- Почему?

Учащиеся на А 4 выполняют задание, затем выбирают спикера и защищают работу.

(ОЦЕНИВАНИЕ)



Г) Обратите внимание на экран. Сколько разных картинок на нем. Найдите на картинке слова, имеющие одинаковое название



5.Итог урока:

- Чему учились на уроке?

- Какие слова мы называем однозначными?

- Какие слова мы называем многозначными?

- Где мы можем узнать значение слова?

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли ее достичь? (ответы учащихся)

Ребята поднимите сигнальные знаки:

- я понял тему урока (зеленый)

- я не совсем понял (желтый)

- мне сложно понять эту тему (красный)

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто считает, что может работать еще лучше – поаплодировали себе.


6.Домашнее задание:

- Для того, чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить домашнее задание

1. Составить небольшой рассказ, используя многозначные слова

2. Записать 3-4 пословицы, в которых есть многозначные слова.

Напишите пожелания одноклассникам на Новый Год на игрушках и повесьте на елочку!






4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока Однозначные и многозначные слова

Автор: Федорова Анастасия Ивановна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока "Однозначные и многозначные слова" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "211195"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431579176"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок русского языка "Слова многозначные и однозначные""
    ["seo_title"] => string(53) "urokrusskoghoiazykaslovamnoghoznachnyieiodnoznachnyie"
    ["file_id"] => string(6) "311009"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459145880"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока на тему " Однозначные и многозначные слова". "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "117942"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412961988"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока  на тему "Однозначные и многозначные слова" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "124264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414669850"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "План-конспект урока в 5 классе на тему «Однозначные и многозначные слова» "
    ["seo_title"] => string(79) "plan-konspiekt-uroka-v-5-klassie-na-tiemu-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241965"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445351063"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства