Разработка урока исследовательского характера по различным темам по русскому языку для учащихся 5-7 классов. В нём рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм, с которыми связаны все остальные единицы и функционирование которых во многом определяется ими. Предлагаются различные виды заданий, способствующие формированию и развитию творческого отношения при работе над художественным текстом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Лексика. Лексическое значение слова.»
Тема: Лексика. Лексическое значение слова.
Цель: знать понятие о лексике, лексическом значении слова, научить составлять словарную статью, вырабатывать умение узнавать слово по его лексическому значению, развивать устную и письменную речь, развивать творческие способности ребят.
Оборудование урока: интерактивная доска, слайды, компьютер, словари.
Эпиграф к уроку:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают и клянутся словом,
Напутствуют , и славят, и чернят.
(Я.Козловский.)
Ход урока
Организационный момент.
Психологический настрой:
-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться, Работать будем старательно, Слушать будем внимательно!
2.Работа над новым материалом.
1.)Слово учителя:
Возможно, вы слышали от кого-то или говорили сами: «Я знаю, всё понимаю, а сказать не могу». Из-за чего это происходит? Скорее всего, у такого человека не хватает словарного запаса, чтобы по́лно выразить свою мысль. Сколько же слов в русском языке? Подсчитать точно не получится, потому что язык постоянно развивается: какие-то слова исчезают, возникают новые слова. В самом большом словаре – «Словаре современного русского литературного языка», который состоит из 17 томов, – более 120 тысяч слов.
Каким же должен быть словарный запас человека? Для того чтобы понимать друг друга, достаточно знать около четырех тысяч слов. А вот для того чтобы создавать яркие высказывания, творчески работать, осваивать новые области знаний, такого количества слов будет недостаточно. Словарный запас человека с высшим образованием составляет приблизительно 10 000 слов. А вот «Словарь языка Пушкина» включает в себя 35 000 слов. В ходе наших уроков мы, конечно, попытаемся пополнить свой словарный запас. Когда вы встречаете новое слово, обращайтесь к толковому словарю, узнавайте лексическое значение такого слова.
2.)Структура речи(от большого к малому) Слайд 1
Текст состоит из предложений, предложения- из слов, слова- из букв (на письме) и звуков(в речи).
Что такое слово?(Основная единица речи.)
Для чего служат слова?(Обозначают предметы, признаки, действия, понятия. Слово соотносится с определенным понятием.)
Что такое лексическое значение?
3.)Основные понятия. Слайд 2
Лексика — совокупность всех слов языка.
Лексикология — раздел науки о языке, который изучает словарный состав.
Лексическое значение – это основной смысл слова (его содержание).
— Лексическое значение слова — это то, что слово обозначает.
Запись терминов в тетрадь.
4.)— Обратимся к словам К.Паустовского: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Слайд 4
— О чем эта цитата?
Что могут обозначать слова, из которых состоит наша речь? (предметы, явления окружающей действительности, понятия, действия, признаки).
3.Закрепление изученного материала
1)«Угадайка». Слайд 5
По развернутому толкованию узнать понятие и записать одним словом.
Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов (маяк.)
Возмущение, крайнее недовольство (негодование).
Цвет. Средний между красным и желтым, цвет апельсина(оранжевый).
Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсе, выставке (жюри).
Часть города, ограниченная пересекающимися улицами(квартал).
Служебное помещение для ответственного лица, специально оборудованное помещение в школе, поликлинике (кабинет).
Запас слов и выражений человека (лексикон).
Попутно комментируя орфограммы.
2.) Контрольное списывание. Слайд 6
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна. Тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей- сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
3)Назвать слова по их лексическому значению, слово запишите, объясните орфограммы. Слайд 7
Тот, кто работает в шахте - (шахтёр) Тот, кто учит детей- (учитель) Тот, кто учится на отлично- (отличник) Здание, где учатся школьники- (школа)
4)Определите слово по его лексическому значению, слово запишите, объясните орфограммы. Слайд 8
Сигнальный электрофонарь с красным, желтым, зеленым стеклом для регулирования движения на улицах. (светофор) Сооружение в виде ступеней для подъема и спуска. (лестница) Намеренное искажение чего-либо, неправда. (ложь) Часть суши, окруженная со всех сторон водой. (остров) Замороженное сладкое кушанье из сливок и сока ягод. (йогурт)
5). Работа со стихотворением Рыленкова о добрых словах. Слайд 9
На доброе слово Не надо скупиться. Сказать это слово- Что дать напиться. Со словом обидным- Нельзя торопиться, Чтоб завтра Себя самого не стыдиться.
— Какова основная мысль текста?
6)Объяснительный диктант
Запишите слова, расставьте их по алфавиту и определите лексическое значение.
а)Наука, которая изучает правила постановки знаков препинания,
б)Наука, которая изучает слово и его лексическое значение,
в)Это словарный запас,
с)Все слова в русском языке.
2. Что такое лексическое значение слова?
а)Смысл слова; то, что слово обозначает,
б)Это корень слова,
в)Наука, которая изучает лексические значения слов,
с)Так называют состав слова.
3. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова: а) в толковом словаре. б) в словаре антонимов русского языка. в) в орфографическом словаре.
4. Словарный состав — это: а) все слова языка. б) слова, которые даны в толковом словаре. в) слова, которые я знаю.
5. Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»? а) А.С.Пушкин. б) Ильф и Петров. в) В.И.Даль.
Взаимопроверка. Оценки.
5. Подведение итогов.
Когда изведав трудности учения, Мы начинаем складывать слова И понимать, что есть у них значения «Вода, огонь, старик, олень, трава». По-детски мы удивлены и рады Тому, что буквы созданы не зря.
6.Домашнее задание
Выучить определения. Записать в тетрадь 2-3 словарные статьи из толкового словаря.