Урок на тему "Предложения с обращениями" разработан в соответствии стребованиями ФГОС. Содержит разные формы работы, направлленные на подготовку к ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Предложения с обращениями"»
Тема урока : «Предложения с обращениями».
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Цель урока: продолжить знакомство с понятием «обращение»; обучение нахождению обращений в речи и правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением.
Задачи урока:
-показать значение обращений в речи;
-научить отличать обращения от подлежащего;
-применять пунктуационные правила в предложениях с обращениями
Планируемые результаты:
Личностные:дети должны научиться понимать роль обращений в речи; соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями; применять пунктуационные правила в предложениях с обращениями; объяснять языковые явления.
Предметные: обучающиеся узнают определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения и правило их постановки , построение схем предложений с обращением.
Метапредметные: должны научиться анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, рассуждать; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Ресурсы урока: Учебник «Русский язык. 5 класс». Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, презентация к уроку, тексты А.С. Пушкина, А.Блока, Г.Абрамяна, сообщение учащегося
Ход урока:
IЭтап мотивации к учебной деятельности
Учитель приветствует детей и задает вопросы. Ученики отвечают.
-Сережа, какая сегодня погода? (Хорошая. Солнечная)
- Полина, как тебя ласково называют дома? (Солнышко)
-Егор, ты посещаешь секцию по волейболу?(Посещаю)
Ребята, почему мне отвечали именно Серёжа, Полина и Егор?
(Их называли по имени, когда задавали вопрос)
Итак, о каких словах мы сегодня узнаем на уроке?
(Слова, которые называют того, к кому обращаются с речью.)
На слайде. Обращение
II Целеполагание.
На слайде №2 слова из стихотворения А.С.Пушкина :
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благославил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Учитель: Ребята, как звали друга А.С.Пушкина? (Иван Иванович Пущин).
Чем являются выделенные слова? Как вы их можете охарактеризовать (ТакА.С.Пушкин обращается к другу)
А как называет его поэт?(Мой первый друг, мой друг бесценный!)
Выпишите основы предложений. (Я благославил; колокольчик огласил).
В каком падеже стоит слово « друг « ? (Им. п.) Является ли оно членом предложения? (?)
Учитель: Ребята, каким существительным можно назвать слова , при помощи которых обращаются. (Обращения)
Учитель: А теперь назовите мне характерные признаки обращения (Это слова, которые называют того , к кому обращаются; они выделяются интонацией)
Учитель:Хорошо. А сейчас прочтите определение в учебнике на стр. 98.
Все ли черты мы назвали, может что-то нужно уточнить?(Может быть не одно слово, а сочетание слов, и интонация называется звательной )
Учитель:.Имеют ли обращения зависимые слова? Выпишите словосочетания.(Мой друг, первый друг, бесценный друг.)
Учитель: Итак, обращения не являются членом предложения и имеют пояснительные слова.
Учитель: Упражнение 213 читаем по ролям, соблюдая звательную интонацию.
Какие знаки препинания вы увидели? (Запятые)
Учитель: Так чему мы должны научиться? Что предстоит выяснить?
Дети высказываются:
(- Отличать обращение от подлежащего.
- На письме выделять запятой или восклицательным знаком .
- Предложения с обращениями произносить с особой звательной интонацией.)
III Актуализация знаний.
Тест. После выполнения теста дети сравнивают свои ответы с эталоном.
Слайд №2 (1.Б; 2.пчёлы)
1.Выбрать правильный ответ:
А)Подлежащее – главный член предложения, который называет действие, состояние или признак.
Б) Подлежащее – это главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком.
В)Подлежащее – это второстепенный член предложения.
2. В предложении Над цветами кружатся золотые пчелы, жадно пьют сладкий мед подлежащим является:
А) пчелы
Б) над цветами
В) мед
IV. Организация познавательной деятельности
Учитель: Выразительное чтение упражнения 217.В каких предложениях выделенные слова являются обращениями, а в каких подлежащими?
(В третьем и четвертом предложених слова «коровушка» и «бурёнушка» являются обращениями, а в седьмом и восьмом подлежащими).
Учитель: Займёмся исследованием.
Работают все группы по одному и тому же тексту.
Задание: первая группа объясняет, чем является словосочетание подруга желанная в первом четверостишии; вторая группа даёт объяснение , чем является это же словосочетание в третьем четверостишии.
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?
Настежь ворота тяжёлые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие весёлые
Не раздавались давно!
С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо! (А.Блок.)
(В первом четверостишии словосочетание подруга желанная является обращением, оно выделяется запятыми; в последнем - подлежащим)
Учитель: Выполняем упражнение 214.Прочитайте предложения и ответьте, что можно сказать о человеке, судя по его обращению к собеседнику? Составьте схемы предложений. Обратите внимание , ребята, что обращение может находиться в любой части предложения.
1.Здравствуйте, Иван Федорович!
2.Мамочка, доброе утро!
3.Добрый день, тётя Марина!
4.Спасибо, Толя, за марки!
(Можно сказать, что человек воспитанный, вежливый.)
Учитель: А теперь обратимся к материалу для самостоятельной работы на странице 100. Можно ли так обращаться к людям?
-Эй, ты, убери свои учебники с моей парты!
-Эй ,вы, давайте начинать игру!
-Ты что, не знаешь правил, быстро уступи дорогу!
(Так говорят невежливые люди)
Учитель: Ребята, а вы так обращаетесь к своим друзьям или одноклассникам?(Да. Нет.)
А как бы вам хотелось, чтобы к вам обращались собеседники?
Учитель: Выполните упражнение 218 самостоятельно. Составьте и запишите в тетради 2-3 предложения. Добавьте слова , выражающие ваши чувства к собеседнику.
(Здравствуйте, уважаемая Екатерина Сергеевна.
Любимая бабушка, спасибо за обед.
Милая мамочка, разреши мне пойти в кино.)
Учитель: поработаем в парах. Составьте небольшой диалог с обращениями (по две реплики от каждого собеседника) и разыграйте его. Диалог в магазине, в библиотеке, в общественном транспорте, на катке, в аптеке, в школе, дома, на улице с незнакомым человеком.
Учитель: Ребята , кто встретился с трудностями при составлении диалога.
(Как обратиться к незнакомому человеку?)
Учитель: Может быть кому-то из вас приходилось слышать, как обращаются к незнакомым людям?
Учитель: Об бращении к незнакомым людям прочтите теоретический материал на странице 101. Как еще можно обращаться к незнакомому человеку? ( Извините. Пожалуйста. Будьте добры.)
Учитель: Сейчас мы с вами послушаем небольшое сообщение , которое подготовила Карина, но сначала определите: в каком падеже стоит слово «старче» и чем оно является в предложении.
Некоторые люди при обращении не используют обычные слова, а говорят какие-то странные формы, типа: «друже», «княже», «Александре Ярославовичу» что это за формы такие?
В древнерусском языке, как и во всех прочих древних славянских языках падежная система состояла не из шести падежей, как сейчас, а из семи. Седьмым падежом был так называемый звательный падеж.
Седьмой падеж — звательный — служил для выражения грамматического обращения. Он имел особые формы лишь для существительных мужского и женского рóда в единственном числе, а в остальных случаях не отличался от именительного (например, Чему, господине, насильно вѣяши в «Слове о полку Игореве»). Нередко звательный падеж называют не падежом, а звательной формой, так как он не выражал отношений существительного к другим словам в словосочетании. Однако он мог иметь зависимые слова и не может быть исключён из системы склонения, значит, его допустимо считать падежом.
К сожалению, этот падеж пропал в современном русском языке, его полностью заменила форма именительного падежа. Та же участь постигла белорусский и словенский языки. Звательный падеж часто используется при доверительном общении, придавая самой фразе оттенок некоторой интимности. Т. е. используя звательный падеж, я показываю своё уважительное отношение к собеседнику.
Как же строить формы звательного падежа? Для решения этого вопроса необходимо обратиться к учебнику древнерусского языка и узнать, как говорили наши далёкие пращуры. А они поступали очень просто. Для слов мужского рода, оканчивающихся на твёрдый согласный, использовалась флексия «-е», для тех же, что оканчивался на мягкий согласный, использовалась флексия «-у». Для слов женского рода использовалась флексия «-о». Конечно, это не совсем корректно, ибо были дополнительные правила, но в целом это было так. Для старославянского языка, кстати, пра́вила были такие же, так что тенденция сия сохранилась для всех славянскихязыков.
Кроме того, в процессе словоизменения происходило чередование согласных: к – ч (человек – человече), г – ж (бог – боже, друг – друже), x – c (влах – власе), с – ш (не всегда, но часто: бес – беше, но Велес – Велесе), з – ж (князь – княже). Также пропадала беглая гласная (орлёнок – орлёнче).
Кстати,в разговорной речи мы часто сокращаем конечные глсные обращений: Саш, иди сюда! Посмотри, мам! Тань, ты скоро? Это следы звательного падежа.
Учитель: Вероника работает на доске остальные в тетрадях. Записываем предложение и выполняем синтаксический разбор.
(Предложение повествовательное, восклицательное, сложное, распространённое; осложнено обращением «степные дороги», оно находится в конце предложения, перед ним стоит выделительная запятая. в предложении две грамматические основы: путь весел и вы хороши; просёлочный и мирный-определения.)
Учитель: работа с текстом.Прочитайте.Определите тип речи и стиль текста. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. После выполнения обменяйтесь тетрадями с соседом и проверте работу друг у друга. Сравните с эталоном на слайде.
(1)Это было в тысяча семьсот шестьдесят трет..ем году.(2) В (П,п)ариж… прох..дили необычные концерты. (3) Когда собиралась публика, на сцену выходил с..милетний мальчик и з..бирался на стул перед клавесином.
(4) «Господа! Каждый мож…т предложить юному музыканту из (В,в)ены любую мелодию, и он тут же сочинит на эту тему пьесу»,- об(ь,ъ)являл в..дущий.
(5) Сочинять во время игры на инструмент… без нотной запис…без предварительного заучивания? (6)Под силу ли это маленькому ребёнку?
(7)Однако малыш бегло просматривал клочок нотной бумаг… с музыкальной фразой, брал несколько аккордов и играл без единой запинк… сочинённую им сонату.
Назовите этого музыканта.
(По Г. Абрамяну)
Первая буква . Найдите в седьмом предложении слово со значением «маленький ребёнок».Сделайте морфемный анализ слова, выпишите первую букву корня.
Вторая буква. Найдите в седьмом предложении глагол с приставкой, выделите её и выпишите из неё третью букву.
Третья буква. Найдите во втором предложении грамматическую основу, выпишите из подлежащего букву, обозначающую непарный глухой и непарный твёрдый звук.
Четвёртая и пятая буквы. Найдите в первом абзаце имя собственное. Выпишите из него вторую и третью буквы.
Шестая буква. Найдите в третьем абзаце инфинитив (неопределённую форму глагола). Выпишите из него предпоследнюю букву.
(Предложение повествовательное, невосклицательное с прямой речью.Прямая речь представляет собой сложное предложение
с двумя грамматическими основами «каждый может предложить и он сочинит» начинается с обращения Господа, выделенного восклицательным знаком. Слова автора находятся после прямой речи, поэтому после кавычек ставится запятая и тире.)
Слайд №4. Тип речи – повествование, стиль текста-художественный. Моцарт - фамилия музыканта.
(1)Это было в тысяча семьсот шестьдесят третЬем году.(2) В ПарижЕ прохОдили необычные концерты. (3) Когда собиралась публика, на сцену выходил сЕмилетний мальчик и зАбирался на стул перед клавесином.
(4) «Господа! Каждый можЕт предложить юному музыканту из Вены любую мелодию, и он тут же сочинит на эту тему пьесу»,- обЪявлял вЕдущий.
(5) Сочинять во время игры на инструментЕ без нотной записИ, без предварительного заучивания? (6)Под силу ли это маленькому ребёнку?
(7)Однако малыш бегло просматривал клочок нотной бумагИ с музыкальной фразой, брал несколько аккордов и играл без единой запинкИ сочинённую им сонату.
Учитель: Схематический диктант. У доски работает Даша. Я читаю предложения, а вы составляете схемы этих предложений. Проверяем работу Даши на доске, а вы сверяете свои ответы с Дашиными.
1.Приветствую тебя, Кавказ седой.
2.Здравствуйте, сосновые леса , солнечные, чистые, сухие.
3. Природа мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни.
4. Мне нынче хорошо и вольно с вами, охотники, крестьяне, рыбаки.
5.Славься, Россия, бессмертною славой, славься, великий наш русский народ!
6, Здравствуй, племя младое, незнакомое
7.Здравствуй , солнце да утро весёлое.
Этап рефлексии
Учитель: Ребята, давайте подведём итог нашего урока.
Ответьте на вопросы, которые вы видите на слайде:
Слайд.№5. Что вы знали об обращении?
Какие знания получили на сегодняшнем уроке?
Будете ли вы применять полученные на уроке знания?
Где вы их будете применять?
Давайте составим синквейн по теме нашего урока:
(Обращение
Яркое, точное
Называет, зовёт, привлекает
Не является членом предложения и выделяется запятыми
Обращение с зависимыми словами)
Домашнее задание
Упражнение 220. Запишите пять предложений с разными обращениями, адресованными одному лицу.
Выпишите из сказок А.С.Пушкина десять предложений с обращениями.
Напишите небольшое сочинение о дружбе. В качестве аргумента приведите пример дружбы А.С.Пушкина с лицейским товарищем И.Пущиным. Используйте предложения с обращениями. Подсказка: посмотрите в интернете, какие прозвища были у лицеистов.