2. | Актуализация. - Сегодня, ребята, мы с вами переходим к изучению новой темы, но сначала повторим изученный материал. Запишем предложение, обозначим орфограммы, потому что одной из цели изучения русского языка является обучение грамотному письму. Под диктовку записывается предложение (без знаков препинания)(один ученик у доски, остальные в тетрадях). Вылезайте муравьи после зимней стужи. Задание: Найдите в этом предложении слово, в котором количество букв не соответствует количеству звуков. - Какое это предложение по цели высказывания? - Дайте характеристику этому предложению (устно). | Вспоминают изученный ранее материал, связанный с формулировкой проблемы (отрабатывается минимум). |
3. | Мотивация(создание проблемной ситуации) - Ребята, это предложение побудительное. А что же выражает побудительное предложение? -Кого же в этом предложении побуждают к действию, к кому обращаются? -Чем же является слово «муравьи» в этом предложении? А значит, темой нашего урока сегодня будут предложения с обращением(тема записывается в тетради и на доске),обращение, ребята, на письме выделяется запятыми, в верху ставится значок О( на доске в записанном предложении). | Вступают в диалог с учителем. Анализ языкового мат-ла, построение умозаключения на основе анализа языкового материала. |
5. | Объяснение нового материала. -А теперь давайте посмотрим, как же в учебнике дается определение обращения (учебник, стр. 98-99). Новый материал оформляется в ходе индуктивной беседы в виде опорной записи на доске. Зачитывается определение на стр. 98, одним из учеников (2-3 ученика повторяют вслух). Затем зачитывается правило на стр. 99 , оформляется опорная запись на доске. | Анализ языкового мат-ла, работа с разными источниками информации, фиксируют на бумаге, доске свое «открытие». |
6. | Первичное закрепление материала на основе д/з. -Итак, сегодня на уроке мы с вами знакомимся с обращением и выделяем его в устной речи и на письме. А теперь вернемся к вашей устной домашней работе: (выразительное чтение в лицах отрывка из сказки «Лисичка со скалочкой» (2-3 пары учащихся)). -Где же в этом отрывке обращения? -Как выделяются интонацией обращения? -Каковы по цели высказывания предложения с обращением? -Кому из ребят удалось интонационно более правильно выделить обращения? | Выразительное чтение текста в лицах (работа в парах), анализ языкового материала, составление связного предложения на лингвистическую тему, установление связей между новым и ранее изученным материалом, тренировка навыков использования нового знания, фиксирование итогов работы групп. |
7.
8.
9. | Дальнейшее закрепление материала. Подача материала о «словах вежливости» о том, как нужно обращаться к человеку в официальной обстановке, к близким и родным (стр. 101). Запись на доске и в «Словарь трудных слов» слов вежливости: здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю, извините. Выполните упр. 214. Прочитать предложения, найти обращения. Списать предложения, обозначая обращения. Работа у доски. Записать под диктовку предложения. 1 ученик у доски: Не трещите морозы в заповедном лесу. Задание: Расставить знаки препинания; Найти обращение, обозначить, указать часть речи; Определить падеж существительного-обращения. Определить, какое это предложение по цели высказывания. 2 ученик у доски: К утру мороз крепчал. Задание: 1) найти существительные и определить их падеж. 2)указать, какими членами предложения они являются; 3) предложение по цели высказывания. Вопрос классу: -Чем похожи подлежащие и обращение? Вывод: и подлежащие и обращение имеют форму И.п. , НО обращение не является членом предложения.
4)Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой по образцу. Упр. 215 Переставить обращения в середину или в конец данных предложений, записать их, расставляя знаки препинания и объяснив их постановку. 5)Упр. 217 6)Составить предложения со словом ПТИЦЫ в качестве подлежащего и обращения. -Посмотрите в окно. Какое время года сейчас за окном? Что происходит с птицами в это время года? Записать предложения на доске и в тетрадях, выделить обращение. (примерные варианты предложений: Осенью птицы улетают на юг. Куда вы, птицы, летите? ) 7) Проверочная работа. Цель работы- проверка умения находить обращения в речи. Учитель зачитывает предложения с обращением и без обращения под номерами. Учащиеся в это время отмечают у себя в тетради номер того предложения, где, по их мнению, есть обращение. -Назовите, пожалуйста, номера записанных вами предложений. Учитель на доске записывает номера нужных предложений. - Кто из вас допустил ошибки в этой работе? (Учащиеся сверяют свою работу с образцом на доске, исправляют ошибки и оценивают свою работу (5-ошибок нет; 4- 1 ошибка; 3-2 ошибки)).
Рефлексия (подведение итогов урока). -Вспомните, какие цели мы ставили? Что нового сегодня мы изучали на уроке? Чему научились? - Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать? Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и поставьте на полях знак ? рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения. Оцените свой уровень. Уровни оценивания своих знаний и умений: Не всё понимаю, испытываю серьёзные затруднения при выполнении практических заданий. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий. Всё хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий. В конце урока уч-ся называют наиболее активно работавших на уроке. Этим учащимся и тем, что работали у доски выставляются оценка после проверки классной работы (поурочный балл). Задание на дом. Параграф 42, выучить определение обращения, составить лингвистическое высказывание по опорной схеме на стр. 99, выписать из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» пять предложений с обращениями ( или упр. 219-базовый уровень). | Работа со «Справочником» («Словарь трудных слов»), анализ языкового материала.
Закрепление.
Отработка пунктуационного навыка в предложениях с обращениями, формирование умения отличать обращения от подлежащего, построение умозаключения на основе на основе наблюдения.
Формулировка вывода на основе работы с языковыми материалами. Формирование умения находить обращение, пунктуационно правильно оформлять его. Парная форма учебной деятельности. Отработка умения отличать в предложении подлежащие от обращения. Закрепление синтаксического навыка. Построение собственных предложений с обращением.
Развитие мыслительных операций анализа языкового материала, логического мышления. Самоконтроль, самооценка и коррекция.
Анализ достижения учебной цели и собственной учебной деятельности. |