Данный урок отражает мою деятельность по проблеме: «Игра – одно из средств активизации познавательных интересов детей на основе современных технологий».Он будет полезен учителям начальных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "обобщение знаний»
Тема: «Обобщение знаний о падежах имён существительных»
Данный урок отражает мою деятельность по проблеме: «Игра – одно из средств активизации познавательных интересов детей на основе современных технологий».
Цель урока:закрепить знания о системе падежей русского языка.
Задачи
Образовательные – отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.
Развивающие- развивать внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, коммуникативных и познавательных действий.
Воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, культуру общения, аккуратность в работе.
Оздоровительные – формирование правильной осанки, гигиенических навыков письма и чтения, развитие мышц глаз, укрепление нервной системы.
Планируемые результаты
Личностные:
- осознание значимости отобранного материала;
- формирование своего отношения к учебной задачи и осознание ее значимости;
- формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- готовность к преодолению трудностей;
Познавательные УУД:
- развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- формировать умение находить общее решение;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
Предметные результаты:
-закрепление навыка определения падежей имён существительных, правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемых ударением, слов с парными глухими и звонкими согласными, закрепление умения разбора предложения по членам предложения;
- создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
- выведение алгоритма действий.
Оборудование:компьютер, доска, карточки с заданиями, перфокарты, светофоры.Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Технология: повторение и закрепление полученных знаний с элементами проблемного обучения.
Форма работы: работа в парах
Методы работы:
словесные (рассказ, беседа),
наглядные (карточки, перфокарты),
практические (работа по карточкам), проблемные, игровые.
Структура урока:
Организационный момент.
Минутка чистописания.
Актуализация знаний.
Постановка темы и цели урока.
Работа над темой урока.
Физкультминутка.
Работа в группах.
Закрепление.
Итог урока.
Выставление отметок.
Объяснение домашнего задания.
Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Ну, ребята, чур, молчок. Начинается урок. Тихо сели – раз, два, три.…
Нам радостно, нам весело!
Смеёмся мы с утра,
Но вот пришло мгновение,
Серьёзным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного.
1. Психологический настрой детей.
- Здравствуйте, ребята!
- С добрым утром, глазки! (Поглаживание век глаз)
- Вы проснулись? (Бинокль)
- С добрым утром, ушки! (Поглаживание ушек)
- Вы проснулись? (Прикладывание ладошек к ушкам)
- С добрым утром, ручки! (Поглаживание кистей рук)
- Вы проснулись? (Хлопки в ладоши)
- С добрым утром, солнце! (Руки раскрыть навстречу солнцу)
- Мы проснулись!!! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться)
- Я рада, ребята, что вы готовы начать наш урок русского языка. Садитесь. Возьмитесь за руки. Через наши руки мы дарим друг другу тепло, хорошее настроение. Скажем все вместе наше желание. «Я хочу сегодня стать умнее и познать новое». Удачи вам, ребята!
А урок наш, сейчас посвящается, Что грамматикой у нас. С любовью называется.
Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать,
Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете
Его родной язык!
В некотором государстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. Живут там шесть братьев-падежей. В городе, в большом и красивом дворце, живет важная особа-грамматика. Её величество приготовило вам минуту чистописания. Открыли свои тетради. Положили под наклоном. Чтобы красиво писать надо правильно сесть. Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику
Массаж рук
- Похлопайте в ладоши
- Пальчики меряются силой.
- Игра на фортепиано.
- Покатайте карандаш между ладонями.
2. Минутка чистописания.
ИРДВТП
Паде . – падежи, падежные вопросы
Учитель:Ребята, посмотрите на доску и скажите написание каких букв, мы будем сегодня повторять? (Сегодня мы будем повторять написание заглавных букв ИРДВТП).
Когда на письме мы используем заглавные буквы? О каких правилах надо помнить, чтобы правильно и красиво написать буквы? (Буквы надо писать с наклоном, на одинаковой высоте и на одинаковом расстоянии).
Открою тетрадь, напишу на «5»!
Выполните минутку чистописания, а я посмотрю, кто красивее всех напишет? Спинки, локти на месте? Молодцы! Красивее всех написала… (Имя ребенка).
Назовите звуки этих букв. Как вы думаете, какая буква лишняя? Почему?
3. Актуализация знаний.
2. Постановка целей и задач урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с одним из понятий русского языка – склонением.
- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока:
- Воскликнул Именительный: «Мой именинник, тот, Который изумительно Науку познаёт!»
- Того, - сказал Родительный: «Я отрицаю, кто
Не может без родителей.
Надеть себе пальто».
- Тому, - ответил Дательный,- Плохое имя дам, Кто не любит старательно Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, - Я буду обвинять, Кто книжку вразумительно Не может прочитать.
- С тем, - заявил Творительный, Я только лишь в ладу, Кто очень уважительно Относится к труду.
- О том, - сказал Предложный,- Я предложу рассказ, Кто в жизни делать может Полезное для нас.
- Так, какая же тема нашего урока?
Дети: «Упражнения в изменение слов по падежам».
- Да, правильно. Какие же задачи мы поставим перед собой на данный урок?
Повторить названия падежей,
Повторить вопросы каждого падежа;
Совершенствовать навык в определении падежей имён существительных;
Развивать навыки грамотного письма.
3. Теоретическая работа
- На первом этапе урока проверяю ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы и затем отвечайте.
- Сколько падежей в русском языке?
Дети – У слова есть шесть падежей, Шесть верных маленьких пажей, Они проходят чередой, За слово в бой готов любой!
- Какой падеж никогда не используется с предлогами? (Именительный)
- Каким членом предложения может быть имя существительное в И.п.? (Одним из главных членов предложения)
- Какой падеж всегда «гуляет» с предлогом? ( Предложный)
-Щедрый падеж. (Д.п.)
- Давайте назовём все падежи с вопросами и со словами - помощниками. (Хором) (Слайд 7)
Какая поговорка помогает запомнить последовательность падежей в русском языке? (Иван рубит дрова,Варвара топит печь)
Физкультминутка. 4. Закрепление пройденного материала
- От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворение «Приключение зелёного листа», а вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали…
Как-то раз с большого клёна.
Оторвался лист зелёный И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Закружилась голова у зелёного листа. Ветер нёс его и нёс, Бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс Шмыг к – зелёному листу! Лапой – хвать зелёный лист… Дескать, поиграем.
Ветер вновь с листом зелёным… Закружил над старым клёном, Но шалун уже устал И ко мне в тетрадь упал. Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном.
- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. Усложним её.
5. Работа по картине
- Что можете сказать о лесе? О воздухе? О погоде? - Просклоняйте слова День, погода, утро.
6. Открыли учебники по закладке,упр.147.по заданию.
7. Самостоятельная работа по вариантам (на карточках)
Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:
I вариант
II вариант
Бр…дил по л…су,
ч…десная п…года,
прячутся под б…рёзами,
всп…минали о лете.
Прол…тала над лесом,
был на …кскурсии,
вырастают из з…мли,
шли по тр…пинке.
8. Самопроверка (Работа в парах)
- А теперь, проверьте.
I вариант
II вариант
Бродил по лесу, (Д.п.)
чудесная погода, (И.п.)
прячутся под берёзами, (Т.п.)
вспоминали о лете. (П.п.)
Пролетала над лесом, (Т.п.)
был на экскурсии,(П.п.)
вырастают из земли, (Р.п.)
шли по тропинке. (Д.п.)
9. Задание – тест на определение падежной формы существительных
- Ребята, запишите в тетради в строчку числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.
Заблудился в лесу;
Перепрыгнул через лужу;
Вышел из ворот;
Побежал по коридору;
Беспокоились о сыне;
Стучали в дверь;
Разрезал ножницами;
Подарила бабушке;
Стучал молотком;
Отвечать у доски.
10. Самопроверка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
П В Р Д П В Т Д Т Р
11. Работа по таблице
- Давайте вспомним ещё один момент, который мы с вами не оговаривали особо. Мы знаем, что в русском языке есть шесть падежей, знаем, на какие вопросы отвечают имена существительные в каждом падеже. А теперь, ответьте, мне, пожалуйста: в каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?
Дети: Во всех, кроме именительного.
- В каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов.
Дети: В предложном.
- А что можно сказать о существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах?
Дети: Они могут употребляться и без предлогов.
- Можете ли вы назвать предлоги, которые употребляются только в каком – то одном падеже?
Дети: По таблице.
12. Итог урока
- Подведём итог урока. - В чём заключалась цель нашего урока? - Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните. - Чью работу на уроке хотите отметить?
13. Домашнее задание
- Закрепить знания о предлогах и окончаниях падежей. С. 136 упр.1,2
ГБОУ «Специальная школа – интернат г. Грязи»
Урок русского языка по теме:
«Обобщение знаний о падежах имён существительных»
Подготовила и провела учитель 4 «А» класса Л.В. Черешневская