Цель урока: учащиеся смогут систематизировать знания о глаголе;отработать навык правописания глаголов;смогут усвоить алгоритм морфологического разбора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Морфологический разбор глагола"»
Тема урока: «Морфологический разбор глагола»
Цель урока: учащиеся смогут систематизировать знания о глаголе; отработать навык правописания глаголов; смогут усвоить алгоритм морфологического разбора.
Тип урока: Урок систематизации и углубления изучаемого материала.
Метод: Словесный, практический, наглядный.
Оборудование: рабочие тетради, учебное пособие, плакат с алгоритмом разбора глагола.
Сквозная тема: Пословицы башкирского и татарского народа
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует на уроке?
Сәлеметсіндер ме! Отырыңдар.
Сабақта кім жоқ?
Good morning dear pupils! Sit down.
Who is on duty tooday?
Who is absent?
Пословицы
Сильный победит одного, знающий - тысячу.( Башкирская)
Ростом вышел, а умом нет. (Татарская)
Хочешь яблока - ухаживай за яблоней. (Татарская)
Себя не возвеличивай, других не унижай. (Башкирская)
Ребята найдите глагол в третьей пословице (хочешь, ухаживай)
Что вы можете о нём (них) сказать?
2.Актуализация изученного материала.
Повторение теоретических сведений о глаголе.
- Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе.
- Какие виды глаголов вы знаете?
-На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида и несовершенного вида?
- Что значит переходность глагола?
- Что такое спряжение?
- Какие наклонения глагола вы знаете?
- В чем особенности каждого из них?
- Что мы с вами сейчас повторили о глаголе?
- Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. А только ли по морфологическим признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи?
- Как правильно выполнить морфологический разбор глагола?
3. Сообщение темы и целей урока
Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – всё в действие придёт,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
( В.Кондрашов)
-О какой части речи говорится в стихотворении?
“Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи .’’
-Что обозначает глагол?
(Глагол обозначает движение, действие, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)
Учитель. Давайте послушаем, что значит слово глаголи что говорит о нем в своем “Толковом словаре” всезнающий В. Даль.
Термин глагол – в переводе с латинского значит “слово, речь”.
-Сегодня мы продолжим изучать эту самостоятельную часть речи под названием «Глагол»
-О глаголе мы узнали многое, нам осталось лишь подвести итог изучению данной темы, а значит, цель нашего урока: (формулируют учащиеся)
4. Изучение нового материала
Напомню. Тема нашего урока «Морфологический разбор глагола». Мы обобщим весь теоретический материал об этой части речи, вспомним его определение, особенности, морфологические и синтаксические. И, самое важное, познакомимся с планом морфологического разбора, сделаем устные и письменные разборы, чтобы закрепить весь изученный материал.
Не стоит забывать, что морфология это точная наука, в ней не должно быть приблизительных ответов.
С чего начинается любой морфологический разбор?
Любой морфологический разбор начинается с определения части речи. Поэтому следует запомнить, что глагол – это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросычто делать? что сделать?
Что же будем делать дальше?
Все просто. Найдем начальную форму нужного нам слова.
У глаголов начальной формой является инфинитив, то есть неопределенная форма.
Какая форма глагола является неопределенной?
В этой форме глагол не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо; только называет действие.
Поставили слово в начальную форму. Что же дальше?
Вторым пунктом морфологического разбора всегда является определение морфологических признаков,у каждой части речи они свои.
Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные.
Какие постоянные признаки есть у глагола.
Всего мы можем назвать четыре постоянных признака. Это вид, переходность, возвратность, спряжение. Хочу вам еще раз напомнить, что же это такое.
Вид может быть совершенным и несовершенным. Определяется с помощью вопроса. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? (говорить, думать, считать) и указывают на продолжительность и повторяемость действия. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? (сказать, подумать, пересчитать) и указывают на результат действия.
Переходность.Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.
Возвратность.Глаголы, имеющие суффикс -ся (-сь), называются возвратными. Соответственно, без этих суффиксов глаголы являются невозвратными. Например: умыть (невозвр.)/умыться (возвр.).
Спряжение. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Склоняются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам. Сколько спряжений в русском языке?
Класс отвечает.
В русском языке два спряжения. Как их определять, все должны знать.
Класс рассказывает правило: Все глаголы, оканчивающиеся на -ИТЬ, второго спряжения, кроме глаголов брить,стелить и 11 глаголов исключений. Остальные глаголы с безударным личным окончанием относятся к 1 спряжению.
Но нужно еще помнить про разноспрягаемые глаголы. То есть глаголы, которые частично спрягаются по первому склонению, частично — по второму.
Итак, постоянные признаки мы определили: вид, возвратность, переходность и спряжение. Дальше идут непостоянные признаки?
Совершенно верно. Я опять хочу обратиться к классу: какие непостоянные признаки есть у глагола?
Как видим непостоянных признаков у глагола больше, всего их пять и с ними все немножечко сложнее. Наклонение. Число. Время. Лицо. Род.
Наклонение— морфологический признак, присущий только глаголам,
Глагол имеет три наклонения: изъявительное, условное и повелительное.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить.
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить.
Число в современном русском языке может быть единственным и множественным, глаголы всех трех наклонений изменяются по числам.
Время— прошедшее, настоящее или будущее — есть только у глаголов в изъявительном наклонении.
Лицоможет быть первым, вторым и третьим в зависимости от того, кто является субъектом (исполнителем) действия. Глаголы условного наклонения по лицам не изменяются, а глаголы повелительного наклонения обычно употребляются в форме 2-го лица. Здесь же стоит упомянуть безличные глаголы, то есть глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), например, смеркалось, вечереет.
Род.Помним, что род у нас бывает мужским, женский и средним. Далеко не во всех формах глагола его можно определить. Род есть только в единственном числе прошедшем времени изъявительного наклонения (пошел, пошла, пошло) и в единственном числе условного наклонения.
Видим, что у нас полностью заполнилось два пункта плана разбора. Остался последний, третий пункт. Что же там должно появиться?
Конечно, как и в любом разборе самостоятельной части речи, в третьем пункте мы должны сказать о синтаксической роли глагола.
В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения.
План разбора глагола
I
Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II
Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A
Постоянные морфологические признаки:
1
вид (совершенный, несовершенный);
2
возвратность (невозвратный, возвратный);
3
переходность (переходный, непереходный); 4 спряжение (первого, второго, или разноспрягаемый глагол)
Б
Непостоянные морфологические признаки:
1
наклонение;
2
время (в изъявительном наклонении);
3
число;
4
лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5
род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
III
Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).
5. Закрепление изученного материала
(Разбор глаголов у доски)
Учащиеся выполняют задания письменно, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
1.Тает мокрый снег.
I. Тает – глагол.
Снег (что делает?) тает.
Н.ф. – таять.
II. Пост. – несов.в., неперех., I спр.;
непост. — в изъявит. накл., в ед.ч., в наст. вр., в 3-м лице.
III. Снег (что делает?) тает (сказуемое).
2.Перепиши этот текст.
I. Перепиши – глагол.
(Что сделай?) перепиши.
Н.ф. – переписать.
II. Пост. – сов.в., перех., I спр.;
непост. — в повелит. накл., в ед.ч., в 2-м лице.
III. (Что сделай?) перепиши (сказуемое).
3.Я хотел бы стать космонавтом.
I. Хотел (бы) – глагол.
Я (что делал?) хотел (бы).
Н.ф. – хотеть.
II. Пост. – несов.в., перех., разноспрягаемый;
непост. — в услов. накл., в ед.ч., в муж. роде.
III. Я (что делал?) хотел бы стать (сказуемое).
4.Пошел бы – глагол.
I. (Что сделал бы?) пошел бы.
Н.ф. – пойти.
II. Пост. – сов.вид, неперех., невозвр.,1 спр.;
непост. – условное накл., ед.ч., муж. род.
III. (Что сделал бы ?) пошёл бы.
6. Физминутка
5.Завожу - глагол.
I. (Что делаю?) завожу.
Н.ф. – заводить.
II. Пост. – несов. вид, перех., невозвр., 2 спр.;
непост. – изъявит. накл., наст. вр., ед.ч., 1л.
III.(Что делаю) завожу.
6. Вези – глагол.
I. (Что делай?) вези.
Н.ф. – везти.
II. Пост. – несов. вид, перех., невозвр., 1 спр.;
непост. – повел. накл., ед.ч., 2 л.
III(Что делай?) вези.
7. Бояться – глагол.
I. (Что делать?) бояться.
Н.ф. – бояться.
II. Пост. – несов. вид, неперех., возвр.; неопр.ф.
III .(Что делать?) бояться.
8.Вытянул – (что сделал?) глагол
I.Н.ф.- вытянуть
II.Пост.пр.: сов.в., перех., возвр.,1 спр.
Непост пр.: изъяв.накл., ед.ч., прошедшее время, 3 лицо, м.р.
III .Он (что сделал?) вытянул (сказуемое)
9.Положил – (что сделал?)
I.Н.ф. – положить
II.Пост. пр.: сов.в., перех., возвр., 2 спр.
Непост.пр.: изъяв.накл., ед.ч., прошедшее время, 3 лицо, м.р.
III .Он (что сделал?) положил (сказуемое)
7. Информация о домашнем задании.
Стр.289 упр.905
8.Итог урока. Ребята, давайте подведем итог нашего урока.
Балалар, сабағымызды қорытындайық.
Children let's sum up our lesson.
Учитель. Чтобы подвести итог урока предлагаю вам вспомнить, что мы говорили о глаголе, что повторяли о нем, что узнали нового.