kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок   развития речи             1 сентября                        класс: 9

Тема урока: Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Цель: показать учащимся значение чтения для развития личности;

          содействовать формированию читательского интереса, устойчивого

          желания читать литературу, развитию мышления, памяти, обогащению

          словаря, расширению читательского кругозора, обогащению

           читательского опыта, воспитывать интерес к книге; привычку к поиску

          нужной информации в книгах;

          формировать тип правильной читательской деятельности,

          читательскую самостоятельность учащихся; развивать речь, формируя

          навыки изложения содержания текста кратко, своими словами.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карточки с заданиями, энциклопедии, справочники,  иллюстрации к изученным произведениям, презентация « Памятники книге».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Люди перестают мыслить, когда перестают читать.»








Урок развития речи 1 сентября класс: 9

Тема урока: Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Цель: показать учащимся значение чтения для развития личности;

содействовать формированию читательского интереса, устойчивого

желания читать литературу, развитию мышления, памяти, обогащению

словаря, расширению читательского кругозора, обогащению

читательского опыта, воспитывать интерес к книге; привычку к поиску

нужной информации в книгах;

формировать тип правильной читательской деятельности,

читательскую самостоятельность учащихся; развивать речь, формируя

навыки изложения содержания текста кратко, своими словами.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карточки с заданиями, энциклопедии, справочники, иллюстрации к изученным произведениям, презентация « Памятники книге».


Ход урока.


  1. Речевая зарядка.

- Какое сегодня число?

- Как называется сегодняшний день?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?

  1. Сообщение темы урока

- Чтобы узнать тему нашего урока сегодня вам нужно разгадать загадку:

    • Сама мала, а ума придала ( ….. )

    • Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней ( …..)

Как вы думаете, о чём эти загадки?:

- Ключевые слова на сегодня: источник, памятник, знания, книга, информация, кругозор, притча.

Назвать имя человека, который первым стал печатать книги.

- Назовите своего любимого писателя.

3. Информационный этап урока.

- Да, сегодня мы будем говорить о книге. Мир книг – это самое выдающееся изобретение человечества. Ничто другое из созданного людьми не живет так долго. Памятники рассыпаются, нации погибают, цивилизации стареют и умирают. После темной эпохи другие народы создают другие цивилизации и памятники. Но в мире книг есть такие тома, которые продолжают жить и оставаться актуальными, словно они написаны сегодня. Они все еще рассказывают читателям о людях, которые умерли столетия назад. Книги помогают нам узнать о прежней жизни, о дальних событиях и странах, о борьбе и чудесных путешествиях, о великих открытиях. Поэтому 2016 год назван Годом книги.
- Сейчас мы с вами определим, какая же польза от книг и составим памятку.

Учащиеся читают карточки, содержащие информацию о пользе чтения, и составляют краткое и точное подтверждение значения чтения для человека своими словами.

1. Первое место занимает стимулирование четкого, логического мышления и развития воображения. Любой читающий человек, после прочтения книги, старается сам придумать продолжение или изменить какой-либо факт, что повлечет за собой совсем иное развитие событий.

Книги развивают мышление и воображение человека.

2. Грамотность на уровне рефлекса. При чтении грамотно написанной литературы, правильно построенных предложений и различных оборотов речи, у человека вырабатывается так называемый рефлекс грамотности.

Книга делает человека грамотным.

3. Чтение способствует общению. После прочтения новой книги, возникает естественное желание поделиться впечатлениями с другими людьми, о прочитанном. Это дает новые темы для беседы, обсуждения, обмена мнениями. Со временем у вас разовьется навык опытного рассказчика, так как пересказывая смысл прочитанного вы постепенно будете улучшать свой собственный стиль общения.

Чтение развивает и обогащает речь человека.

4. О читающем человеке никогда не скажут, что он не может связать двух слов. Чем начитаннее вы становитесь, тем больше вы расширяете свой кругозор, у вас появляется много новых тем для разговоров, с вами интересно общаться.

Чтение развивает кругозор.

5. Читая вслух, мы невольно совершенствуем произношение. Правильная, красивая речь может стать одним из ваших преимуществ.

Чтение делает нашу речь красивой и правильной.

6. Попробуйте при чтении выделять главные моменты, особенности характеров героев, делая пометки карандашом на полях. Так вы сможете улучшить механическую память. Как известно, все записанное лучше усваивается и запоминается.

Чтение развивает память.

7. У каждого существует свой, особый способ чтения, при котором вы лучше воспринимаете всю полученную информацию, она легче усваивается вашим мозгом.

Книга даёт человеку новую информацию и развивает мозг.

 Из составленных высказываний вместе составляем памятку «О пользе чтения».

«О пользе чтения».

Книги развивают мышление и воображение человека.

Книга делает человека грамотным.

Чтение развивает речь человека.

Чтение развивает кругозор.

Чтение развивает память.

Книга даёт человеку новую информацию и развивает мозг.

4. Игра « Пословицы».

- Мы поговорили о пользе книг. А сейчас отдохнём и поиграем.

Вам нужно запомнить как можно больше пословиц, а затем дополнить их:

  • Береги книгу - она поможет тебе жить.

  • Золото добывают из земли, а знания - из книги.

  • Кто много читает, тот много знает.

  • Книга для ума, что тёплый дождик для всходов.

  • С книгой поведёшься, ума наберёшься.


Ученики запоминают пословицы. Затем им предлагается первая часть пословицы - нужно закончить её:


Книга для ума, …..

Кто много читает, …

С книгой поведёшься,….

Береги книгу -….

Золото добывают из земли, …

5. Закрепление.

- Мы уже говорили, что книги делают нас умнее, дают нам новые знания. Сейчас мы это проверим. У вас на парте лежит карточка с вопросом и книга. Найдите в книге ответ на вопрос.

Учащиеся находят в справочниках ответ на свой вопрос.

- Вы сейчас убедились, что книга может быть вам хорошим помощником в поиске нужной информации. В благодарность за это люди всего мира поставили книге памятник .

Учащиеся просматривают презентацию « Памятники книге».

6. Итог. Рефлексия.

- Прочтите Притчу о книге и сделайте вывод, как книга помогла мальчику. Запомните, что говорил о книге учитель.

Притча о книге

Когда в школу пришёл слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя:

— Как же он будет учиться, если он слепой?

— Слеп человек без книги. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками, — объяснил учитель.

Сначала дети дразнили слепого, но мальчик на шутки не обижался. У слепого была отличная память, и он всё запоминал с первого раза. Дети вскоре привыкли к слепому мальчику и просили у него помощи на уроках. Когда дети убегали на перерыв, слепой оставался в классе и читал. Сначала книг у него было мало, но учитель выписывал их, откуда только можно. Иногда после уроков учитель сам читал вслух слепому мальчику, и они вместе обсуждали прочитанное.

Однажды во время урока учитель почувствовал острую боль в сердце. Он сжал зубы и медленно опустился на стул. Боль не отпускала, но учитель решил довести урок до конца.

В этот момент слепой мальчик закричал:

— Нашему учителю плохо, срочно нужен врач.

Дети вскочили с мест. Пришёл врач, и учителя унесли на носилках в больницу.

— Как ты узнал, что учителю плохо? — удивились дети.

— У него дрожал голос, он побледнел и замолк в середине фразы. Тогда я всё понял.

— Разве ты видишь? — спросил один мальчик.

— Не вижу, но чувствую. Например, я чувствовал, Антуан, что ты сегодня утром был грустный, наверное, тебя отругали дома.

— Да, верно. Но как можно чувствовать, если не видишь? — изумился Антуан.

— Меня книги научили чувствовать, — объяснил слепой мальчик. — Когда человек чувствует, он словно видит. Помнишь, учитель нам говорил: «Слеп человек без книги».

Ответить на вопросы:

1.Почему дети удивились, увидев нового мальчика?

2. Как мальчик читал книги?

3. Как к нему относились ребята?

4. Что делал мальчик на перерывах?

5. Что случилось с учителем на уроке?

6. Кто первый заметил, что учителю плохо?

7. Чему научили мальчика книги?

- Какую книгу вы прочитали летом?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Тема урока: Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Автор: Гонтарь Алла Тимофеевна

Дата: 18.10.2016

Номер свидетельства: 350307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Развитие умения самостоятельной работы с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста. "
    ["seo_title"] => string(104) "razvitiie-umieniia-samostoiatiel-noi-raboty-s-tiekstom-opriedielieniie-tiemy-idiei-probliematiki-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "124183"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414657122"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-russkogho-iazyka-v-11-m-klassie-ot-analiza-tieksta-k-sochinieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "143830"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418583546"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Классный час "День знаний""
    ["seo_title"] => string(26) "klassnyi_chas_den_znanii_4"
    ["file_id"] => string(6) "520432"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1569097022"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "сценарий классного часа 1 сентября в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(53) "stsienarii-klassnogho-chasa-1-sientiabria-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "307091"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458242526"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Чтение – познание «откровений» мудрости"
    ["seo_title"] => string(37) "chtieniiepoznaniieotkrovieniimudrosti"
    ["file_id"] => string(6) "340028"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471623086"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства