навыки изложения содержания текста кратко, своими словами.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: карточки с заданиями, энциклопедии, справочники, иллюстрации к изученным произведениям, презентация « Памятники книге».
Ход урока.
Речевая зарядка.
- Какое сегодня число?
- Как называется сегодняшний день?
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?
Сообщение темы урока
- Чтобы узнать тему нашего урока сегодня вам нужно разгадать загадку:
Сама мала, а ума придала ( ….. )
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней ( …..)
Как вы думаете, о чём эти загадки?:
- Ключевые слова на сегодня: источник, памятник, знания, книга, информация, кругозор, притча.
Назвать имя человека, который первым стал печатать книги.
- Назовите своего любимого писателя.
3. Информационный этап урока.
- Да, сегодня мы будем говорить о книге. Мир книг – это самое выдающееся изобретение человечества. Ничто другое из созданного людьми не живет так долго. Памятники рассыпаются, нации погибают, цивилизации стареют и умирают. После темной эпохи другие народы создают другие цивилизации и памятники. Но в мире книг есть такие тома, которые продолжают жить и оставаться актуальными, словно они написаны сегодня. Они все еще рассказывают читателям о людях, которые умерли столетия назад. Книги помогают нам узнать о прежней жизни, о дальних событиях и странах, о борьбе и чудесных путешествиях, о великих открытиях. Поэтому 2016 год назван Годом книги. - Сейчас мы с вами определим, какая же польза от книг и составим памятку.
Учащиеся читают карточки, содержащие информацию о пользе чтения, и составляют краткое и точное подтверждение значения чтения для человека своими словами.
1. Первое место занимает стимулирование четкого, логического мышления и развития воображения. Любой читающий человек, после прочтения книги, старается сам придумать продолжение или изменить какой-либо факт, что повлечет за собой совсем иное развитие событий.
Книги развивают мышление и воображение человека.
2. Грамотность на уровне рефлекса. При чтении грамотно написанной литературы, правильно построенных предложений и различных оборотов речи, у человека вырабатывается так называемый рефлекс грамотности.
Книга делает человека грамотным.
3. Чтение способствует общению. После прочтения новой книги, возникает естественное желание поделиться впечатлениями с другими людьми, о прочитанном. Это дает новые темы для беседы, обсуждения, обмена мнениями. Со временем у вас разовьется навык опытного рассказчика, так как пересказывая смысл прочитанного вы постепенно будете улучшать свой собственный стиль общения.
Чтение развивает и обогащает речь человека.
4. О читающем человеке никогда не скажут, что он не может связать двух слов. Чем начитаннее вы становитесь, тем больше вы расширяете свой кругозор, у вас появляется много новых тем для разговоров, с вами интересно общаться.
Чтение развивает кругозор.
5. Читая вслух, мы невольно совершенствуем произношение. Правильная, красивая речь может стать одним из ваших преимуществ.
Чтение делает нашу речь красивой и правильной.
6. Попробуйте при чтении выделять главные моменты, особенности характеров героев, делая пометки карандашом на полях. Так вы сможете улучшить механическую память. Как известно, все записанное лучше усваивается и запоминается.
Чтение развивает память.
7. У каждого существует свой, особый способ чтения, при котором вы лучше воспринимаете всю полученную информацию, она легче усваивается вашим мозгом.
Книга даёт человеку новую информацию и развивает мозг.
Из составленных высказываний вместе составляем памятку «О пользе чтения».
«О пользе чтения».
Книги развивают мышление и воображение человека.
Книга делает человека грамотным.
Чтение развивает речь человека.
Чтение развивает кругозор.
Чтение развивает память.
Книга даёт человеку новую информацию и развивает мозг.
4. Игра « Пословицы».
- Мы поговорили о пользе книг. А сейчас отдохнём и поиграем.
Вам нужно запомнить как можно больше пословиц, а затем дополнить их:
Береги книгу - она поможет тебе жить.
Золото добывают из земли, а знания - из книги.
Кто много читает, тот много знает.
Книга для ума, что тёплый дождик для всходов.
С книгой поведёшься, ума наберёшься.
Ученики запоминают пословицы. Затем им предлагается первая часть пословицы - нужно закончить её:
Книга для ума, …..
Кто много читает, …
С книгой поведёшься,….
Береги книгу -….
Золото добывают из земли, …
5. Закрепление.
- Мы уже говорили, что книги делают нас умнее, дают нам новые знания. Сейчас мы это проверим. У вас на парте лежит карточка с вопросом и книга. Найдите в книге ответ на вопрос.
Учащиеся находят в справочниках ответ на свой вопрос.
- Вы сейчас убедились, что книга может быть вам хорошим помощником в поиске нужной информации. В благодарность за это люди всего мира поставили книге памятник .
- Прочтите Притчу о книге и сделайте вывод, как книга помогла мальчику. Запомните, что говорил о книге учитель.
Притча о книге
Когда в школу пришёл слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя:
— Как же он будет учиться, если он слепой?
— Слеп человек без книги. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками, — объяснил учитель.
Сначала дети дразнили слепого, но мальчик на шутки не обижался. У слепого была отличная память, и он всё запоминал с первого раза. Дети вскоре привыкли к слепому мальчику и просили у него помощи на уроках. Когда дети убегали на перерыв, слепой оставался в классе и читал. Сначала книг у него было мало, но учитель выписывал их, откуда только можно. Иногда после уроков учитель сам читал вслух слепому мальчику, и они вместе обсуждали прочитанное.
Однажды во время урока учитель почувствовал острую боль в сердце. Он сжал зубы и медленно опустился на стул. Боль не отпускала, но учитель решил довести урок до конца.
В этот момент слепой мальчик закричал:
— Нашему учителю плохо, срочно нужен врач.
Дети вскочили с мест. Пришёл врач, и учителя унесли на носилках в больницу.
— Как ты узнал, что учителю плохо? — удивились дети.
— У него дрожал голос, он побледнел и замолк в середине фразы. Тогда я всё понял.
— Разве ты видишь? — спросил один мальчик.
— Не вижу, но чувствую. Например, я чувствовал, Антуан, что ты сегодня утром был грустный, наверное, тебя отругали дома.
— Да, верно. Но как можно чувствовать, если не видишь? — изумился Антуан.
— Меня книги научили чувствовать, — объяснил слепой мальчик. — Когда человек чувствует, он словно видит. Помнишь, учитель нам говорил: «Слеп человек без книги».