kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Словарный диктант.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повторить правописание глаголов на -тся и -ться.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Наблюдение над материалами учебника, с. 34.

1. Работа по картинке. Учащиеся поясняют наличие и отсутствие ь в глаголах купаться, валяется.

Уточняется форма глаголов.

2. Игра «Найди на картинке глаголы на -тся и -ться».

(Бросается, плескаться, улыбается, качаться (на воде), выливаться, дождаться, выплескивается)

III. Повторение правила на с. 34 с чтением образца рассуждения. Выполнение упражнения 77.

VI. Сообщение учителя.

– У глаголов в русском языке никогда не пишется «ца» в конце слова! Только слышится!

V. Выборочный диктант.

 Задание. Выберите на слух глаголы из предложения и запишите в группу -тся или -ться.

Правдой мир держится, честный правды не боится. Нечем хвалиться, если из рук все валится. Станешь лениться – будешь в хвосте волочиться. Учиться никогда не поздно. Хорошо трудиться – хлеб уродится. Кто врага не боится, того пуля сторонится. Кто хочет учиться, того лень боится. Недаром говорится, что дело мастера боится.

Пословицы

VI. Составить три–четыре предложения с глаголами на -тся и -ться, выделить грамматические основы.

VII. Словарный диктант

Громадный, апельсин, бинокль, грамотный, костюм, профессия, канал, мандарин, рассвет, маршрут, рюкзак, ремень.

Домашнее задание: упражнение 78, правило, с. 34.

Р/Р ТЕМА ТЕКСТА

Цели: показать, как в сочинении должна раскрываться тема; развивать умение соотносить тему и содержание высказывания; развивать понятие узкой и широкой темы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Определение темы текста.

Учитель читает стихотворение, опустив его название.

Дождь

              По небу голубому

              Проехал грохот грома,

              И снова все молчит.

              А миг спустя мы слышим,

              Как весело и быстро

              По всем зеленым листьям,

              По всем железным крышам,

              По цветникам, скамейкам,

              По ведрам и по лейкам

              Пролетный дождь стучит.

                     С. Маршак

С о о б щ е н и е   у ч и т е л я: каждый текст создается на определенную тему. Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

III. Работа с текстом.

· Задание. Прослушайте текст, определите тему.

Кони в золоте лучей

Летом мы со старшим братом были у бабушки в деревне. Брат в прошлом году закончил техническое училище и теперь работает на заводе. Осенью он пойдет в армию, а потом будет учиться в институте.

Однажды на рассвете мы отправились на рыбалку. Пришли на место. Закинули удочки. Но я смотрел не на поплавок, а на то, как у другого берега ребята купали лошадей. Искупали, сели на них верхом и поскакали по крутому берегу реки. В это время появилось солнце! Было так прекрасно: кони в золотых лучах солнца!

Они скакали, едва касаясь копытами земли. Их хвосты и гривы развевались на ветру и казались золотыми…

Несколько минут я стоял как завороженный, хотя кони были уже далеко. Клёв в то утро был отменный. Бабушка нашим уловом была довольна.

В о п р о с ы   и   з а д а н и я:

– Удачно ли озаглавлен текст?

– Укажите в тексте такие предложения, которые не помогают раскрытию темы.

– Где можно расширить повествование?

– Какое из предложений является ключевым, раскрывающим тему?

IV. Выполнение упражнения 79.

V. Сообщение учителя.

Каждое слово имеет значение в раскрытии темы. Например, темы «Снег» и 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Словарный диктант.»

Тема: ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Словарный диктант.

Цель: повторить правописание глаголов на -тся и -ться.

Ход урока


I. Проверка домашнего задания.

II. Наблюдение над материалами учебника, с. 34.

1. Работа по картинке. Учащиеся поясняют наличие и отсутствие ь в глаголах купаться, валяется.

Уточняется форма глаголов.

2. Игра «Найди на картинке глаголы на -тся и -ться».

(Бросается, плескаться, улыбается, качаться (на воде), выливаться, дождаться, выплескивается)

III. Повторение правила на с. 34 с чтением образца рассуждения. Выполнение упражнения 77.

VI. Сообщение учителя.

– У глаголов в русском языке никогда не пишется «ца» в конце слова! Только слышится!

V. Выборочный диктант.

 Задание. Выберите на слух глаголы из предложения и запишите в группу -тся или -ться.

Правдой мир держится, честный правды не боится. Нечем хвалиться, если из рук все валится. Станешь лениться – будешь в хвосте волочиться. Учиться никогда не поздно. Хорошо трудиться – хлеб уродится. Кто врага не боится, того пуля сторонится. Кто хочет учиться, того лень боится. Недаром говорится, что дело мастера боится.

Пословицы

VI. Составить три–четыре предложения с глаголами на -тся и -ться, выделить грамматические основы.

VII. Словарный диктант

Громадный, апельсин, бинокль, грамотный, костюм, профессия, канал, мандарин, рассвет, маршрут, рюкзак, ремень.

Домашнее задание: упражнение 78, правило, с. 34.



Р/Р ТЕМА ТЕКСТА


Цели: показать, как в сочинении должна раскрываться тема; развивать умение соотносить тему и содержание высказывания; развивать понятие узкой и широкой темы.

Ход урока


I. Проверка домашнего задания.

II. Определение темы текста.

Учитель читает стихотворение, опустив его название.

Дождь

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зеленым листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По ведрам и по лейкам

Пролетный дождь стучит.

С. Маршак

С о о б щ е н и е у ч и т е л я: каждый текст создается на определенную тему. Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

III. Работа с текстом.

· Задание. Прослушайте текст, определите тему.

Кони в золоте лучей

Летом мы со старшим братом были у бабушки в деревне. Брат в прошлом году закончил техническое училище и теперь работает на заводе. Осенью он пойдет в армию, а потом будет учиться в институте.

Однажды на рассвете мы отправились на рыбалку. Пришли на место. Закинули удочки. Но я смотрел не на поплавок, а на то, как у другого берега ребята купали лошадей. Искупали, сели на них верхом и поскакали по крутому берегу реки. В это время появилось солнце! Было так прекрасно: кони в золотых лучах солнца!

Они скакали, едва касаясь копытами земли. Их хвосты и гривы развевались на ветру и казались золотыми…

Несколько минут я стоял как завороженный, хотя кони были уже далеко. Клёв в то утро был отменный. Бабушка нашим уловом была довольна.

В о п р о с ы и з а д а н и я:

– Удачно ли озаглавлен текст?

– Укажите в тексте такие предложения, которые не помогают раскрытию темы.

– Где можно расширить повествование?

– Какое из предложений является ключевым, раскрывающим тему?

IV. Выполнение упражнения 79.

V. Сообщение учителя.

Каждое слово имеет значение в раскрытии темы. Например, темы «Снег» и «Первый снег» – близкие, но разные. Высказывание нужно строить так, чтобы каждое предложение в нем помогало раскрытию темы.

Темы бывают узкие и широкие. Широкая тема может включать в себя несколько узких. Но и узкая тема может быть рассмотрена в работе.

· Задание 1. Определите узкие или широкие темы:

«Зима», «Первый снег», «Один день в зимнем лесу», «Последние капризы зимы».

· Задание 2. Подберите и запишите узкие темы к широкой «Ученье свет, а неученье тьма».

Домашнее задание: упражнения 80, 81 или написать сочинение-миниатюру по данному началу: «Однажды летом…» (осенью, зимой, весной).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Тема: ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Словарный диктант.

Автор: Кузембаева Гулжана

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378387

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок по теме:  «Глаголы  на –ться  и - тся.» "
    ["seo_title"] => string(39) "urok-po-tiemie-glagholy-na-t-sia-i-tsia"
    ["file_id"] => string(6) "232605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442863484"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Обобщающий урок по русскому языку на тему «Глагол. Обобщение»"
    ["seo_title"] => string(73) "obobshchaiushchii_urok_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_glaghol_obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "384178"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485446195"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Образование временных форм глаголов разного вида вание временных форм глаголов разного вида"
    ["seo_title"] => string(94) "obrazovaniievriemiennykhformghlagholovraznoghovidavaniievriemiennykhformghlagholovraznoghovida"
    ["file_id"] => string(6) "282806"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453735779"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "конспект урока по русскому языку на тему: Роль глаголов  в речи "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-rol-ghlagholov-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "205711"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429981503"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Тема:        Части речи. Орфография. Глагол. "
    ["seo_title"] => string(40) "tiema-chasti-riechi-orfoghrafiia-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "109645"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404846280"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства