kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Сложные слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открыть новый способ образования слов- сложение основ без соединительных букв.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Сложные слова.»

Тема: Сложные слова.

Тип урока: Углубление знаний

Цели:

1. Создать условия, при которых учащиеся смогут открыть новый способ образования слов – сложение основ без соединительных букв.

2. Развивать орфографическую зоркость, уметь сравнивать, делать вывод, объяснять изученные орфограммы, писать сложные слова с соединительными буквами и без них, выполнять разбор слов по составу, разбор предложения по членам и частям речи, уметь строить логическую цепочку рассуждения, планировать свои действия.

3. Создать условия для групповой работы. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение друг к другу.

Ход урока.

I Орг. момент

II Минутка чистописания: о е е о

соп цеф мок неп

- Данная работа вам подсказала, о чём пойдёт речь?

III Сообщение темы цели урока.

- Сегодня мы продолжим работу по теме «Образование сложных слов».

Цель нашего урока- научиться выделять в сложных словах основу слова, уметь сравнивать, делать выводы, объяснять изученные орфограммы, выполнять разбор слов по составу, разбор предложения по членам и частям речи, умение работать в паре, группе, слушать друг друга и с уважением относиться к мнению своих одноклассников).

- Мы знаем, что сложные слова образованы сложением двух основ, соединяются при помощи букв «о» и «е».

- ? Всегда ли в сложных словах есть соединительные буквы? ( ответы детей)

IX Актуализация знаний

1Пословица:

Мал.нькое дело лучше б.льшого бездел.я.

Задание:

1 Объяснить значение пословицы.

2 Спишите, вставляя пропущенные буквы.


3 Фронтальная проверка:


- Объясните орфограммы в словах.

- Найдите однокоренные слова.

- Разберите их по составу:

дело безделье

- Что такое корень?

( - главная значимая часть слова)

- С помощью чего образовалось слово безделье?

( с помощью приставки)


- С помощью какой части слова образовано слово маленькое?

( с помощью суффикса – еньк-)

- Что такое суффикс?


- Может ли слово образоваться с помощью приставки и суффикса?


- подберите однокоренное слово с корнем дел- , в котором были бы и приставка и суффикс.

- например: поделка

- разобрать по составу.


-Какие способы образования слов мы рассмотрели?

Вывод: Слова могут образовываться при помощи приставки, суффикса, приставки и суффикса.


  1. Какие ещё способы образования слов вы знаете?

( Слова могут образовываться с помощью сложения двух основ, соединяясь при помощи букв «о» и «е»)













¬



^

¬ ^



Индивидуальная работа


НИТ – 2 уч.

У доски – 1 уч. ( по карточке)

Задание: Вставить пропущенные буквы, выделить корни слов.

Лес.парк, снег.ход, птиц.ферма, скоро.ход, звезд.пад, пеш.ход.


Карточки - 3уч.

Низкий уровень:

Задание: в данных словах выделить корни, подчеркнуть соединительные буквы.

Лесостепь, корнеплод, ледокол, рыболов, зверолов.

Помощь: Сложные слова соединяются с помощью гласных «о», «е».


Средний уровень:

Задание: Вставить пропущенные буквы:

Верх.лаз, сам.вар, олен.вод, лед.ход, стал.вар, птиц.ферма.

Помощь: Сложные слова соединяются с помощью гласных «о», «е».


Высокий уровень:

Задание: Образовать при помощи данных слов сложные слова.

Мух ловит –

Звёзды падают-

Варит кашу –

Землю копает –

Книга любить –




Контроль индивидуальной работы

X Работа по теме урока

1Классификация: ( слова на доске, на карточках - № 175)

А) Задание: ( Устно) Сравните сложные слова и распределите их на 2 группы по признакам.

(- Варианты ответов учащихся)

снегопад стенгазета

водопад Белгород ( в этом городе большие запасы белой глины, которую используют в строительстве)

пешеход Новгород

Волгоград


Вывод: Не всегда сложные слова имеют соединительные буквы.

Б) – Запишите данные группы слов, выделите в словах корень, основы.

В) Фронтальная проверка

В) Вывод: В сложных словах основы могут соединяться с помощью соединительных гласных «о», « е» и без них.

XI Физминутка ( музыкальная)

XII Закрепление.

  1. Устно ( обратная связь, используются 3 карточки: с буквами «о», «е», схемой сложных слов без соединительных букв).

Задание: - определить, с помощью чего образованы сложные слова, показать карточку с соединительными гласными или схему сложного слова.

Зерносушилка, водопровод, универмаг, земледелие, мясорубка, физминутка, птицелов, землекоп.

Вывод: Какие слова называются сложными? ( Это слова, которые образуются при сложении двух основ, соединяются при помощи букв «О», «е» или без них).

XIII Работа в группах

1 группа.

Задание: 1. Запишите 3 сложных слова.

2 Составьте и запишите с каждым из них предложение.

2 группа.

Задание: Игра «Путаница». Перепутались слова.

Задание: Восстановить сложные слова. Записать.

Пылеход –

Вертосос –

Ледокат –

Самовод –

Водоход

Паролёт –

Самовоз –

Морелёт –



3 группа.

Задание: Записать сложные слова .


Пол, тереть -

Тепло, ходить –

Мыши, ловить –

Корень, плод –

Буря,ломает -

4 группа.

Задание: Образовать сложные слова с корнем ЛЕС –

( например: лесоруб, лесовоз, лесостепь, лесопарк)

5 группа.

Задание: - Ответьте на вопросы по плану:

  1. Как образуются сложные слова?

  2. При помощи чего соединяются корни в сложных словах?

  3. Какую роль играют сложные слова в речи?

  4. Когда в сложных словах пишется соединительная гласная о, а когда е?

Вывод: Какие способы образования сложных слов можете назвать?

( на доске записать данные способы )

XIX Работа с предложением:

Записать предложения под диктовку.

По реке плыл красивый пароход.

  1. Взаимопроверка.

2 Объяснить орфограммы.

3 Выполнить разбор предложения по ленам и частям речи.

X Загадки ( Презентация): Задания: 1. Отгадать загадки, написать отгадки.

2 Самопроверка.

1 В синем небе пролетает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет,

Что такое? Самолёт


2 Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер ТУ. Пылесос


3 Ярко блещет мой мундир

На столе я командир.

Знают чашки, чайник:

Я – большой начальник. Самовар

4 По волнам плывёт отважно,

Не сбавляя быстрый ход.

Лишь гудит машина важно,

Что такое? Пароход

5 С горы бежит поток проворный,

Быстро падает вода.

Красоту увидишь эту –

Не забудешь никогда. Водопад

  1. Самооценка.

Тест «Сложные слова».

- А сейчас, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполним тест.

  1. Сложные слова образованы …

а) сложением  основ;    б) сложением приставок

   

 2) Соединительная гласная е пишется после…

         а) твёрдой основы;      б) мягкой основы

   

 3) соединительная гласная о пишется после…

         а) твёрдой основы;  б) мягкой основы

 

  4) В слове мухомор соединительная гласная…

        а) а;    б) о;   в) отсутствует

 

  5) В слове пылесос соединительная гласная…

       а) е;  б) и;  в) отсутствует

 

 6) В слове стенгазета соединительная гласная…

       а) е;  б) о;  в) отсутствует





XI Итог урока:

- Всегда ли в сложных словах есть соединительные буквы?

- Что такое сложные слова?


XII Оценки.

XIII Домашнее задание:



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: Сложные слова.

Автор: Терланова Наталья Васильевна

Дата: 18.04.2017

Номер свидетельства: 410025

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока на тему "Сложные слова. Сложение двух основ"."
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt_uroka_na_tiemu_slozhnyie_slova_slozhieniie_dvukh_osnov"
    ["file_id"] => string(6) "348039"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476110006"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока русского языка на тему "Сложные слова""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "257869"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448391949"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Сложные слова""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-na-tiemu-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "257871"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448392110"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока на тему "Сложные слова в текстах разных стилей""
    ["seo_title"] => string(63) "konspekt_uroka_na_temu_slozhnye_slova_v_tekstakh_raznykh_stilei"
    ["file_id"] => string(6) "473996"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1529598328"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Открытый урок по русскому языку по теме "Сложные слова""
    ["seo_title"] => string(50) "otkrytyiurokporusskomuiazykupotiemieslozhnyieslova"
    ["file_id"] => string(6) "291985"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455206511"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства