Цели: углубить представление детей о словах, близких по значению; расширять словарный запас учащихся словами, близкими и противоположными по значению, активизировать их употребление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема "Слова, близкие по значению"»
Урок 12. Слова, близкие по значению
Цели: углубить представление детей о словах, близких по значению; расширять словарный запас учащихся словами, близкими и противоположными по значению, активизировать их употребление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться словарем; выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: словарь синонимов, иллюстрации к сказкам (В. Гауф «Карлик Нос». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». Л. Муур «Крошка Енот»), карточки со стихотворением И. Токмаковой
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Чистописание
Орфографическая работа
Отгадайте загадки, запишите отгадки.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
У двух матерей
По пять сыновей.
Одно имя всем. (Пальцы.)
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки.)
Кто приходит,
Кто уходит —
Все ее за ручку водят. (Дверь.)
Какие слова записали? Чем похожи эти слова? (В них есть буква Ь.)
На какие две группы можно разделить эти слова? (Буква Ь в конце слова и в середине слова.)
Допишите по два слова в каждую группу.
Для чего нужна буква Ь в русском языке? (Она обозначает мягкость согласных звуков.)
Самоопределение к деятельности
Посмотрите на иллюстрации к сказкам. Как называются эти сказки и кто их написал? (В. Гауф «Карлик Нос». И. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». Л. Муур «Крошка Енот».)
Кто изображен на рисунках? (Карлик Нос, крошка Енот, коротышки из Цветочного города.)
Почему их назвали коротышками? (Они были маленькие.)
Слово «маленький» в этих произведениях заменено близкими по значению словами. Сегодня на уроке мы узнаем, как называются такие слова, и будем учиться находить близкие по значению слова.
Работа по теме урока
Работа с СD
Слова, близкие и противоположные по значению. Анимация
Послушайте объяснение Ивана Ивановича Самоварова и скажите, как называют слова, близкие по значению. (Близкие по значению слова — синонимы.)
Существует словарь, в котором записаны группы синонимов. Он называется «Словарь синонимов русского языка». Давайте найдем в этом словаре синонимы слова «умный». (Разумный, благоразумный, понятливый, рассудительный, смышленый, толковый, мудрый, мыслящий, здравомыслящий.)
Вот такими мы станем, когда узнаем много слов и научимся их применять!
Работа по учебнику
Упр. 60 (с. 31)
Рассмотрите модель первого слова. Какое это слово? (Крошка.)
Кого так называют? (Маленького ребенка.)
Как еще можно назвать маленького ребенка? (Малютка.)
Знаете ли вы еще слова, называющие маленького ребенка? (Младенец, лялька, дитя, карапуз.)
Подведем итог. Почему эти слова можно назвать близкими по смыслу? (Они обозначают один и тот же предмет.)
Какой мальчик на второй картинке? (Отважный.)
Как еще можно назвать отважного человека? (Смелый, храбрый.)
К какому из этих слов составлена модель? (Смелый.)
Как вы думаете, для чего нужны синонимы? (Делают речь богаче, можно объяснить слово, значение которого не знаешь.)
Физкультминутка
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь!
(На 1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «куполракеты»; 3—4 — основная стойка.)
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два!
(Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
(Поднимают и опускают плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
(Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
(Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем.
(Ходьба на месте.)
От души мы потянулись
(Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись.
(Садятся за парты.)
Продолжение работы по теме урока
Работа по карточкам
— Даны два столбика слов. К словам первого столбика подберите слова, близкие по значению, из второго, соедините линией. (Приятель - другх противник — враг, солдат — воин, красный — алый, родник — ключ, доктор — врач.)
Приятель Враг
Противник Ключ
Солдат Врач
Красный Воин
Родник Друг
Доктор Алый
(Фронтальная проверка.)
Кто все слова соединил верно? Кто ошибся?
Скажите, есть ли разница в значении слов «приятель» и «друг». (Да. Приятель — человек, с которым ты в хороших отношениях, а друг — человек, на которого надеешься, как на себя.)
Объясните значение слова «алый». (Ярко-красный.)
Значит, эти слова обозначают не одно и то же. Разница в значении есть.
Чем различаются враг и противник? (Противником в игре может быть человек, с которым ты дружишь, враг — человек, с которым вражда.)
Рефлексия
Работа с СD
Слова, близкие и противоположные по значению. Упр. «Поймай лишнее слово»
Кто ни разу не ошибся? (Дети поднимают руки.)
Значит, вы уже хорошо знаете синонимы. Кто еще иногда ошибается?
(Дети поднимают руки.)
Перед вами карточки со стихотворением. Прочитайте его, подчеркните синонимы. (Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
И. Токмакова
(Проверка. Сверка с образцом на доске.)
Самооценка:
«!» — молодец, все выполнил верно; «+» — выполнил, но были ошибки; «?» — я затрудняюсь.
Подведение итогов урока
Какие слова называют синонимами? (Слова, близкие по значению. )