kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема "Слова, близкие по значению"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: углубить представление детей о словах, близких по зна­чению; расширять словарный запас учащихся словами, близкими и противоположными по значению, активизировать их употреб­ление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема "Слова, близкие по значению"»

Урок 12. Слова, близкие по значению

Цели: углубить представление детей о словах, близких по зна­чению; расширять словарный запас учащихся словами, близкими и противоположными по значению, активизировать их употреб­ление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться словарем; выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще под­лежит усвоению; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: словарь синонимов, иллюстрации к сказкам (В. Гауф «Карлик Нос». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». Л. Муур «Крошка Енот»), карточки со стихотворением И. Токмаковой

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

    1. Чистописание

    2. Орфографическая работа

  • Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)


У двух матерей

По пять сыновей.

Одно имя всем. (Пальцы.)


Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня? (Коньки.)

Кто приходит,

Кто уходит —

Все ее за ручку водят. (Дверь.)

  • Какие слова записали? Чем похожи эти слова? (В них есть буква Ь.)

На какие две группы можно разделить эти слова? (Буква Ь в конце слова и в середине слова.)

  • Допишите по два слова в каждую группу.

  • Для чего нужна буква Ь в русском языке? (Она обозначает мягкость согласных звуков.)

    1. Самоопределение к деятельности

  • Посмотрите на иллюстрации к сказкам. Как называются эти сказки и кто их написал? (В. Гауф «Карлик Нос». И. Но­сов «Приключения Незнайки и его друзей». Л. Муур «Крошка Енот».)

  • Кто изображен на рисунках? (Карлик Нос, крошка Енот, коротышки из Цветочного города.)

  • Почему их назвали коротышками? (Они были маленькие.)

  • Слово «маленький» в этих произведениях заменено близки­ми по значению словами. Сегодня на уроке мы узнаем, как называются такие слова, и будем учиться находить близкие по значению слова.

  1. Работа по теме урока

    1. Работа с СD

Слова, близкие и противоположные по значению. Анимация

  • Послушайте объяснение Ивана Ивановича Самоварова и скажите, как называют слова, близкие по значению. (Близкие по значению слова — синонимы.)

  • Существует словарь, в котором записаны группы синони­мов. Он называется «Словарь синонимов русского языка». Давайте найдем в этом словаре синонимы слова «умный». (Разумный, благоразумный, понятливый, рассудительный, смышленый, толковый, мудрый, мыслящий, здравомыслящий.)

Вот такими мы станем, когда узнаем много слов и научимся их применять!

    1. Работа по учебнику

Упр. 60 (с. 31)

  • Рассмотрите модель первого слова. Какое это слово? (Крошка.)

  • Кого так называют? (Маленького ребенка.)

  • Как еще можно назвать маленького ребенка? (Малютка.)

  • Знаете ли вы еще слова, называющие маленького ребенка? (Младенец, лялька, дитя, карапуз.)

  • Подведем итог. Почему эти слова можно назвать близкими по смыслу? (Они обозначают один и тот же предмет.)

  • Какой мальчик на второй картинке? (Отважный.)

  • Как еще можно назвать отважного человека? (Смелый, храбрый.)

  • К какому из этих слов составлена модель? (Смелый.)

  • Как вы думаете, для чего нужны синонимы? (Делают речь богаче, можно объяснить слово, значение которого не знаешь.)

  1. Физкультминутка

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре —

Вот летит ракета ввысь!

(На 1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони обра­зуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

(Поднимают и опускают плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

(Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

(Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем.

(Ходьба на месте.)

От души мы потянулись

(Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись.

(Садятся за парты.)

  1. Продолжение работы по теме урока

Работа по карточкам

— Даны два столбика слов. К словам первого столбика под­берите слова, близкие по значению, из второго, соедините линией. (Приятель - другх противник — враг, солдат — воин, красный — алый, родник — ключ, доктор — врач.)

Приятель Враг

Противник Ключ

Солдат Врач

Красный Воин

Родник Друг

Доктор Алый

(Фронтальная проверка.)

  • Кто все слова соединил верно? Кто ошибся?

  • Скажите, есть ли разница в значении слов «приятель» и «друг». (Да. Приятель — человек, с которым ты в хороших отношениях, а друг — человек, на которого надеешься, как на себя.)

  • Объясните значение слова «алый». (Ярко-красный.)

  • Значит, эти слова обозначают не одно и то же. Разница в значении есть.

  • Чем различаются враг и противник? (Противником в игре может быть человек, с которым ты дружишь, враг — человек, с которым вражда.)

  1. Рефлексия

Работа с СD

Слова, близкие и противоположные по значению. Упр. «Поймай лишнее слово»

  • Кто ни разу не ошибся? (Дети поднимают руки.)

  • Значит, вы уже хорошо знаете синонимы. Кто еще иногда ошибается?

(Дети поднимают руки.)

  • Перед вами карточки со стихотворением. Прочитайте его, подчеркните синонимы. (Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

И. Токмакова

(Проверка. Сверка с образцом на доске.)

Самооценка:

«!» — молодец, все выполнил верно; «+» — выполнил, но были ошибки; «?» — я затрудняюсь.

  1. Подведение итогов урока

  • Какие слова называют синонимами? (Слова, близкие по зна­чению. )

  • У всех ли слов есть синонимы? (Нет, не у всех.)

  • Чем для вас был полезен урок?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема "Слова, близкие по значению"

Автор: Егорова Лидия Арсентьевна

Дата: 20.04.2017

Номер свидетельства: 410496

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок на тему: "Слова, близкие по значению" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(48) "urok_na_temu_slova_blizkie_po_znacheniiu_2_klass"
    ["file_id"] => string(6) "571536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1611684221"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Краткосрочное планирование по русскому языку по теме "Слова, близкие по значению""
    ["seo_title"] => string(80) "kratkosrochnoe_planirovanie_po_russkomu_iazyku_po_teme_slova_blizkie_po_znacheni"
    ["file_id"] => string(6) "496705"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1548169446"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока: "Слова, близкие по значению (синонимы)" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-slova-blizkiie-po-znachieniiu-sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "123375"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414484846"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока русского языка на тему: "Слова-Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slova-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "172765"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423852834"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Урок русского языка по теме "Слова - антонимы" "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slova-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "136408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417101673"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства