Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Слова, близкие по значению" 2 класс»
Открытый урок русского языка во 2 классе
Дата проведения: 27 января
Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).
Цель: знакомство с понятием «синонимы».
Задачи: 1. Показать значение синонимов в речи, учить подбирать синонимы к словам.
2. Расширять кругозор учащихся.
3. Воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма проведения:
Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная
Методы, приемы: проблемно-поисковый,
Планируемые результаты :
Предметные:
создать условия для развития у учащихся умения:
- использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;
- находить слова-синонимы в тексте;
- работать со словарем;
- осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные :
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе.
Познавательные:
Уметь анализировать объекты
Выделять общие признаки
Формулировать понятие
Сравнивать объекты (находить общее и отличия)
Обобщать
Искать информацию в словаре синонимов.
Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Оборудование: ноутбук, презентация, раздаточный материал (карточки), разноцветные карточки, шапочки-карточки со словами.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Я буду читать весёлое стихотворение, а вы хором повторяйте за мной “ Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”
Встану рано поутру: Солнце ярко светит! И зарядку я начну Солнечную эту!
(Говорим весело: Красный, желтый, голубой - выбирай себе любой!)
Потянулись, ручками помахали солнышку!
Выхожу на улицу – Там морозец крепкий! Щеки стали красными... Не замерзли, детки?
(Красный, желтый, голубой - выбирай себе любой!)–Потерли щечки, ручки, ушки!
Голубое небо Шагает в школу с нами. Какой же я счастливый! Не выразишь словами!
(Красный, желтый, голубой - выбирай себе любой!)
- Улыбнулись друг другу, присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Для путешествия вам понадобятся билетики. Они лежат у вас на столах. В конце урока эти цветные билетики помогут определить, как вы работали на уроке.
- Открыли тетради, вспомним правила посадки при письме.
- Запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний.
1.Прочитайте отрывок из стихотворения
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
- Где вы были?
- У Лисички!
- Что вы ели там?
- Лисички!
Найдите омонимы (норка). Почему так решили? (норка-это домик, Норка-животное. Слова звучат и пишутся одинаково, но обозначают разные предметы: лисички –животное, лисички - грибы).
( Слайд1)
2. На доске буквы: у д т р
- Назовите буквы. Запишите.
- Попробуем составить слово:
- Какое слово получилось? (Труд)
- Какая орфограмма в этом слове? (парная согласная в корне слова)
- Как проверить парную согласную? ( правило)
- Какие пословицы о труде вы знаете?
III. Выявление места и причины затруднения
1. Подберите к слову труд слово, близкое по значению (работа)
2. Создание проблемной ситуации
Завершите сказку «Почему поругались пёс и кот».(слайд 2)
- Что сказала сорока?
(слайд3) умный – толковый
любезно-вежливо – это слова близкие по значению
- Как называются такие слова? (синонимы)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
(слайд4)
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Синонимы)
- Правильно. Сегодня мы попробуем себя в роли знатоков русского языка, его исследователями.
- (слайд 5) Давайте поставим задачи, которые будем решать на уроке. (учиться отличать слова-синонимы, подбирать синонимы к словам, составлять предложения с использованием синонимов)
V. Реализация построенного проекта.
1.Игра «Кто больше»
-Подберите как можно больше слов близких по значению к слову идти.
2.Упр.36 с.27 (Слайд 6)
Девочки прочитайте, слова Ани.
- Какое из этих слов мы часто используем в речи? (комната)
- Где можно встретить слова: горница, светлица, каморка? ( В сказках)
- Словарь даёт следующее толкование этих слов: светлица – светлая парадная комната в доме; горница – чистая половина избы, каморка – маленькая комната, чулан).
- Девочки, докажите, что Аня выполнила задание правильно.
- Мальчики, прав ли Ваня? (да, так как все слова обозначают действие – кого-то звать)
- Какие слова мы чаще произносим в своей речи? (звать, кричать)
- Что значит кликать? (громко звать).
3. Вывод: как называются такие слова? (синонимы).
Вы наверное заметили, что синонимы хоть и близкие по значению, но отличаются оттенками значений.
Значения слов-синонимов указано в специальном словаре – в словаре синонимов. (слайд 7)
Физкультминутка
Не боимся мы пороши –
Ловим снег (хлопок в ладоши)
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам! (показывают)
Мы шагаем по сугробам, (ходьба на месте)
По сугробам крутолобым.
Поднимаю выше ногу, (поднимают ноги выше)
Проложу себе дорогу!
Я мороза не боюсь, (показывают)
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос. (показывают)
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть. (показывают движениями)
VI. Первичное закрепление с проговариванием.
1. Игра «Найди пару» (раздаются учителем карточки со словами, дети должны найти к своему слову, слово-синоним и встать парами)
2. Игра «Доскажи словечко» (работа в парах), подобрать синонимы.
1 группа
Все дороги мне знакомы, Я в кабине словно дома. Мне мигает светофор, Знает, он что я ....(шофер - водитель)
2 группа
Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям .... (друг – приятель)
3 группа
Он готов в огонь и бой, Защищая нас с тобой. Он в дозор идёт и в град, Не покинет пост... (солдат – воин)
4 группа
Четыре колеса, Резиновые шины, Мотор и тормоза И что это? (машина – автомобиль)
5 группа
Для меня конюшня – дом Угости меня овсом! Грива вьётся за спиной, Не угонишься за мной! (лошадь – конь)
6 группа
Саша гордо самолёт На верёвочке везёт. Он готовится к полётам, Значит, вырастет ...(пилотом – лётчиком)
7 группа
Весёлый вестник ливней вешних,
Промчался в небе первый гром,
И вот открыл глаза подснежник
И озирается…(кругом, вокруг)
8 группа
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится
Кто сказал, что дубу
Страшно … (простудиться, заболеть)
3. Какое время года за окном?
Художники в своих картинах передают красоту этого времени года, поэты посвящают волшебнице зиме свои стихи, композиторы дают нам возможность понять ее особенность своей прекрасной музыкой. Попробуйте представить себе, что вы очутились в зимнем лесу. Передайте при помощи текста то, что вы увидели, используя слова - синонимы, данные в скобках.
(слайд 8) Зимний лес.
Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются, вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, лохматые, косматые) ели (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится, сверкает, сияет) на солнце. И (дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не кажется таким (мрачным, темным).
VII. Самостоятельная работа
Запишите слова в два столбика. Соедините слова из 1 столбика с синонимами из 2 столбика. (слайд 9)
Цветок наряд
Платье добрый
Ласковый рыдать
Плакать смелый
Храбрый растение
VIII. Включение в систему знаний
- Какие слова называются синонимами?
- Какую роль они играют в речи?
- Чему учились сегодня на уроке?
IX. Рефлексия.
- (слайд 10) А теперь я предлагаю проанализировать свою работу при помощи сигнальной карточки. “Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”