Просмотр содержимого документа
«Тема: «Неопределённая форма глагола»»
Тема: «Неопределённая форма глагола».
Цель: Знакомство с особенностями глаголов в неопределенной форме. Задачи:
Развивать умение ставить вопросы к глаголам неопределенной формы, находить глаголы неопределенной формы в тексте
Самостоятельно формулировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений
Развивать и обогащать речь детей, умение работать в паре
Воспитывать любовь и гордость к своему краю
Ход урока:
l. Психологический настрой
Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Какое у вас настроение? (Светофорики)
Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение! Я надеюсь, что к концу урока оно будет отличным у всех. Я желаю вам успехов и бережного отношения друг к другу!
Какой частью речи являются слова второй группы?(Глаголы)
Как вы смогли убедиться, без глаголов наша речь непонятна и бедна. Они делают её ясной и понятной.
lll. Актуализация знаний.
Что такое глагол?
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
С какой частью речи согласуется?
Как изменяется?
Что вы знаете о глаголах настоящего, прошедшего и будущего времени?
Как можно отличить глагол от другой части речи?
lV. Сообщение темы урока.
1. Создание проблемной ситуации.
Запишите слова в столбик.
Везу
Споёте
Желтел
Лететь - ?
Запестреть - ?
Определите число, время, лицо глаголов. (ученик у доски).
Лететь, пестреть –к какой части речи относятся эти слова?
Как определить? На какие вопросы отвечают?
Что же это за глаголы? Почему мы не смогли определить их грамматические признаки? Чтобы узнать, предлагаю отправиться на остров Глаголов.
Дорогу мы узнаем по глаголу ПОКАЖЕТ.
Перед нами остров. А вот и знакомые лица! Назовите их! Но мы должны всё узнать о наших незнакомцах. Кто они? Нам помогут найти их вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Какое-то странное жилище, дом - не дом, пещера – не пещера. И название какое-то странное ИН-ФИ-НИ-ТИВ!
Что обозначает это слово? А где можно узнать? (В словаре).
А я предлагаю зайти в жилище и познакомиться!!!
Смотрите, часы перечёркнуты. Это означает, что хозяин не желает иметь ничего общего со временем! Зайдём в пещеру. Кто это нас встречает? Невозможно определить, ведь у него нет лица (человечек без лица). Он держит письмо, может оно поможет нам. Прочитаем!
Текст письма
У меня нет не только лица, но нет и числа. Я совсем не умею считать. Я не могу отличить, где один, а где много. Например, глагол БЕЖАТЬ. Бежать может один человек, а может и целая компания.
Ребята, кто сможет назвать форму глагола, у которой мы не можем определить ни времени, ни числа, ни лица?
Неопределённая форма (инфинитив)- это начальная форма глагола. Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? В чём разница этих вопросов?
Учебник. Правило-с.88-89.
Так почему мы не смогли определить время, лицо и число у глаголов ЛЕТЕТЬ, ЗАПЕСТРЕТЬ?
Поставьте глаголы ВЕЗУ, СПОЁТЕ, ЖЕЛТЕЛ в начальную форму.
V. Физминутка.
Чтоб все выполнить заданья,
Ну, ребята, дружно встанем
Надо косточки встряхнуть.
Если услышите глаголы неопределённой формы - хлопайте в ладоши, если глаголы другой формы - топайте ногами.