Конспект урока для 11 класса Тема: Художественный стиль речи. Изобразительно - выразительные средства. Цель: -повторение особенностей художественного стиля речи; -развитие коммуникативной компетенции обучающихся - воспитание ответственного отношения к учебному труду как залогу будущего благополучия (процветания Отечества) На перемене звучит песня Д.Тухманова «Из вагантов» в записи На доске: ваганты, чертог, Швабия Оснащение урока: компьютер, проектор. Ход урока Здравствуйте! 1.На перемене звучала песня Д. Тухманова «Из вагантов». Кто они такие? (ответ ученика - ваганты - бродячие нищие студенты, авторы и исполнители песен. В 12-13 веках ,когда в Европе создавались первые университеты). Перед вами текст стихотворения «Из вагантов» в переводе Льва Гинзбурга. Обратим внимание на последнюю строфу (читает учитель). Вот и всё! Прости - прощай, разлюбезный швабский край! Захотел твой житель увидать науки свет!.. Здравствуй, университет, мудрости обитель! Здравствуй, разума чертог! Пусть вступлю на твой порог с видом удрученным, но пройдет ученья срок, - стану сам ученым. Мыслью сделаюсь крылат в гордых этих стенах, чтоб отрыть заветный клад знаний драгоценных! (пер. Льва Гинзбурга) . 2.Какой образ нарисовал автор? (Образ молодого человека, покидающего родной край для учёбы в университете, чтоб отрыть заветный клад знаний драгоценных!) -Какими средствами он создан? Эпитет, метафора, перифраз, восклицательные предложения) 3.Повторим изобразительно-выразительные средства языка (тест в виде презентации) 4.Тема урока Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. В конце урока мы должны будем ответить на вопрос: «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. Для чего нужны изобразительные средства?» Вопросы для фронтального опроса по анализу текста: -Какие отличительные черты художественного стиля речи вы можете назвать? (образность и эмоциональность) -Вернемся к тексту и определим его основную мысль (из монолога лирического героя следует, что он делает выбор , как вы думаете, какой? – цитируем – «чтобы отрыть заветный клад знаний драгоценных» -Какие средства являются основными для раскрытия авторской идеи? (эпитет,метафора,перифраз)) 5.Перешагнем через века. Век ХХ, 2 половина Стихотворение Р.И.Рождественского«В Томске - экзамены» читает учитель Основная мысль стихотворения – процитируйте её.( «Вспоминая дни эти заново, всё, что ты дал нам, сполна вернут…») Вспоминаются слова А.С.Грибоедова: Чем человек просвещеннее, тем полезнее он своему Отечеству… - Какие худ образы рисует автор (коллективный образ – студенчества и студенческого города.) - С помощью каких изобразительных средств создается образ студенческого города? (олицетворение,метафора,, фантастика…) 5.Физминутка: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг! Поиграем в «Незаконченное предложение». Безличное предложение Нравится…, два определённо-личных Хочу… Буду …– закончите словами о своём будущем, о профессии… 6.Обратимся к следующему тексту из текстов для сочинений-рассуждений ЕГЭ (читает ученик ) Сегодня я впервые осознала: расставаться будет грустно. Просто грустно, без всяких метафор и ненужных сравнений. Одиннадцатый класс как песочные часы. Сверху – школа, снизу - ты. И ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда закончится урок, когда можно будет закрыть за собой дверь класса, пронестись во весь дух по коридору, сбежать вниз по лестнице, запрыгать, как кузнечик: «Домой, домой!» Не хочется теперь! В одиннадцатом классе учиться весело. Шутим чаще, смеёмся громче, ссоримся реже. Вообще не ссоримся! На уроках не до учёбы, потому что нравится оглядывать взрослеющих одноклассников, вздыхать: «Какие…» Вспоминать, кто в кого влюблён, кто кому нравился. Кто смешливый, кто обидчивый, кто чудаковат, кто всегда поможет, а кто и отложит. В одиннадцатом классе легко всех любить, и все кажутся самыми лучшими. Кто раздражал, незаметно становится лучшим другом. Того, кого считала глупым, считаешь теперь просто очень простым. И хорошим. И не обзываешь никого, даже про школьные «кликухи» стараешься забыть: ко всем по имени. Уважительно и как друг. ( По Н.Михайловой)
Основная идея текста – цитируем : И ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда закончится урок… – Каков художественный образ лирической героини? -Назовем художественные образы, созданные авторами произведений, к которым мы обратились. - Что их объединяет? Примерный ответ: Это представители молодого поколения стремящиеся к знаниям. - Почему авторы разных веков создают практически похожие образы? Примерный ответ: Потому что существует вечная тяга к знаниям. 7.Напишите сочинение- миниатюру, это может быть монолог выпускника или молодого человека, отправляющегося учиться , либо создайте коллективный портрет абитуриента – 2011 , размышляющего о будущем. Пишите, пока звучит музыка…(звучит мелодия из фильма «Розыгрыш» к песне «Когда уйдём со школьного двора»).Используйте различные художественные средства языка. 8. Зачитываем несколько работ. 9. Спасибо! Как мы ответим на главный вопрос урока : «В русском языке великое множество хороших слов. Для чего нужны изобразительные средства? Примерный ответ: Изобразительно - выразительные средства помогают создать художественный образ, то есть картину действительности и раскрасить её, сделать живой, эмоциональной. В этом главная отличительная черта художественного стиля речи. |