kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Художественный стиль. Изобразительно - выразительные средства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Данное учебное занятие является уроком повторения по одной из важных тем курса русского языка.Употребление .изобразительно-выразительных средств - это один из показателей художественного стиля речи.Учащимся необходимы знания по данной теме,так как 8 задание части В Единого государственного экзамена предусматривает определение 4 конкретных художественных средств в тексте, предлагаемом для анализа.

  Изучение тропов, лексических и синтаксических средств начинается в 5 кассе,зания, умения и навыки фомируются в течение всего периода обучения школьников в среднем и старшем звене.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Художественный стиль. Изобразительно - выразительные средства" »

Конспект урока для 11 класса

Тема: Художественный стиль речи. Изобразительно - выразительные средства.

Цель:

-повторение особенностей художественного стиля речи;

-развитие коммуникативной компетенции обучающихся

- воспитание ответственного отношения к учебному труду как залогу будущего благополучия (процветания Отечества)

На перемене звучит песня Д.Тухманова «Из вагантов» в записи

На доске: ваганты, чертог, Швабия

Оснащение урока: компьютер, проектор.

Ход урока

Здравствуйте!

1.На перемене звучала песня Д. Тухманова «Из вагантов». Кто они такие?

(ответ ученика - ваганты - бродячие нищие студенты, авторы и исполнители песен. В 12-13 веках ,когда в Европе создавались первые университеты). Перед вами текст стихотворения «Из вагантов» в переводе Льва Гинзбурга. Обратим внимание на последнюю строфу (читает учитель).

Вот и всё! Прости - прощай,
разлюбезный швабский край!
Захотел твой житель
увидать науки свет!..
Здравствуй, университет,
мудрости обитель!
Здравствуй, разума чертог!
Пусть вступлю на твой порог
с видом удрученным,
но пройдет ученья срок, -
стану сам ученым.
Мыслью сделаюсь крылат
в гордых этих стенах,
чтоб отрыть заветный клад
знаний драгоценных!
(пер. Льва Гинзбурга) .

2.Какой образ нарисовал автор? (Образ молодого человека, покидающего родной край для учёбы в университете, чтоб отрыть заветный клад знаний драгоценных!)

-Какими средствами он создан? Эпитет, метафора, перифраз, восклицательные предложения)

3.Повторим изобразительно-выразительные средства языка (тест в виде презентации)

4.Тема урока Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства.

В конце урока мы должны будем ответить на вопрос:

«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. Для чего нужны изобразительные средства?»

Вопросы для фронтального опроса по анализу текста:

-Какие отличительные черты художественного стиля речи вы можете назвать? (образность и эмоциональность)

-Вернемся к тексту и определим его основную мысль

(из монолога лирического героя следует, что он делает выбор , как вы думаете, какой? – цитируем – «чтобы отрыть заветный клад знаний драгоценных»

-Какие средства являются основными для раскрытия авторской идеи? (эпитет,метафора,перифраз))

5.Перешагнем через века. Век ХХ, 2 половина Стихотворение Р.И.Рождественского«В Томске - экзамены»

читает учитель Основная мысль стихотворения – процитируйте её.( «Вспоминая дни эти заново, всё, что ты дал нам, сполна вернут…») Вспоминаются слова А.С.Грибоедова:

Чем человек просвещеннее, тем полезнее он своему Отечеству…

- Какие худ образы рисует автор (коллективный образ – студенчества и студенческого города.)

- С помощью каких изобразительных средств создается образ студенческого города? (олицетворение,метафора,, фантастика…)

5.Физминутка: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг! Поиграем в «Незаконченное предложение». Безличное предложение Нравится…, два определённо-личных Хочу… Буду …– закончите словами о своём будущем, о профессии…

6.Обратимся к следующему тексту из текстов для сочинений-рассуждений ЕГЭ (читает ученик )

Сегодня я впервые осознала: расставаться будет грустно. Просто грустно, без всяких метафор и ненужных сравнений. Одиннадцатый класс как песочные часы. Сверху – школа, снизу - ты. И ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда закончится урок, когда можно будет закрыть за собой дверь класса, пронестись во весь дух по коридору, сбежать вниз по лестнице, запрыгать, как кузнечик: «Домой, домой!» Не хочется теперь!

В одиннадцатом классе учиться весело. Шутим чаще, смеёмся громче, ссоримся реже. Вообще не ссоримся! На уроках не до учёбы, потому что нравится оглядывать взрослеющих одноклассников, вздыхать: «Какие…» Вспоминать, кто в кого влюблён, кто кому нравился. Кто смешливый, кто обидчивый, кто чудаковат, кто всегда поможет, а кто и отложит.

В одиннадцатом классе легко всех любить, и все кажутся самыми лучшими. Кто раздражал, незаметно становится лучшим другом. Того, кого считала глупым, считаешь теперь просто очень простым. И хорошим. И не обзываешь никого, даже про школьные «кликухи» стараешься забыть: ко всем по имени. Уважительно и как друг.

( По Н.Михайловой)



Основная идея текста – цитируем : И ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда закончится урок…

– Каков художественный образ лирической героини?

-Назовем художественные образы, созданные авторами произведений, к которым мы обратились.

- Что их объединяет? Примерный ответ: Это представители молодого поколения стремящиеся к знаниям.

- Почему авторы разных веков создают практически похожие образы? Примерный ответ: Потому что существует вечная тяга к знаниям.

7.Напишите сочинение- миниатюру, это может быть монолог выпускника или молодого человека, отправляющегося учиться , либо создайте коллективный портрет абитуриента – 2011 , размышляющего о будущем. Пишите, пока звучит музыка…(звучит мелодия из фильма «Розыгрыш» к песне «Когда уйдём со школьного двора»).Используйте различные художественные средства языка.

8. Зачитываем несколько работ.

9. Спасибо! Как мы ответим на главный вопрос урока : «В русском языке великое множество хороших слов. Для чего нужны изобразительные средства?

Примерный ответ: Изобразительно - выразительные средства помогают создать художественный образ, то есть картину действительности и раскрасить её, сделать живой, эмоциональной. В этом главная отличительная черта художественного стиля речи.
























Домашнее задание: Подобрать текст из 8-10 предложений с использованием 3-4 художественных средств

Литература

1.Из Вагантов Песенка студента.http://megalyrics.ru/lyric/david-tukhmanov/iz-vaghantov.htm

2.Рождественский Р.И.,В Томске –экзамены http://vk.com/topic-47458807_27604445

3.Художественный стиль речи. Изобразительно - выразительные средства.http://glossa.ucoz.ru/publ/dlja_uchenika/gotovimsja_k_egeh/sistema_izobrazitelno_vyrazitelnykh_sredstv_jazyka/16-1-0



Приложение ТЕСТ














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Художественный стиль. Изобразительно - выразительные средства"

Автор: Семушкина Ирина Витальевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103502

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "конспект урока по теме "Определение изобразительно-выразительных средств языка""
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt_uroka_po_tiemie_opriedielieniie_izobrazitiel_no_vyrazitiel_nykh_sriedstv_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "348087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476119625"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Отличия художественного стиля от других стилей речи"
    ["seo_title"] => string(58) "otlichiiakhudozhiestviennoghostiliaotdrughikhstilieiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "320840"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461153666"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "план-конспект урока русского языка в 9 классе "Художественный стиль""
    ["seo_title"] => string(64) "plankonspiekturokarusskoghoiazykav9klassiekhudozhiestviennyistil"
    ["file_id"] => string(6) "325186"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462879650"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Анализ языковых средств выразительности "
    ["seo_title"] => string(43) "analiz-iazykovykh-sriedstv-vyrazitiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "214847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432490031"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Технологическая карта урока урока по изобразительному искусству 2 класс "Лубок и его выразительные средства" "
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-2-klass-lubok-i-iegho-vyrazitiel-nyie-sriedstva"
    ["file_id"] => string(6) "109539"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404727574"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства