kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «Звуки гласные и согласные».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 13

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Звуки гласные и согласные».

Основные цели:

1) сформировать способность к различению гласных и согласных звуков;

2) повторить разбиение слов на слоги и выделение звуков, звуковой анализ слов.

Мыслительные операция, необходимые на этапе проектирования: сравнение, обобщение, аналогия.

Демонстрационный материал:

1)эталон звуки

 

 

4) Винни-Пух на шарике, Пятачок;;

5) эталон для самопроверки самостоятельной работы (к этапу 7):

Раздаточный материал:

1) планшетка (или лист А–4 в файле с маркером).

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности с помощью вовлечения в игровую ситуацию;

2) определить содержательные рамки урока: предложение, слова, слог, звуки речи;

3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Послушайте шуточное стихотворение и отгадайте, с кем мы встретимся на уроке:

 - Медвежонка звали  Пухом, 
У него большое брюхо,
Любит в гости он ходить,
Мед, варенье есть и пить.
Много, много съел он меда
И застрял в дверях у входа.           

Кто это?         ( ... Винни-Пух! – Хором.)

 

  • Придется нам опять его выручать. Но чтобы справиться с этим, нам надо хорошенько подкрепиться, как говорил медвежонок. А подкрепиться мы можем знаниями. Что возьмем с собой в дорогу, что повторяли на прошлом уроке? (Предложение, слова, слоги, звуки речи)
  • Сегодня нам особенно пригодятся эти знания, так как мы будем открывать что-то новое. А когда «открытие» будет настоящим? (Когда мы сами поймем, что мы не знаем и сами найдем способ.)

Учитель открывает шаги на доске.

- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

- С чего начнем наш урок. (С повторения)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) повторить виды речи;

2) актуализировать выделение слов в предложении;

3) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия;

4) зафиксировать в виде эталонов актуализированные знания;

5) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

6) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

7) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

8) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Повторение понятий: предложение, слово, слог, звук речи.

Учитель вывешивает на доске эталон 

  • Ребята, несколько уроков назад мы с вами сделали важное открытие: вы узнали, что слова, когда их произносят, состоят из чего? (Из звуков речи)
  • Как вам кажется, вы уже научились выделять из слов отдельные звуки? Хотите проверить себя?
  • Хорошо. Но сначала сами найдите слово, в котором будем слушать звуки. Этим словом названа птица, о которой рассказывается в предложениях. Слушая их, определить, сколько предложений я скажу.

Читаю текст: Иногда на крыше дома можно увидеть аиста. У птицы там бывает гнездо.

После выяснения количества предложений и нахождения нужного слова обращаю ребят к картинке на слайде – к изображению аиста.

  • В парах на планшетах выполните звуковой анализ слова аист.
  • Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями. Что вам помогало? (Эталоны.)
  • Какое задание вы сейчас получите? (Новое задание.)
  • Зачем? (Чтобы мы попробовали его выполнить, и сами поняли то, чего мы еще не знаем.)
  • Назовите Винни-Пуху первый звук в этом слове. А теперь последний.
  • Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? Давайте понаблюдаем. Еще раз скажите первый звук, последний. (Произносятся по-разному)
  • Как произносится первый звук? (С голосом)
  • Такие звуки называются гласными.
  • Последний? (Мешают зубы и язык)
  • Такие звуки называются согласными.
  • Произносятся по-разному, а на схеме изображены одинаково. Попробуйте за одну минуту на планшетах записать эти звуки.

Учитель выставляет звуковую схему слова аист. Затем он дает детям одну минуту, после чего предлагает показать свои варианты.

  • Покажите у кого есть варианты.
  • У кого нет?
  • Что возникло? (Затруднение)
  • Что надо сделать? (Остановиться и подумать)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения: не знаем как записать гласные и согласные звуки на схеме.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Давайте разберемся! Какое задание нам надо выполнить? (Записать первый и последний звук в слове аист)
  • Где возникло затруднение? (В записи гласного и согласного звука.)
  • Почему же у вас оно возникло? (Мы не договорились, как записывать разные по произношению звуки.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Тогда сегодня на уроке мы научимся составлять схемы слов, давая характеристику каждому звуку. Тема нашего урока сегодня: «Звуки гласные и согласные».
  • Давайте подумаем над тем, что может нам помочь записать первый и последний звук в слове аист. (Схема слова)
  • Когда произносим гласный звук, что происходит со ртом? (Он широко открыт)
  • Как же можно изобразить открытый ротик в схеме, посмотрите в букваре на с.36. (Кружочком)
  • Когда произносим согласный звук , что происходит со ртом? (Зубы смыкаются)
  • Как это можно изобразить в схеме? (Линеечкой)
  • Запишите на планшетах схему слова аист по-новому.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) классифицировать гласные и согласные звуки и записывать слова схемами;

2) зафиксировать новый способ действий в знаковой форме и во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Чтобы определить звуки в слове, что надо сделать? (Записать слово)
  • А потом? (Определить количество звуков и обозначить их клеточками)
  • А как определить какие это звуки? (Если воздух проходит свободно, не встречает преград, то это гласный звук, обозначим его кружочком. Если воздух встречает преграды, то это звук согласный, обозначим линеечкой)
  • Удалось нам преодолеть затруднение? (Да.)
  • Сможем ли мы сказать, что вы усвоили легко можем определить гласные и согласные звуки? (Пока нет, нужно потренироваться.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

проверить свое умение классифицировать звуки.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Учащиеся работают в букваре.

  • Винни - Пух хочет сделать Пятачку подарок, выделить все звуки на странице 36 и определить, где гласные, а где согласные. Поможем ему? (Да)

Дети выполняют на доске четыре слова с.36, выделяя первый и последний звук.

  • На странице 37 соберите в первую вазу слова, которые начинаются с гласного, а во вторую – с согласного.
  • Ну, теперь, наверное, вы усвоили какие звуки гласные, а какие согласные и научились их записывать? (Ответы детей.)
  • Как докажите? (Выполним самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить свое умение записывать схему слов, обозначая гласные и согласные звуки.

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • Посмотрите на с.36 и запишите на планшетах схемы слов утка, шары, лист.

Дети выполняют задание в течение 2 минут. Затем выставляю на доске образец и эталон, построенный в ходе урока.

  • Проверьте правильность выполнения задания по образцу.
  • Кто выполнил задание иначе — поставьте себе знак «?». У кого так же — знак «+».
  • Что и где сделано неверно? . (Неправильно определил количество звуков, неправильно определил гласные и согласные звуки)
  • Кто выполнил задание правильно, какой вывод вы можете сделать? (Что мы поняли и усвоили новый материал.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) записывать предложения, используя звуковую схему слова;

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Я знаю, ребята, что вы очень любите путешествовать. Винни-Пух — тоже.. Поможете ему отправиться в путешествие? (Да.)
  • Задайте вопросы по с.37.
  • Мы видим много транспортных средств, но Винни-Пух выбрал только один, угадайте какой:

 Красный Дом по рельсам катит.
Горожанам места хватит. (Трамвай)

  • Давайте запишем схему слова трамвай, сделайте это на планшетах в парах (...)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: разграничение гласных и согласных звуков;

2) оценить собственную деятельность на уроке и работу класса;

3) наметить направления будущей учебной деятельности;

4) согласовать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Что нового узнали на уроке? (Звуки речи бывают гласными и согласными)
  • Какой эталон помог нам? (Слова состоят из звуков)
  • Как записать гласные и согласные звуки?
  • Кому из вас удалось самому сделать открытие? Докажите.
  • Кому не удалось? В чем причина?
  • При выполнении какого задания вы испытывали затруднение? (...)
  • Будем над этим еще работать. А в чем вы довольны собой?
  • Как вы оцениваете работу класса?
  •  

Домашнее задание:

Þ придумать слова и записать схему

Какое задание вам хотелось бы выполнить дома?

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«тема урока: «Звуки гласные и согласные». »

Урок 13


Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Звуки гласные и согласные».

Основные цели:

1) сформировать способность к различению гласных и согласных звуков;

2) повторить разбиение слов на слоги и выделение звуков, звуковой анализ слов.

Мыслительные операция, необходимые на этапе проектирования: сравнение, обобщение, аналогия.

Демонстрационный материал:

  1. эталон звуки



4) Винни-Пух на шарике, Пятачок;;







5) эталон для самопроверки самостоятельной работы (к этапу 7):







Раздаточный материал:

1) планшетка (или лист А–4 в файле с маркером).

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности с помощью вовлечения в игровую ситуацию;

2) определить содержательные рамки урока: предложение, слова, слог, звуки речи;

3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Послушайте шуточное стихотворение и отгадайте, с кем мы встретимся на уроке:

- Медвежонка звали  Пухом, 
У него большое брюхо,
Любит в гости он ходить,
Мед, варенье есть и пить.
Много, много съел он меда
И застрял в дверях у входа.

Кто это? ( ... Винни-Пух! – Хором.)


  • Придется нам опять его выручать. Но чтобы справиться с этим, нам надо хорошенько подкрепиться, как говорил медвежонок. А подкрепиться мы можем знаниями. Что возьмем с собой в дорогу, что повторяли на прошлом уроке? (Предложение, слова, слоги, звуки речи)

  • Сегодня нам особенно пригодятся эти знания, так как мы будем открывать что-то новое. А когда «открытие» будет настоящим? (Когда мы сами поймем, что мы не знаем и сами найдем способ.)

Учитель открывает шаги на доске.

- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

- С чего начнем наш урок. (С повторения)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) повторить виды речи;

2) актуализировать выделение слов в предложении;

3) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия;

4) зафиксировать в виде эталонов актуализированные знания;

5) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

6) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

7) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

8) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Повторение понятий: предложение, слово, слог, звук речи.

Учитель вывешивает на доске эталон :

. ? !



.?!











  • Ребята, несколько уроков назад мы с вами сделали важное открытие: вы узнали, что слова, когда их произносят, состоят из чего? (Из звуков речи)

  • Как вам кажется, вы уже научились выделять из слов отдельные звуки? Хотите проверить себя?

  • Хорошо. Но сначала сами найдите слово, в котором будем слушать звуки. Этим словом названа птица, о которой рассказывается в предложениях. Слушая их, определить, сколько предложений я скажу.

Читаю текст: Иногда на крыше дома можно увидеть аиста. У птицы там бывает гнездо.

После выяснения количества предложений и нахождения нужного слова обращаю ребят к картинке на слайде – к изображению аиста.

  • В парах на планшетах выполните звуковой анализ слова аист.

  • Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями. Что вам помогало? (Эталоны.)

  • Какое задание вы сейчас получите? (Новое задание.)

  • Зачем? (Чтобы мы попробовали его выполнить, и сами поняли то, чего мы еще не знаем.)

  • Назовите Винни-Пуху первый звук в этом слове. А теперь последний.

  • Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? Давайте понаблюдаем. Еще раз скажите первый звук, последний. (Произносятся по-разному)

  • Как произносится первый звук? (С голосом)

  • Такие звуки называются гласными.

  • Последний? (Мешают зубы и язык)

  • Такие звуки называются согласными.

  • Произносятся по-разному, а на схеме изображены одинаково. Попробуйте за одну минуту на планшетах записать эти звуки.

Учитель выставляет звуковую схему слова аист. Затем он дает детям одну минуту, после чего предлагает показать свои варианты.

  • Покажите у кого есть варианты.

  • У кого нет?

  • Что возникло? (Затруднение)

  • Что надо сделать? (Остановиться и подумать)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения: не знаем как записать гласные и согласные звуки на схеме.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Давайте разберемся! Какое задание нам надо выполнить? (Записать первый и последний звук в слове аист)

  • Где возникло затруднение? (В записи гласного и согласного звука.)

  • Почему же у вас оно возникло? (Мы не договорились, как записывать разные по произношению звуки.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Тогда сегодня на уроке мы научимся составлять схемы слов, давая характеристику каждому звуку. Тема нашего урока сегодня: «Звуки гласные и согласные».

  • Давайте подумаем над тем, что может нам помочь записать первый и последний звук в слове аист. (Схема слова)

  • Когда произносим гласный звук, что происходит со ртом? (Он широко открыт)

  • Как же можно изобразить открытый ротик в схеме, посмотрите в букваре на с.36. (Кружочком)

  • Когда произносим согласный звук , что происходит со ртом? (Зубы смыкаются)

  • Как это можно изобразить в схеме? (Линеечкой)

  • Запишите на планшетах схему слова аист по-новому.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) классифицировать гласные и согласные звуки и записывать слова схемами;

2) зафиксировать новый способ действий в знаковой форме и во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Чтобы определить звуки в слове, что надо сделать? (Записать слово)

  • А потом? (Определить количество звуков и обозначить их клеточками)

  • А как определить какие это звуки? (Если воздух проходит свободно, не встречает преград, то это гласный звук, обозначим его кружочком. Если воздух встречает преграды, то это звук согласный, обозначим линеечкой)

1.


2 .





3.








  • Удалось нам преодолеть затруднение? (Да.)

  • Сможем ли мы сказать, что вы усвоили легко можем определить гласные и согласные звуки? (Пока нет, нужно потренироваться.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

проверить свое умение классифицировать звуки.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Учащиеся работают в букваре.

  • Винни - Пух хочет сделать Пятачку подарок, выделить все звуки на странице 36 и определить, где гласные, а где согласные. Поможем ему? (Да)

Дети выполняют на доске четыре слова с.36, выделяя первый и последний звук.

  • На странице 37 соберите в первую вазу слова, которые начинаются с гласного, а во вторую – с согласного.

  • Ну, теперь, наверное, вы усвоили какие звуки гласные, а какие согласные и научились их записывать? (Ответы детей.)

  • Как докажите? (Выполним самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить свое умение записывать схему слов, обозначая гласные и согласные звуки.

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • Посмотрите на с.36 и запишите на планшетах схемы слов утка, шары, лист.

Дети выполняют задание в течение 2 минут. Затем выставляю на доске образец и эталон, построенный в ходе урока.

  • Проверьте правильность выполнения задания по образцу.

  • Кто выполнил задание иначе — поставьте себе знак «?». У кого так же — знак «+».

  • Что и где сделано неверно? . (Неправильно определил количество звуков, неправильно определил гласные и согласные звуки)

  • Кто выполнил задание правильно, какой вывод вы можете сделать? (Что мы поняли и усвоили новый материал.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) записывать предложения, используя звуковую схему слова;

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Я знаю, ребята, что вы очень любите путешествовать. Винни-Пух — тоже.. Поможете ему отправиться в путешествие? (Да.)

  • Задайте вопросы по с.37.

  • Мы видим много транспортных средств, но Винни-Пух выбрал только один, угадайте какой:

Красный Дом по рельсам катит.
Горожанам места хватит. (Трамвай)

  • Давайте запишем схему слова трамвай, сделайте это на планшетах в парах (...)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: разграничение гласных и согласных звуков;

2) оценить собственную деятельность на уроке и работу класса;

3) наметить направления будущей учебной деятельности;

4) согласовать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Что нового узнали на уроке? (Звуки речи бывают гласными и согласными)

  • Какой эталон помог нам? (Слова состоят из звуков)

  • Как записать гласные и согласные звуки?

  • Кому из вас удалось самому сделать открытие? Докажите.

  • Кому не удалось? В чем причина?

  • При выполнении какого задания вы испытывали затруднение? (...)

  • Будем над этим еще работать. А в чем вы довольны собой?

  • Как вы оцениваете работу класса?

  • К

    Домашнее задание:

    придумать слова и записать схему

    акое задание вам хотелось бы выполнить дома?

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
тема урока: «Звуки гласные и согласные».

Автор: Пукова Галина Владимировна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131345

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "План  урока по литературному чтению.  Тема урока: звуки «д», «д*» и буквы Д,д. "
    ["seo_title"] => string(72) "plan-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-tiema-uroka-zvuki-d-d-i-bukvy-d-d"
    ["file_id"] => string(6) "104712"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402752602"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Литературное чтение ( обучение грамоте). 1 класс Учитель:  Тимофеева Л.В. Тема урока : «Звук ц , буквы Ц, ц ( закрепление) "
    ["seo_title"] => string(126) "litieraturnoie-chtieniie-obuchieniie-ghramotie-1-klass-uchitiel-timofieieva-l-v-tiema-uroka-zvuk-ts-bukvy-ts-ts-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "141576"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418140488"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Урок. «Звуки [ д], [д'] и буква д»"
    ["seo_title"] => string(18) "urokzvukiddibukvad"
    ["file_id"] => string(6) "293348"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455461862"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конспект урока "Звук и буква Э" "
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekt-uroka-zvuk-i-bukva-e"
    ["file_id"] => string(6) "215915"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432822859"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Тема урока:  "Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический  разбор". "
    ["seo_title"] => string(96) "tiema-uroka-osnovnyie-poniatiia-fonietiki-ghrafiki-orfoepii-zvuki-i-bukvy-fonietichieskii-razbor"
    ["file_id"] => string(6) "101752"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402430985"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства