Урок 13
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Звуки гласные и согласные».
Основные цели:
1) сформировать способность к различению гласных и согласных звуков;
2) повторить разбиение слов на слоги и выделение звуков, звуковой анализ слов.
Мыслительные операция, необходимые на этапе проектирования: сравнение, обобщение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1)эталон звуки
4) Винни-Пух на шарике, Пятачок;;
5) эталон для самопроверки самостоятельной работы (к этапу 7):
Раздаточный материал:
1) планшетка (или лист А–4 в файле с маркером).
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности с помощью вовлечения в игровую ситуацию;
2) определить содержательные рамки урока: предложение, слова, слог, звуки речи;
3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Послушайте шуточное стихотворение и отгадайте, с кем мы встретимся на уроке:
- Медвежонка звали Пухом,
У него большое брюхо,
Любит в гости он ходить,
Мед, варенье есть и пить.
Много, много съел он меда
И застрял в дверях у входа.
Кто это? ( ... Винни-Пух! – Хором.)
- Придется нам опять его выручать. Но чтобы справиться с этим, нам надо хорошенько подкрепиться, как говорил медвежонок. А подкрепиться мы можем знаниями. Что возьмем с собой в дорогу, что повторяли на прошлом уроке? (Предложение, слова, слоги, звуки речи)
- Сегодня нам особенно пригодятся эти знания, так как мы будем открывать что-то новое. А когда «открытие» будет настоящим? (Когда мы сами поймем, что мы не знаем и сами найдем способ.)
Учитель открывает шаги на доске.
- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
- С чего начнем наш урок. (С повторения)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) повторить виды речи;
2) актуализировать выделение слов в предложении;
3) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия;
4) зафиксировать в виде эталонов актуализированные знания;
5) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
6) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
7) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
8) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Повторение понятий: предложение, слово, слог, звук речи.
Учитель вывешивает на доске эталон
- Ребята, несколько уроков назад мы с вами сделали важное открытие: вы узнали, что слова, когда их произносят, состоят из чего? (Из звуков речи)
- Как вам кажется, вы уже научились выделять из слов отдельные звуки? Хотите проверить себя?
- Хорошо. Но сначала сами найдите слово, в котором будем слушать звуки. Этим словом названа птица, о которой рассказывается в предложениях. Слушая их, определить, сколько предложений я скажу.
Читаю текст: Иногда на крыше дома можно увидеть аиста. У птицы там бывает гнездо.
После выяснения количества предложений и нахождения нужного слова обращаю ребят к картинке на слайде – к изображению аиста.
- В парах на планшетах выполните звуковой анализ слова аист.
- Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями. Что вам помогало? (Эталоны.)
- Какое задание вы сейчас получите? (Новое задание.)
- Зачем? (Чтобы мы попробовали его выполнить, и сами поняли то, чего мы еще не знаем.)
- Назовите Винни-Пуху первый звук в этом слове. А теперь последний.
- Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? Давайте понаблюдаем. Еще раз скажите первый звук, последний. (Произносятся по-разному)
- Как произносится первый звук? (С голосом)
- Такие звуки называются гласными.
- Последний? (Мешают зубы и язык)
- Такие звуки называются согласными.
- Произносятся по-разному, а на схеме изображены одинаково. Попробуйте за одну минуту на планшетах записать эти звуки.
Учитель выставляет звуковую схему слова аист. Затем он дает детям одну минуту, после чего предлагает показать свои варианты.
- Покажите у кого есть варианты.
- У кого нет?
- Что возникло? (Затруднение)
- Что надо сделать? (Остановиться и подумать)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения: не знаем как записать гласные и согласные звуки на схеме.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Давайте разберемся! Какое задание нам надо выполнить? (Записать первый и последний звук в слове аист)
- Где возникло затруднение? (В записи гласного и согласного звука.)
- Почему же у вас оно возникло? (Мы не договорились, как записывать разные по произношению звуки.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Тогда сегодня на уроке мы научимся составлять схемы слов, давая характеристику каждому звуку. Тема нашего урока сегодня: «Звуки гласные и согласные».
- Давайте подумаем над тем, что может нам помочь записать первый и последний звук в слове аист. (Схема слова)
- Когда произносим гласный звук, что происходит со ртом? (Он широко открыт)
- Как же можно изобразить открытый ротик в схеме, посмотрите в букваре на с.36. (Кружочком)
- Когда произносим согласный звук , что происходит со ртом? (Зубы смыкаются)
- Как это можно изобразить в схеме? (Линеечкой)
- Запишите на планшетах схему слова аист по-новому.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) классифицировать гласные и согласные звуки и записывать слова схемами;
2) зафиксировать новый способ действий в знаковой форме и во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Чтобы определить звуки в слове, что надо сделать? (Записать слово)
- А потом? (Определить количество звуков и обозначить их клеточками)
- А как определить какие это звуки? (Если воздух проходит свободно, не встречает преград, то это гласный звук, обозначим его кружочком. Если воздух встречает преграды, то это звук согласный, обозначим линеечкой)
- Удалось нам преодолеть затруднение? (Да.)
- Сможем ли мы сказать, что вы усвоили легко можем определить гласные и согласные звуки? (Пока нет, нужно потренироваться.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
проверить свое умение классифицировать звуки.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Учащиеся работают в букваре.
- Винни - Пух хочет сделать Пятачку подарок, выделить все звуки на странице 36 и определить, где гласные, а где согласные. Поможем ему? (Да)
Дети выполняют на доске четыре слова с.36, выделяя первый и последний звук.
- На странице 37 соберите в первую вазу слова, которые начинаются с гласного, а во вторую – с согласного.
- Ну, теперь, наверное, вы усвоили какие звуки гласные, а какие согласные и научились их записывать? (Ответы детей.)
- Как докажите? (Выполним самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить свое умение записывать схему слов, обозначая гласные и согласные звуки.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Посмотрите на с.36 и запишите на планшетах схемы слов утка, шары, лист.
Дети выполняют задание в течение 2 минут. Затем выставляю на доске образец и эталон, построенный в ходе урока.
- Проверьте правильность выполнения задания по образцу.
- Кто выполнил задание иначе — поставьте себе знак «?». У кого так же — знак «+».
- Что и где сделано неверно? . (Неправильно определил количество звуков, неправильно определил гласные и согласные звуки)
- Кто выполнил задание правильно, какой вывод вы можете сделать? (Что мы поняли и усвоили новый материал.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) записывать предложения, используя звуковую схему слова;
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Я знаю, ребята, что вы очень любите путешествовать. Винни-Пух — тоже.. Поможете ему отправиться в путешествие? (Да.)
- Задайте вопросы по с.37.
- Мы видим много транспортных средств, но Винни-Пух выбрал только один, угадайте какой:
Красный Дом по рельсам катит.
Горожанам места хватит. (Трамвай)
- Давайте запишем схему слова трамвай, сделайте это на планшетах в парах (...)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: разграничение гласных и согласных звуков;
2) оценить собственную деятельность на уроке и работу класса;
3) наметить направления будущей учебной деятельности;
4) согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Что нового узнали на уроке? (Звуки речи бывают гласными и согласными)
- Какой эталон помог нам? (Слова состоят из звуков)
- Как записать гласные и согласные звуки?
- Кому из вас удалось самому сделать открытие? Докажите.
- Кому не удалось? В чем причина?
- При выполнении какого задания вы испытывали затруднение? (...)
- Будем над этим еще работать. А в чем вы довольны собой?
- Как вы оцениваете работу класса?
Домашнее задание:
Þ придумать слова и записать схему
Какое задание вам хотелось бы выполнить дома?