Русский язык 3 класс 1 четверть
Тема: Значимые части слова
Цели: повторить части слова и их обозначения; развивать умение разбирать слова по составу.
Ход урока
I. Чистописание.
ез ез // вб // удзрф // дв зв рб // бу вз вр
II. Словарный диктант.
Адрес, облако, герой, посуда, месяц, спасибо, вокзал, конфета, язык, обед.
III. Повторение изученного материала.
1. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Во 2 классе мы с вами строили здание из кирпичиков. Это здание – словообразование. Что обозначает термин «словообразование»?
Вспомните, как называется:
- часть слова, которая изменяется…
- окончание, не выраженное звуками…
- часть слова без окончания…
- общая часть родственных слов…
- часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов…
- часть слова, которая стоит перед корнем и служит
для образования новых слов…
2. Чтение алгоритма.
На доске написаны условные обозначения:
Учитель. Какие части слова так обозначаются?
– Какие части слова остались без обозначения? Обозначьте их на доске.
Прочитайте алгоритм разбора слова по составу (учебник).
– Всегда ли окончание может быть выражено звуками?
– Вспомните, что значит изменить форму слова? Как меняется форма слова? Приведите примеры.
– Есть ли в русском языке слова, которые не имеют окончания? Приведите примеры таких слов.
Физкультминутка
3. Выполнение упражнения 61 из учебника (с.24) по вариантам.
Учащиеся выписывают слова, отмечают окончания и основу и доказывают правильность своего выбора.
I вариант – слова с окончанием, выраженным звуками;
II вариант – слова с нулевым окончанием;
III вариант – слова, не имеющие окончания.
4. Групповая работа.
Работа в группах по упр. 62,63 (2–3 группы работают над каждым упражнением).
После завершения работы в группах учитель задаёт вопросы:
– Почему изменяются последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? (Для удобства произношения.)
5. Работа в парах.
Задание: Выберите из предложенных вариантов правильный ответ.
Чтобы найти корень, надо…(№64)
6. Выполнение заданий на карточках.
Задание: назовите группы однокоренных (родственных) слов.
7. Рефлексия.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
8.Домашнее задание: составьте слова по схемам и запишите их:
; ; ; .