kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСПЕКТ УРОКА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ "КОРЕНЬ - ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА". З КЛАСС. УМК "ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ  В 3 КЛАССЕ

(УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»  СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС)

Тема:              Корень – значимая часть слова.

Цель урока: создание условий для освоения новых знаний по теме «корень слова» , научить находить корень и графически обозначать, развивать мышление, внимание, память, развивать речь, развить у учащихся умения выделять главное, обобщать изученное, используя проблемные вопросы, формировать умения сотрудничать друг с другом, учить формулировать цели и задачи, воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Корень - значимая часть слова»



РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

(«ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» ФГОС)


Тема: Корень – значимая часть слова.


Цель урока: создание условий для освоения новых знаний по теме «корень слова» , научить находить корень и графически обозначать, развивать мышление, внимание, память, развивать речь, развить у учащихся умения выделять главное, обобщать изученное, используя проблемные вопросы, формировать умения сотрудничать друг с другом, учить формулировать цели и задачи, воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.


Планируемые результаты:


Предметные результаты:


Знать понятие « корень слова», уметь находить и обозначать графически


Метапредметные:


Познавательные:

умение различать и обозначать изученные части слова;, умение применять свои знания при выполнении заданий


Регулятивные:

умение выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом; умение соотносить учебные действия с известным правилом; оценка результатов работы;


Коммуникативные:

умение согласовывать позиции и находить общее решение; сотрудничать друг с другом.


Личностные результаты:

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.




  1. Орг.момент


Друзья мои! Я очень рада
Войти вот в этот светлый класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших  милых  глаз.


Здравствуйте, кто, может быть, не выспался.

Здравствуйте те, у кого плохое настроение.

Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул.

Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке. Улыбнемся друг другу!

Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!!!



  1. Психологический настрой (слайд 2)


- Боитесь ли вы трудностей?

- Поднимите руки, кто уверен, что может справиться со всеми трудностями?

- С каким настроением трудности преодолеть легче?

- Какое настроение у вас сейчас?


У вас на столе 2 карточки..на одной – солнышко ,на другой – тучка…какая из карточек отображает ваше настроение? Выберите и поднимите.


  1. Постановка цели урока. (слайд 3)


Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат


- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с тайнами нашего русского языка. Тему урока я не назову…..вы ее скажете сами

Для этого разгадаем кроссворд, который у вас на столе на листах



  1. Я стою перед корнем и могу образовывать слова.

  2. И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.

  3. А я без окончания проживу, удалите его от меня!

  4. А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.

  5. Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.

МОРФЕМА (появится по вертикали)


-Какие морфемы вы знаете?

-Назовите порядок разбора слова


  1. Чтение стихотворений о морфемах ( выступление детей)


  1. Слово делится на части, 
    Ах, какое это счастье!
    Может каждый грамотей 
    Сделать слово из частей!

  1. Если знаешь части слова,
    То напишешь их толково.
    Помни при разборе слова
    Окончанье и основу
    Первым делом находи.
    После корня будет суффикс,
    А приставки – впереди.

  1. Корень слова – значимая часть.
    Над словами родственными держит власть.
    Выясни умело линию родства – 
    Однокоренные подбери слова.

  1. У корней иных, представьте-ка,
    Есть дама гордая – Приставка,
    Стоит всегда лишь перед ним.
    За корнем суффиксу нашлось местечко,
    Заняв его, конечно, он сел навечно.

  1. Часть слова, которая изменяется,
    Окончанием называется.
    Остальную же часть слова
    Именуем мы основой.

  1. Много с буквами хлопот,
    Уж такой они народ.
    Но когда с умом, толково
    Их построишь в чёткий ряд, - 
    Превратятся буквы в слово
    И с тобой заговорят!


  1. Работа над темой урока.


Прочитайте три группы слов, написанных на доске.

1 2 3

Сор снег солдат

соринка снега боец

сорный снегом воин


- Найдите однокоренные слова . (1-я группа )

- Почему вы так считаете? Докажите. (общая часть, которая общая по смыслу и написанию)

- Как называется эта общая часть родственных слов? (Корень)

- Это разные слова или одно и то же слово? (Разные однокоренные слова)

- Что вы можете сказать о второй группе слов? (Формы одного и того же слова).

- Почему вы так считаете? Докажите. (Одинаковые основы)

- Что вы можете сказать о третьей группе слов? Это родственные слова? (Нет. Только близкие по значению)


  1. Определение темы урока (слайд 4)


.- Как вы думаете, о чем же пойдет речь на нашем уроке?

(Об однокоренных словах, о корне слова, их общей части)

Свои ответы начинаете со слов: (на доске или слайде)

Я думаю, но немного сомневаюсь:

Я точно знаю,что…

- Правильно. На уроке мы будем работать над темой «Корень слова.».



Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

Я думаю, но немного сомневаюсь:

Я точно знаю,что…

Познакомимся с вопросами для обсуждения, которые будут служить нам планом работы.(слайд 5)

Мы должны вспомнить:

- Что такое корень слова?

- Роль корня в слове.

- Как выделить корень в слове?

Как вы думаете, все ли вы знаете о корне и однокоренных словах?(ответы детей)

Я думаю, но немного сомневаюсь:

Я точно знаю,что…


Слово корень – многозначное. Обратимся к словарю и посмотрим значения этого слова.

Чтение значений слова в словаре (слайд 6)

Итак, корень – это подземная часть растения, внутренняя находящаяся в теле часть зуба.

Что общего в значениях слова корень? (Важная часть чего-либо)

А ещё в словаре говорится, что корень – это основная значимая часть слова.

Как по-другому можно сказать о корне слова?

Вывод: корень – главная часть слова.


Вернёмся к нашему плану и обсудим его второй пункт (слайд 7)



Как-то много лет назад

Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –

был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.



Выросло необыкновенное дерево, а вместо ветвей на нём росли слова. И у всех слов была общая часть та, которую человек посадил сначала.


Прочитайте слова, запишите, выделите корень.

Сад, посадка, садовник, садик, рассада, пересадить, садовый.

Выберите любое слово и прочитайте в нём только корень.

Поняли, что означает это слово?

Попробуёте закрыть корень слова и прочитать остальные части.

Ясен ли смысл слова? Какой вывод можно сделать?


Вывод: в корне заключен общий смысл родственных слов.



Обсуждаем третий пункт плана. (слайд 8)

Посмотрите на фотографию. Как вы думаете, кто на ней изображен? (Семья, родственники).

Вы знаете, раз уж мы сегодня на уроке ведём разговор о семьях слов, то я приглашаю вас побывать ещё в одной семье.

Итак, жил-был тигр. У него была тигрица, а у неё маленький сынок тигрёнок.. Вот мы и получили две семьи: в одной живут звери, а в другой – слова, которые их называют. Какие это слова?
– В семье зверей больше никого нет, а в семье слов есть: раздаётся рык … (какой? чей?) тигриный. Например, есть акула, которая такая же полосатая, поэтому её называют тигровая акула, и есть камень, который за свой цвет тоже называют тигровый.

В семье слов выделите корень. Как выделить корень?

Вывод: надо подобрать однокоренные слова и выделить у них одинаковую часть - корень



  1. Физминутка ( под музыку)

(слайд 9 и музыкальное приложение к уроку))



  1. Закрепление изученного

1. Игра «Разбери матрёшку» 

К доске приглашаются 3 команды по три человека

На доске карточки со словами:

подносчики     перевозчики     обходчики

Правила игры: Игрокам нужно, отнимая по одной части слова разобрать слово, как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое слово, и записать все эти слова под данным словом. Каждый игрок победившей команды рассказывает, какую часть слова он отнял, и какое новое слово получилось.

В результате этого на доске появляется следующая запись:

подносчики

перевозчики

обходчики

подносчик

перевозчик

обходчик

поднос

перевоз

обход

нос

воз

ход

Учитель: Без какой части слово не может жить? Как называются слова одного корня? Какие слова называют родственными? Какое слово лишнее в каждой группе? Почему?

(ОЦЕНИВАНИЕ ЭТАПА УРОКА)



  1. Игра «Четвёртое лишнее» 

  1. Горка, сгорел, пригорок, горняк.

  2. Кость, коснуться, костный, косточка.

  3. Подорожник, подорожать, бездорожье, дороженька.

  4. Носить, носовой, носик, нос.

  5. Лесник, лес, лестница, безлесный.

 Спишите группы родственных слов, разберите их по составу. Вспомните последовательность разбора!

(0ЦЕНИВАНИЕЭТАПА УРОКА)



  1. Посели слово в свой домик

 Перед вами схемы разбора, распределите слова по столбикам в соответствии с составом:

 

Выход, алмазный (ловушка!), заморский, приём, кустик, рыболов, прибрежный, разбег, мелок, старики, подъёмный.

(ОЦЕНИВАНИЕ)

  1. Релаксационная пауза.

- Сейчас я буду называть вам пары слов. Если я называю пару однокоренных слов, то вы хлопаете в ладоши, а если слова не являются однокоренными, то сидите тихо….лес – лесник стена – степь сад – садовый

гриб – грибной река – озеро дом – домашний

дом – дым кот – котик обед – стол



  1. Самостоятельная работа

- А теперь поработаем в парах. Возьмите карточку.

- На ней три разных по сложности задания. Выберите задание себе по силам и выполните его. Можно выполнить каждому по одному заданию. Можно вместе выполнять задания. Решите в парах самостоятельно.


1.Соедините слова левого столбика с однокоренными словами из правого:

лес сад

вода больной

море деревянный

садовый лесной

боль водичка

дерево моряк

2.Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах.

лес мёд

лесок мёдик

лестница медведь

лесник медовый

лесной сладкий

3 Подберите и запишите однокоренные слова. Выделите корень.

Вода - _______________________________________________________

Мороз - ______________________________________________________


Проверка. (На доске или слайде правильные ответы)

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задания.

- Поднимите руку, кто все выполнил правильно? Молодцы!


ОЦЕНИТЕ РАБОТУ СВОЕГО СОСЕДА ПО ПАРТЕ (слайд 10)

Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.


  1. Итог, рефлексия


Найдите правильное определение корня. (слайд 11)



На столе у вас лежит ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

Отметьте на нем, что принес вам сегодняшний урок







«Лист самооценки».





Узнал что-то новое Научился





Расстроился Я Получил радость





Удивился Ничего не понял




Поднимите теперь ту карточку…которая соответствует вашему настроению….

(тучка или солнышко)


Закончи предложение: (слайд 12)


1.Я провел(а) урок с пользой для себя. Мне было интересно.

2.Я выяснил(а) на уроке, что еще не все усвоил(а) по этой теме урока, и  мне нужно позаниматься дополнительно.

3.После урока  я еще  нуждаюсь в помощи учителя.


  1. Домашнее задание. ( Творческое задание: составить текст на тему «Зима», используя однокоренные слова. Разобрать их по составу.)


  1. Слово учителя


Время урока истекло.

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло,

За ваши мысли и молчанье










10


Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Настроение Весёлое, солнечное Грустное, хмурое

Настроение

Весёлое, солнечное

Грустное, хмурое

Формула удачи :  улыбка – настроение – вера в себя- результат

Формула удачи :

улыбка – настроение – вера в себя- результат

  • Я стою перед корнем и могу образовывать слова.
  • И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.
  • А я без окончания проживу, удалите его от меня!
  • А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.
  • Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение
Начинай ответ так:  Я думаю, но немного сомневаюсь…. Я точно знаю, что…

Начинай ответ так:

  • Я думаю, но немного сомневаюсь….
  • Я точно знаю, что…

План урока   - Что такое корень слова? - Роль корня в слове. - Как выделить корень в слове?

План урока

  • - Что такое корень слова?
  • - Роль корня в слове.
  • - Как выделить корень в слове?

Корень слова

Корень слова

Собираем родственников

Собираем родственников

Оцени соседа по парте Ты молодец! Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше !

Оцени соседа по парте

Ты молодец!

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше !

Закончи предложение:  1.Я провел(а) урок с пользой для себя. Мне было интересно. 2.Я выяснил(а) на уроке, что еще не все усвоил(а) по этой теме урока, и  мне нужно позаниматься дополнительно. 3.После урока  я еще  нуждаюсь в помощи учителя.

Закончи предложение:

1.Я провел(а) урок с пользой для себя. Мне было интересно.

2.Я выяснил(а) на уроке, что еще не все усвоил(а) по этой теме урока, и  мне нужно позаниматься дополнительно.

3.После урока  я еще  нуждаюсь в помощи учителя.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: КОЛЕГАНОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144579


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства