Тема: СУФФИКС — ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА
Знать: суффикс — значимая часть слова; роль суффиксов как средства образования новых слов (на данном уроке — существительных).
Уметь: выделять суффиксы существительных, определять их значения.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- проверка готовности уч-ся к уроку;
-сообющение темы и цели урока;
2.Активизация знаний уч-ся:
А). Устная синтаксическая пятиминутка.
- объяснить постановку знаков препинания в предложениях
Лес — школа для птиц.
Берегите, ребята, птиц.
Б). Выпишите из первого предложения подлежащее.
Запишите в два столбика: 1) разные формы существительного лес (2 — 3 слова);
2) лесной, лесистый, лесник, лесок.
— К каким частям речи относятся слова второго столбика? Разберите их по составу.
— С помощью какой морфемы образованы эти слова различных частей речи?
Делается вывод, что суффиксы образуют однокоренные слова различных частей речи.
3. Работа с учебником.
- Наблюдения на с. 153.
- анализируется материал упр. 390, 391, 392
4.Составление опорной таблицы «Суффиксы и их значения»
-ист-,-ник-,-чик-,-щик-,-тель-,-ач-(профессия людей, род их занятий)
-ец-,-ич-,(названия лиц по месту жительства);
-к-,-ушк_.-ышк-,-ик-,-ек-,-ич(к)-,-иц-,-чик- (уменьшительно-ласкательные)
Просмотр содержимого документа
«СУФФИКС — ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА»
УРОК 93.
Тема: СУФФИКС — ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА
Знать: суффикс — значимая часть слова; роль суффиксов как средства образования новых слов (на данном уроке — существительных).
Уметь: выделять суффиксы существительных, определять их значения.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- проверка готовности уч-ся к уроку;
-сообющение темы и цели урока;
2.Активизация знаний уч-ся:
А). Устная синтаксическая пятиминутка.
- объяснить постановку знаков препинания в предложениях
Лес — школа для птиц.
Берегите, ребята, птиц.
Б). Выпишите из первого предложения подлежащее.
Запишите в два столбика: 1) разные формы существительного лес (2 — 3 слова);
2) лесной, лесистый, лесник, лесок.
— К каким частям речи относятся слова второго столбика? Разберите их по составу.
— С помощью какой морфемы образованы эти слова различных частей речи?
Делается вывод, что суффиксы образуют однокоренные слова различных частей речи.
3. Работа с учебником.
- Наблюдения на с. 153.
- анализируется материал упр. 390, 391, 392
4.Составление опорной таблицы «Суффиксы и их значения»
-ист-,-ник-,-чик-,-щик-,-тель-,-ач-(профессия людей, род их занятий)
-ец-,-ич-,(названия лиц по месту жительства);
-к-,-ушк_.-ышк-,-ик-,-ек-,-ич(к)-,-иц-,-чик- (уменьшительно-ласкательные)
5.. Запись под диктовку существительных с выделением в них суффиксов и объяснением их значения.
Перевозчик, тракторист, сестричка, орешек, рязанец, пожарник, преподаватель, зайчик, ночка.
6. Выпишите из предложений выделенные существительные, подчеркните в них суффиксы. На что они указывают?
1. В это утро вместе с солнышком из тех ли темных зарослей выплывала, словно зоренька, белоснежная лебедушка. (С. Есенин.)
2. Мир, который увидел журавленок, был полон солнца и яркой краски.
3. Взял мороженщик лепешку, сполоснул большую ложку, ложку в банку окунул, мягкий шарик зачерпнул. (С. Маршак.)
— Есть ли суффиксы в словах ложка, банка}
Домашнее задание: § 75, стр. 154 (правило), упр. 397.399