способствовать развитию речевой деятельности, обогащению словарного запаса учащихся;
расширить знания учащихся о русском языке, прививать интерес к родному языку, обогащать речь детей фразеологическими оборотами;
тренировать учащихся в умении анализировать, сравнивать и обобщать.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
Учитель. Доброе утро, ребята! Садитесь, пожалуйста. Пусть это утро действительно будет для нас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас, а осеннее солнышко согреет своим уходящим теплом.
- Вдохните глубоко, и когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться. А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами (посмотрели на гостей, улыбнулись) и давайте начнем урок.
Учитель. Откройте тетради. Запишите дату сегодняшнего урока, вид работы.
Итак, ребята, продолжим наш поход за новыми знаниями. А чтобы получить новые знания, вы должны вспомнить и рассказать, что вы уже усвоили. (Дети отвечают на вопросы)
Ах, какое это счастье.
Слово делится на части.
Из каких частей может состоять слово? Слайд.
Игра «Узнай часть слова». Работа в парах.
Закончите высказывание:
1 группа
Общая часть родственных слов называется ………….
Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове я точно есть.
Чтобы грамотно писать,
Меня вам надо выделять. Я …………
2 группа
Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов называется ………..
После корня я стою,
Перед окончанием.
Обозначаюсь уголком.
Называюсь ………….
3 группа
Перед корнем я стою,
Слитно с ним пишусь.
И при помощи меня
Образуются слова. Я ……………
4 группа
Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов …
Не люблю собой гордиться,
Вмиг готово измениться.
Обратите вы внимание
Я - ……………….
Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении ……..
3. Сообщение темы урока.
Загадка:
Перед корнем я стою
Слово новое создаю
Если только захочу –
Значение слова изменю. (приставка)
Какая будет тема урока?
Приставки в языке у нас
Живут с древнейших пор.
И мы о них, дружок, сейчас
Начнём наш разговор.
Все достоинства обсудим
И похвалим от души,
Как использовать их будем,
Сам скорее расскажи!
- Что вы знаете о приставках?
Приставка - это ……… слова, которая
стоит …… и служит для ……… .
4. Постановка учебной задачи.
Что бы вы хотели узнать о приставке? Сформулируйте задачу урока.
Ученики:
Вспомнить какие бывают приставки.
Будем учиться образовывать новые слова с помощью приставок.
А как узнать в каком слове ЗА является приставкой, а в каком частью слова?
1. Отделяем ЗА-, получается …
2. Если оставшаяся часть слова имеет смысл, может быть употреблена с другой приставкой, то
2.Если оставшаяся часть слова не имеет смысла, с другой приставкой употребляться не может, то
3. ЗА- является приставкой.
3. ЗА- является частью корня.
После коллективного разбора и обсуждения дети записывают слова в два столбика:
За
За…
Засмеялся
Закон
Заморский
Замок
Запах
Зайчонок
Запрятал
Забава
Заработок
Зарево
Итак, что же такое приставка? (Приставка – это часть слова).
Где в слове стоит приставка? (Приставка стоит перед корнем).
Для чего она служит? (Приставки служат для образования новых слов).
6. Физкультминутка.
7. Продолжение темы. Сведения о языке.
Приставки – великие труженицы. Если мы зададимся целью отыскать, хотя бы маленькое стихотворение или рассказ, где бы не было приставок, мы поставим перед собой непосильную задачу. Хотите в этом убедиться? Давайте вспомним стихи А.Л.Барто, которые вам читали в детстве.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
8. Закрепление изученного.
- Если даже в детских стихах мы обнаружили множество слов с приставками, что говорить о более сложных литературных жанрах.
Прочитайте текст, записанный на карточке.
На карточке:
за- подо-
Бедняжка совсем …мёрзла. Она …шла к норке старой полевой мыши.
по-
Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и …просила дать ей хоть кусочек
раз- с- обо- по-
зёрнышка. Мышь …решила ей …пуститься в норку, …греться и …есть.
- Вы узнали, откуда этот отрывок? (Это отрывок из сказки «Дюймовочка»)
Кто автор сказки? (Ганс-Христиан Андерсен, датский сказочник)
Чего не хватает в этом тексте? (Надо вставить подходящие по смыслу приставки)
Задание. Вставить в слова приставки. Приставки выделить.
Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.
9. Итог урока.
- Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? (Научиться находить в слове приставку, отличать её от части корня)