Этапы урока | Формы, методы методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. – Здравствуйте! - Поздоровайтесь с нашими гостями! - Начинаем урок русского языка. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Л – проявляют готовность к работе на уроке | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | – Посмотрите и скажите, что объединяет группу букв на первой строчке?. На доске: - еёюяи (йотированные гласные, дают два звука согласный «й» и гласный) | Выполняют письмо по образцу, | Пр. – вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное написание |
III. Актуализация знаний | Парная. Словесный. Чтение | 1.Придумайте слова на эти гласные - сделаем фонетический разбор слова «ель» (е- [й']-согл., непарн., мягк., зв. - [э]-гл., ударн. л- [л']- согл., парн., мягк., зв. ь - [ ]- 3б, 3зв., 1сл) [ высокай'а й'э л' раст'от п'эр'эд домам]- прочитайте глазками, что здесь написано? - Запишите предложение Работа в парах: - Какая схема подойдет к данному предложению? (1. Что? Что делает? Какая? перед чем? 2. Какая? Что? Что делает? перед чем? 3. Что делает? Какая? Что? перед чем?) - Дайте характеристику предложению ( прост., распростр., невоскл.) 2.Фронтальный опрос. - Какие части слова вы знаете? - Что называется окончанием? - Что называется корнем? - Какие слова называются однокоренными? | Отвечают на поставленные вопросы | П – овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач. Р – осуществляют взаимо-проверку, контролируют работу партнера; оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают способы преодоления трудностей | устный монологический ответ, работа у доски |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо, влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня | Правильное выполнение движений |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Вернемся к слову «ель» - что оно означает? -В Краснодарском крае произрастает- ель восточная вдоль бассейнов реки Белой, Лабы. Древесина белая, прочная, идет на изготовление скрипок, роялей и других музыкальных инструментов. Все части растения полезны и широко используются. - А вы знаете, что ели цветут?( ели цветут редко и зацветают очень поздно – на 25-30 год своей жизни), не все могут наблюдать эту красоту. - Как называют маленькое деревцо ели(елочка) - Как называют участок земли, где растут только ели (ельник) Запишем эти слова в тетрадках (ель – елочка- ельник) - Выделите корень - Выделите окончание – Чем отличается состав этих слов? – Где находится та часть слова, которой отличаются данные слова? (После корня.) – Вспомните схему состава слова (см. форзац учебника) и попробуйте определить, с какой частью слова мы сегодня будем работать | Формулируют тему урока и цель своей работы на занятии | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение и обоб-щение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям. Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. К – учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его | Беседа по вопросам, устные монологические высказывания, правильный разбор слов по составу |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Знакомство с признаками суффикса | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Рассмотрите группы слов, предложенные в упр. 165 учебника. Попробуйте найти в них суффиксы и ответьте на вопросы: • Где находится суффикс? • Для чего служит суффикс? | Анализируют предложенные в упражнении слова, выполняют разбор по составу. Называют основные признаки суффикса: стоит после корня, служит для образования новых слов | Пр. – знают порядок разбора слова по составу. П – осуществляют анализ, синтез, сравнение и обоб-щение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям. К – участвуют в диалоге, общей беседе | Ответы на вопросы |
2. Работа с определением суффикса | Коллективная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте определение суф-фикса (учебник, с. 89); сравните ваши выводы с теми, что содер- жатся в определении; проанализируйте примеры, данные в определении. Докажите, что суффикс в каждом из предложенных слов имеет все известные нам признаки. – Почему суффикс – значимая часть слова? – Что общего между приставкой и суффиксом? – Обратите внимание на написание термина «суффикс». – Как найти в слове суффикс (см. с. 90 учебника)? | Читают определение суффикса, объясняют, почему он является значимой частью слова. Анализируют примеры, данные в определении. Сравнивают определения суффикса и приставки. Отмечают «ошибкоопасные» места в слове «суффикс». Знакомятся с порядком действий при нахождении суффикса | Пр. – знают определение суффикса, приставки, умеют находить между ними общее и различное. П – осуществляют синтез как составление из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза. Р – учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения. К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи | Устные монологические ответы, ответы на вопросы |
3. Выполнение упражнения учебника (упр. 167) | Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо | Поясняет задание, контролирует его выполнение | Выполняют задание упражнения | Пр. – знают, что такое суффикс, умеют его находить. Р – овладевают способами решения учебной задачи. К – участвуют в диалоге, общей беседе | Ответы на вопросы беседы; правильный разбор слов по составу |
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1. Знакомство с некоторыми суффиксами русского языка (рабочая тетрадь) | Фронтальная. Парная. Индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | Поясняет задание, контролирует его выполнение Объясняет задание. При необходимости помогает детям . | Выполняют задание письменно. По окончании работы представляют ее классу Самостоятельно выполняют задание, подбирают соответствующие суффиксы | Пр. – умеют образовывать новые слова с заданными суффиксами. подбирают слова с заданной морфемой, соотносят слова с предъявляемым к ним моделям Р – выполняют действия по намеченному плану. овладевают способами решения учебной задачи К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Самостоятельное выполне- ние упражнения |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Вновь у нас физкультминутка, - Если я покажу на слово, в котором нет суффикса, то вы топаете, если есть суффикс – хлопаете в ладоши: Гора-горка, поле - плюшко, лес-лесок, сом - сомище, внук-внучек, мяч-мячик, город городок, слово-словечко | Выполняют движения под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня | Физкультминутка |
Работа в группах | | Собери слово, подбери подходящий суффикс: 1гр: гвоздик, гонщик, грибок, рыбак, храбрец 2гр: бантик, грузчик, ветерок, моряк, борец 3гр:столик, дрессировщик, кружок, добряк, болтун 4гр: прутик, каменщик, дымок, пустяк, крикун 5гр: мостик, лётчик, холодок, бедняк, сапожник 6гр: ключик, переводчик, ледок, силач, глупыш | Выполняют задание | Пр. – умеют образовывать новые слова с заданными суффиксами. подбирают слова с заданной морфемой, соотносят слова с предъявляемым к ним моделям Р – выполняют действия по намеченному плану. овладевают способами решения учебной задачи К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Самостоятельное выполнение задания |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Само-регуляция |
Домашнее задание (рабочая тетрадь, стр. 15) | Фронтальная. Словесный. Чтение | Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения | Слушают учителя, делают записи | Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания | Правильная запись задания |