Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Ударение. »
ТЕМА: «Ударение».
ЦЕЛИ:
- содействовать формированию чувства языка, формированию
умений и навыков необходимых для грамотного письма;
- уточнить представления о смыслоразличительной функции ударения;
- формировать потребность и умение орфоэпически правильно произносить слова.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- развивать мышление, коммуникативные качества, творческие способности, интерес к изучению языка;
- воспитывать взаимопомощь, аккуратность, внимательное отношение к слову
ОБОРУДОВАНИЕ:
учебник, карточки для рефлексии, бубен, молоток, карточки со словарным словом, карточки - опоры для загадок, презентация, проектор, ноутбук.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня много гостей. Поприветствуйте их, пожалуйста. Улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
2. Чистописание.
У: - Приготовьтесь к письму. «Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». Запишите с доски дату.
- Начинаем минутку чистописания.
- Сегодня у нас дежурит буква Я.
(на доске прописные буквы, строчная и заглавная буква Яя)
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я?
Я не только буква Я –
Буква, слог и слово.
У: - Пропишите строчку букв Яя. (во время работы поощряются лучшие
Работы)
Слайд 1.
3. Актуализация знаний учащихся.
У: - Ребята, вы любите загадки?
Д: - Да!
У: - Отгадайте одну из них. Слушайте внимательно:
Всегда во рту, а не проглотишь?
Д: - ЯЗЫК
Слайд 2
У: - Как вы догадались?
Д: - …
У: - Что означает это слово?
Д: - Орган вкуса.
У: - Какое еще значение имеет слово язык?
Д: - Как предмет: русский язык, немецкий язык. СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА(многозначное слово)
У: - Давайте красиво запишем это слово (пишут) Язы́к , поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
СЛАЙД 3:Не спеши языком, торопись делом.
У: - Прочитайте пословицу. Когда так говорят?
Д: - …
У: - Какое слово в этом предложении отличается от других слов?
Д: - Язык – это словарное слово.
У:- А сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.
Словарная работа: СловоИЗВИНИТЕ (карточки каждому) Проверочное слово – повинный
- Читают 1 задание, выполняем на доске (буквы в цвете появляются на доске).
- Читаем пословицу: «Повинную голову меч не сечёт».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Д: -…
4. Сообщение темы и целей урока.
У: - Внимание! (учитель ударяет в бубен)
- Что вы услышали?
Д: - Звук.
У: - Почему бубен зазвучал?
Д: - Был удар по нему.
У: - Послушайте, одинаковый ли звук от удара молотка? (учитель ударяет
молотком сильнее – слабее).
Д: - Нет. Сначала громко. Потом тихо.
У: - А почему? От чего зависит сила звука?
Д: - От силы удара.
У: - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении)
СЛАЙД 4: УДАРЕНИЕ
- Сегодня на уроке мы узнаем, почему наша речь звучит по-разному, пого-
ворим о значении ударения.
5. Работа над новым материалом.
У: - Ударить можно не только в бубен или молоток, но ударить можно голосом.
- Как вы это понимаете?
Д:- Значит что-то выделить силой голоса.
У: - Про ударный слог поэт Александр Шибаев сочинил стихи. Послушайте их:
Ударный слог, ударный слог!
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молоток –
Отметь его ударом.
У: - Слог, на который ударение не падает, называют …… безударным.
У:- На доске рассыпались слова, давайте соберём их в предложение (карточки со словами):
РЫЖИЕ ПО ВЕТКАМ ШУБКИ В ДУПЛО СКАЧУТ, ПРЯЧУТ. ОРЕШКИ
У:- Собираю загадку по словам на доске.
Д:- Рыжие шубки
По веткам скачут,
В дупло орешки прячут.
У:- Кто это? (Белки)
СЛАЙД 5: рисунок - две белки.
У:- Как называется этот жанр?
Д:- Загадка.
Рыжие шубки
По веткам скачут,
В дупло орешки прячут. Белки.
У:- Определите ударение в слове БЕ́ЛКИ.
Д: - Вывод: На ударном слоге больше выдыхается воздуха. Он произносится с большей силой.
У:- А если мы передвинем ударение, изменится слово по смыслу?
бе́лки - белки́
Д:- …
У:- Вывод:Ударение различает слово по смыслу и оно подвижное!
Такие слова называютомографы, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке чаще всего из за различий в ударении).
СЛАЙД 6 : БеЛКИ и БЕЛКи
6.Физкультминутка. (групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
У: - Давайте поиграем в игру и вместе попробуем составить загадку
о солнце, его осенью не так много, но мы сотворим своё солнце.
На доске опора
Какой? (Что делает?) «но не» Что такое же?
Светит Лампа
Круглое Колобок
Тёплое Батарея
Запишите слово в тетрадь и поставьте ударение. (записывают), (проверка)
Один ученик записывает слово со́лнце на доске.
Д/З: Сочинить загадки по опорам, а отгадкой должны быть слова омографы (зАмок – замОк, бЕлки – белкИ, дУхи – духИ Ирис –ирИс, кружкИ –крУжки) .
У: - ВЫВОД: Ударение, ребята, заставляет пропеть слово, позвать слово. Ударный слог определяет не только силу звучания, но и длительность. Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.
Вставь слова. Обучающимся выдаются карточки, работа в парах.
СЦЕНКА.
Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством. Читает: «3 раза в неделю по столовой ложке. /
После приёма пищи».
Начинает пищать. Вбегает мама.
- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
- А я лекарство принял. А здесь написано…(читает) /
- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пищи, а не пищи.
- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл, а я об этом забыл…
У: - Что же случилось от перестановки ударения?
Д: - Изменился смысл слова, и с мальчиком произошла смешная история.
9. Обобщение и подведение итогов.
СЛАЙД 8:Правило левой руки.
РЕФЛЕКСИЯ (психологическое состояние ребёнка). Карточки разных цветов в виде кленовых листьев (зелёные - всё понятно, жёлтые - не совсем понятно, красные – ничего не понятно)вывешиваются на доску к стволу, получается дерево.
Слайд 8. Домашнее задание: Сочинить загадки по опорам, а отгадкой должны быть слова омографы (зАмок – замОк, бЕлки – белкИ, дУхи – духИ Ирис –ирИс, кружкИ –крУжки) .