- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».
- закрепить знания о глаголе.
- развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.
- прививать любовь к русской литературе на образцах произведений А.С. Пушкина и И.А. Крылова.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность. |
Положительный настрой - Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица. Давайте улыбнемся, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир. - Итак, начинаем урок русского языка. Оценивать свою работу на уроке вы будете в Карточке личного контроля. | Приветствуют учителя, друг друга. | Взаимодействуют в малых группах (в парах) Прием «Предъявление требований» |
Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: создать условия для актуализации знаний учащихся. |
Словарная работа - Расшифруйте анаграммы. Запишите слова. ИИДТ ЛАЕЛЯ ЕЙГОР ЯРЗА Проверка - Какие слова записали? - Какое слово лишнее в этом ряду? -Почему? - О какой части речи пойдет разговор на уроке? - Сегодня вы узнаете о нем что-то новое. Но для этого вам необходимо вспомнить все, что уже знаете о глаголе. Что же может рассказать о себе глагол | Записывают слова. - Идти, аллея, герой, заря. - Идти. - Это глагол, все остальные слова – существительные. - О глаголе. Оцените свои знания Заполняют карточку личного контроля», 1 этап | ИД (стр. 1) Актуализация знаний Карточка личного контроля |
Выявление места и причины затруднения. Цель: создать условия для обсуждения затруднения. |
Предлагаю карточку « Я глагол» - Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол. - Давайте проверим, как вы выполнили работу. Я глагол | часть | речи | обозначаю | действие предмета | отвечаю на вопросы | что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д. | имею | начальную (неопределенную форму) | в предложении | чаще всего бываю сказуемым | имею грамматические признаки | время число лицо род (в прошедшем времени) вид спряжение | | У детей карточка, они заполняют ее, работая в парах. Учащиеся отвечают на вопрос. После ответа открывается очередная строка таблицы. 6-ой признак не открыли. | Работа в парах ИД (стр. 2) (правая часть таблицы закрыта шторкой) Возникло затруднение |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Цель: создать условия для проговаривания темы урока, постановки целей урока; построить проект выхода из затруднения. |
- Какова же тема сегодняшнего урока? - Сформулируйте цель урока. ( доска) - Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели? - Молодцы! Вы хорошо помогли глаголу и успешно прошли 2 этап урока. Заполните «Карточку личного контроля». | Т: Новый признак глагола. - Узнать, как называется новый грамматический признак глагола; учиться определять этот новый признак у глагола. Составление плана. Наблюдать Сделать вывод Проверить вывод Применить (знания | (доска) Планирование экран Карточка личного контроля |
Открытие «нового» знания. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта; решение устной задачи; открытие нового знания. |
Назовите лишнее слово из анаграммы, Какой частью речи является? Перед вами проблемная ситуация. Проблемная ситуация. Вставьте в предложения глагол «идти» в нужной форме. Как изменяется глагол? Сделайте вывод о новом грамматическом признаке. Назовите его. | Я ________________ по аллее. Ты __________________ по аллее. Он ________________ по аллее. Мы _________________ по аллее. Вы _______________ по аллее. Они _________________ по аллее. | Поверка по эталону. ( ИД) - Сделайте вывод о новом грамматическом признаке. - Как думаете, как он называется? (Придумайте название сами.) - Где можно проверить, как же называется новый признак глагола? - Прочитайте в учебнике стр. 94. - Как же называется новый грамматический признак? - Что такое спряжение? Назовите тему урока - реши Учебник вас приглашает на стр. 95, прочитать информацию о спряжение - Что нового узнали из правила? - Послушайте сказку о новом грамматическом признаке глагола. Может, что-то еще узнаете о новом грамматическом признаке… (Учитель рассказывает сказку.) Жили-были глагольчики -У (-Ю), -ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ (-ЮТ) и –ИШЬ, -ИТ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ). Дружно жили. Но однажды прилетел дракон. Глагольчики ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ, ЮТ испугались и вытолкали своего братца со словами: «ЕШЬ, ЕШЬ!» «Да уж, ЕМ, ЕМ», - улыбнулся дракон. А остальные (ИТ, ИМ, ИШЬ, ИТЕ, АТ, ЯТ) оказались смельчаками: «ИШЬ какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ, драконам, только позволь!» И выгнали дракона из города. С тех пор трусишки и смельчаки поссорились и живут в разных городах: Первоспряженске и Второспряженске. Правит обоими городами мэр Ударение. - Какие глаголы относятся к 1 спряжению? А ко 2-ому? Вам поможет стр. учебника №95 - Тогда к какому же спряжению относится глагол «идти». - Закончился 3 этап урока. Заполните «Карточку личного контроля». | Работа по карточке У детей карточка. Дети работают над кластером. Новый грамматический признак – изменение глагола по лицам и числам. Ответы детей. - В учебнике прочитать правило. Правило, уч. с. 94 - Спряжение. - Изменение по лицам и числам. Спряжение глагола. - Глаголы могут быть первого и второго спряжения. Учебник стр.95 Учащиеся слушают сказку. - К I спряжению относятся глаголы, у которых в окончаниях гласная Е (Ё). Ко II спряжению относятся глаголы, у которых в окончаниях гласная И. - К 1 спряжению. | Наблюдение Работа в парах Оформление записи на кластере ИД (стр. 3) Делают вывод Проверяют вывод Работа с учебником Спряжение Дидактическая сказка -У (-Ю) -ЕШЬ -ИШЬ -ЕТ -ИТ -ЕМ -ИМ -ЕТЕ -ИТЕ -УТ (-ЮТ) -АТ (-ЯТ) ИД (иллюстрация сказки) ИД (стр. 4) Карточка личного контроля |
Физминутка. Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. |
- Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем хлопок над головой, 2 спряжения – 2 хлопка за спиной. Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь. | Выполняют упражнения. | |
Первичное закрепление во внешней речи. Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых заданий с проговариванием во внешней речи. |
– Продолжим работу. - Из какой сказки эти предложения? Кто автор? 1) Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. 2) Чем вы, гости торг ведете И куда теперь плывете. 3) Остров на море лежит, Град на острове стоит. 4) Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом. 5) Белка там живет ручная, Да затейница такая. 6) Белка песенки поет, Да орешки все грызет. 7) Этим нас не удивишь, Правду ль, нет ли говоришь. - Из данных предложений выписать глаголы настоящего и будущего времени: в первый столбик – глаголы, которые относятся к I спряжению, во второй столбик – ко II спряжению. КОНТРОЛЬ I спр. II спр. Ведёте палят плывёте велят растёт лежит живёт стоит поёт удивишь грызёт говоришь 4 этап | Отвечают. Один ученик работает у доски. Он переносит глаголы в нужные столбики. Выделяет окончания. А остальные учащиеся записывают глаголы в тетрадь. Назови новые глаголы, вспомни предложение из данной сказки. Заполняют карточку личного контроля. | Применяют ИД (стр. 5) Шторкой закрыты портрет А.С. Пушкина и иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…». Открывается после ответа детей. Карточка личного контроля |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: выявить границы применимости нового знания и выполнить задание, в котором тренируется использование нового материала. |
Творческая работа -Откуда эти строки? Кто написал басню? - Вставить в предложение подходящие по смыслу глаголы. Плутовка к дереву на цыпочках________ , ________ хвостом, с вороны глаз________ . Слова для справок: подкрадывается, приближается, подходит; вертит, помахивает; не спускает, не сводит.. - Определите спряжение глаголов, выделите окончания. 5 этап оцени - Посчитайте, сколько баллов вы заработали за урок. Оцените себя. | Отвечают на вопрос учителя. Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях. | ИД (стр. 6) С.Р. ИД Проверка по эталону |
Рефлексия учебной деятельности. Цель: |
|
Тест - Теперь вы готовы к проверочному тестированию, который покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу, не торопитесь и работайте внимательно. Нужно выбрать правильный ответ. Тест | 1. Как называется изменение глаголов по лицам и числам? | А. склонение | Б. спряжение | 2. Что называется спряжением? | А. изменение глагола по падежам | Б. изменение глагола по лицам и числам | В. изменение глагола по родам и числам | Глагол «лежит» | А. I спряжения | Б. II спряжения | Глагол «растёт» | А. I спряжения | Б. II спряжения | Проверка. - Поставьте себе отметку за тест. - Сравните отметки за работу на уроке и за тест. - У кого одинаковые результаты? - Вы подтвердили свои знания выполненным тестом. - У кого за тест отметка ниже, чем за работу на уроке? - Не совсем объективно оценили свою работу в течение урока. Не все было понятно. - А у кого отметка за тест выше, чем за работу на уроке? - Не уверены в себе. Занижаете свои силы и возможности. - Какая была тема урока? - Какая была цель урока? - Что узнали об этом признаке? Выучить правило на стр. 94-95 выполнить упр. 129 с. 94 | Выполняют. Проверяют. Отвечают, слушают, дополняют друг друга. Записывают задание в дневники. | Система голосования ActivInspire Карточка личного контроля Анализ самооценки учащихся Итог урока Домашнее задание |