Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Графический диктант" 9 класс »
9 класс 2.Графический диктант.
1. Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.
Однородное подчинение с придаточными изъяснительными.
2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.
Неоднородное подчинение с придаточными обстоятельственным времени и дополнительным.
3. Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.
Последовательное подчинение с придаточными дополнительным (I ст.), обстоятельственным - места(II ст.)
4. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.
Комбинированное подчинение с однородным и последовательным подчинением.
Контроль этого вида работы: на оборотной стороне доски ( можно подготовить слайды) заранее начерчены схемы продиктованных предложений. Дети меняются тетрадями, проверяя друг у друга схемы предложений, сверяя их со схемами, написанными на доске, выставляют друг другу отметки за графический диктант. Затем учитель просит прокомментировать составленные схемы, обращая внимание на четвертую схему с комбинированным типом подчинения и отсутствием запятой перед союзом и при однородном подчинении.
4. По схеме определите виды подчинения в предложениях.
5. Укажите, какая из схем соответствует предложению.
Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.
А) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )
Б) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )
В) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )
6. Составить схему предложения, указать вид подчинения придаточных.
Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша.
7. Пунктуационный разбор предложения у доски.
Она засмотрелась на небо, покрытое живыми следами исчезающего солнца, словно там находилось счастье, которое было сделано природой. Чтобы от неё оно проникало внутрь человека.
- Составьте схему, укажите тип подчинения и вид придаточных предложений.
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
Тип БСП
Примеры
Знаки препинания
1. БСП со значением перечисления
Раздался тихий звон, дверца распахнулась.
Запятая, точка с запятой
2. БСП со значением противопоставления
Глаза страшатся – руки делают.
Тире
3. БСП со значением пояснения
Недаром говорится: дело мастера боится.
Двоеточие
4. БСП со значением причины
Воспитание – великое дело: им решается участь человека.
Двоеточие
5. БСП со значением времени
Настанет утро – двинемся в путь.
Тире, запятая
6. БСП со значением условия
Назвался груздем – полезай в кузов.
Тире
7. БСП со значением следствия
Солнце дымное встает – будет день горячий.
Тире
1. Определите смысловые отношения между частями БСП
1.Работы много – отдыха не жди.
2. Хочешь быть счастливым – силы не жалей.
3.Расчищали сугробы – их наметало снова.
4.Красоту только тронь небрежной рукой - она исчезнет навеки.
5.Ты запела песню светлую – колокольчики звенят.
2. Укажите знак препинания в БСП.
1) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.