Цель урока: закрепить понятие о сложноподчиненном предложении; научиться представлять структуру СПП в виде схем; совершенствовать пунктуационные навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2. Разобрать по составу и сделать словообразовательный разбор слова безымянный.
III. Структура сложноподчиненных предложений
Записать предложения под диктовку, объяснить орфограммы, представив структуру предложений в виде схем; определить, чем прикрепляются придаточные предложения к главным (один человек работает у доски, остальные в тетрадях).
1). Опытные шахматисты могут играть вслепую, не смотря на доску, что очень трудно для начинающих.
2). Софья слишком поздно поняла, что Молчалин её никогда не любил.
3). Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. (В. М. Песков.)
Схемы предложений: 1) [ ], (что...); 2) [ ], что ( ); 3) [...там], (где...). Союзные слова (члены предложения) и указательные слова вносим в круглые скобки, подчинительные союзы выносим за скобки.
IV. Конструирование предложений
1. Упражнение 33 устно. Дополнительное задание: указать особенности подчинительных союзов и союзных слов, их значение; сделать схемы получившихся предложений на доске и в тетрадях.
2. Составить предложения по данным схемам:
1) [ ], (которые...).
2) [ ], (где...)?
3) [там.., (где...),...].
4) Чтобы ( ),[ ].
Примеры предложений:
1) Приведите примеры слов, которые считаются устаревшими.
2) Что вы знаете о происхождении названия города, где вы живете?
3) Там, где небо сходится с землей, пламенела полоса заката.
4) Чтобы много знать, необходимо много читать.
V. Схематический восстановительный диктант
1. Учитель читает предложения (между ними надо делать достаточные паузы), ученики записывают в тетради только схемы.
2. Учитель читает диктант второй раз, после чего ученики по схемам восстанавливают текст.
1. Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. 2. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». 3. Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. 4. Но все же, неправда, — замечаем. 5. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами. 6. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. 7. Бывают сладчайшие, драгоценные глотки воздуха, которые человек помнит всю жизнь.
(79 слов) (По В. Солоухину)
3. Сделайте самопроверку.
Схемы предложений:
1. [...тогда], когда ( ).
2. Чтобы ( ),[ ].
3. [ ], пока ( ).
4.[ ].
5. [ ], когда ( ).
6. [ ].
7. [ ], (которые...).
VI. Слово учителя
Диктант, который мы только что написали, необычный. Вы восстанавливали предложения по схемам, которые составили на слух. Этот прием можно
применять и в работе над изложениями. В течение года мы напишем не-; только изложений из сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. По одному из так называемых «открытых» текстов этого же сборника будет проводиться экзаменационное изложение. Чем больше мы сумеем разобрать изложений, тем лете зам будет на экзамене.
Для начала возьмем тест из первого десятка изложений (всего их 73). Прочитайте все десять текстов, попробуйте кратко восстановить их в вашей памяти, перескажите родителям или друзьям. Решите, в каком стиле написан каждый из десяти текстов. Озаглавьте тексты, не имеющие названий.
Советую чаще обращаться к сборнику изложений, выбирать из него необходимые примеры, время от времени прочитывать тексты.
VII. Домашнее задание
1. Работа над текстами изложений 3-10 из экзаменационного сборника.
2. Выписать из каждого текста по одному сложноподчиненному предложению, сделать его синтаксический разбор и схему к нему.