Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова
Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова
Цель урока: закрепить знания учеников о сложноподчиненном предложении; дать представление о его строении; научить различать союзы и союзные слова в СПП.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова»
Тема. Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова.
Цель урока:
- закрепить знания учеников о сложноподчиненном предложении;
- дать представление о его строении;
- научить различать союзы и союзные слова в СПП;
- совершенствовать пунктуационные навыки.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
1. Словарный диктант (Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях, проверяем сразу после диктанта, по очереди комментируя правописание каждого слова.)
2-й вариант: подчеркнуть слова, в которых есть непроизносимые согласные.
II. Слово учителя. Изучение строения сложноподчиненного предложения
О сложноподчиненных предложениях вам многое известно из курсов предыдущих лет, кроме того, дома вы прочитали § 5 о строении сложноподчиненного предложения. Поэтому предлагаю поменяться местами: вы объясняете материал, я стараюсь его усвоить. (Объяснение материала нужно разбить на несколько стадий, за каждую из которых отвечает кто-либо из учеников. Функция учителя — задавать вопросы, направлять ими ход урока. Уточнять, комментировать объяснения лучше совместно с классом.)
III. Выводы
Части сложноподчиненного предложения не равноправны по смыслу:
главное предложение подчиняет себе придаточные.
В сложноподчиненном предложении может быть одно или несколько придаточных.
Придаточные предложения прикрепляются к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов.
В главном предложении могут находиться указательные слова, которые заключают в сжатом виде содержание придаточного предложения.
Указательные слова могут сливаться с подчинительными союзами, образуя составные союзы.
В зависимости от смысла место придаточных предложений может быть постоянным, неизменным, а может быть свободным.
IV. Объяснение учителя
1. Подчинительные союзы и союзные слова.
Один из трудных вопросов, касающихся СПП, как отличить подчинительные союзы от союзных слов и какое значение имеет это отличие.
В качестве союзных слов, связывающих придаточное предложение с главным, выступают относительные местоимения (кто, что, который, чей, сколько) и относительные наречия (где, когда, куда, откуда, отчего, как и т. п.). Сомнения возникают, когда в предложении встречается союзное слово, совпадающее с подчинительным союзом, например, что, как. Вне контекста понять различие невозможно.
Рассуждаем так. Союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом.
Сравним (предложения запишем на доске и в тетрадях):
1) Все понимают, что сейчас решается судьба страны.
В данном случае «что» — подчинительный союз: он не является членом предложения, а играет служебную роль; к нему нельзя поставить вопрос, нельзя заменить его значимым словом.
2) Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне (А. Ахматова, «Мужество»).
«Что» в обоих случаях - союзное слово, так как является членом предложения (подлежащим), отвечает на вопрос что? Первое «что» можно заменить, к примеру, словом «судьба», второе - словом «трагедия».
Кроме того, союзное слово логически, интонационно выделяется, а служебное слово - союз (в первом примере) произносится бегло, как бы смазанно.
Обратим внимание, что между двумя придаточными предложениями запятая не стоит. Почему?
Причина отсутствия запятой — общее главное предложение «Мы знаем», а два придаточных предложения рассматриваются как однородные члены. Этот случай аналогичен другому, относящемуся к сложносочиненным предложениям с общим второстепенным членом.
2. Схемы сложноподчиненных предложений.
Условимся обозначать главные предложения квадратными скобками, а придаточные - круглыми. Отметим аналогию с ролью квадратных и круглых скобок в математике. Вспомним, что для обозначения сложносочиненных предложений применяются только квадратные скобки, т. к. предложения равноправны.
Предлагаю в схемах союзные слова вносить в скобки: они являются членами предложения, а союзы оставлять за скобками: их роль вспомогательная, служебная; они не члены предложения.
Изобразим схематически наши предложения:
1)[ ],что( ).
2) [ ], (что...) и (что...).
V. Закрепление материала
1. Работа с учебником. Упражнение (по выбору).
2. Анализ предложений:
1) Эту семейную историю я столько раз слышал, что знал ее почти наизусть.
2) Если б мишки были пчелами, то они бы нипочем, никогда бы не подумали так высоко строить дом.
3) Чем дальше в лес, тем больше дров.
4) Никогда не говори о том, чего не знаешь.
В каких предложениях встречаются двойные союзы, а в каких - указательные слова?
(Двойные союзы - в предложениях 2 (если — то) и 3 (чем — тем); указательные слова - в предложениях 1 (столько), 1 (так) и 4 (о том).)
VI. Словарная работа
Записать в словарик слова в рамках: аккомпанемент, аккомпанировать.
Разобрать слова по составу.
VII. Занимательная лингвистика
Найдите предложения, в которых что является союзом; определите роль остальных «что»:
1) О нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
(А. Блок)
2) а) Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле.
б) Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.
(С. Есенин)
(1-е предложение: что - относительное местоимение, дополнение. 2-е предложение: а) что - подчинительный союз, б) что = которые - относительное местоимение, подлежащее.)
VIII. Домашнее задание
§ (по выбору); подобрать материал для выполнения творческой части изложений № 1 и 2