kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: закрепить знания учеников о сложноподчиненном предложе­нии; дать представление о его строении; научить различать союзы и союз­ные слова в СПП.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова»

Тема. Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова.

Цель урока:

- закрепить знания учеников о сложноподчиненном предложе­нии;

- дать представление о его строении;

- научить различать союзы и союз­ные слова в СПП;

- совершенствовать пунктуационные навыки.



Ход урока

I. Лингвистическая разминка

1. Словарный диктант (Один ученик работает у доски, остальные - в тет­радях, проверяем сразу после диктанта, по очереди комментируя правописа­ние каждого слова.)

Участник, прочувствованный, расчет, карьерист, адъютант, искусство, артиллерист, интеллигентный, возлагать, искусный, рассчитать, притво­ряться, прибытие, бескорыстный, безыдейный, асфальтированный, ги­гантский, антигуманный, расспросить, оптимист.


2. Грамматическое задание.

1-й вариант: выделить слова с приставками;

2-й вариант: подчеркнуть слова, в которых есть непроизносимые согласные.

II. Слово учителя. Изучение строения сложноподчиненного предложения

О сложноподчиненных предложениях вам многое известно из курсов пре­дыдущих лет, кроме того, дома вы прочитали § 5 о строении сложноподчи­ненного предложения. Поэтому предлагаю поменяться местами: вы объясня­ете материал, я стараюсь его усвоить. (Объяснение материала нужно разбить на несколько стадий, за каждую из которых отвечает кто-либо из учеников. Функция учителя — задавать вопросы, направлять ими ход урока. Уточнять, комментировать объяснения лучше совместно с классом.)


III. Выводы

Части сложноподчиненного предложения не равноправны по смыслу:

главное предложение подчиняет себе придаточные.

В сложноподчиненном предложении может быть одно или несколько при­даточных.

Придаточные предложения прикрепляются к главному с помощью подчи­нительных союзов или союзных слов.

В главном предложении могут находиться указательные слова, которые за­ключают в сжатом виде содержание придаточного предложения.

Указательные слова могут сливаться с подчинительными союзами, образуя составные союзы.

В зависимости от смысла место придаточных предложений может быть постоянным, неизменным, а может быть свободным.


IV. Объяснение учителя

1. Подчинительные союзы и союзные слова.

Один из трудных вопросов, касающихся СПП, как отличить подчинитель­ные союзы от союзных слов и какое значение имеет это отличие.

В качестве союзных слов, связывающих придаточное предложение с глав­ным, выступают относительные местоимения (кто, что, который, чей, сколь­ко) и относительные наречия (где, когда, куда, откуда, отчего, как и т. п.). Со­мнения возникают, когда в предложении встречается союзное слово, совпа­дающее с подчинительным союзом, например, что, как. Вне контекста по­нять различие невозможно.

Рассуждаем так. Союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом.

Сравним (предложения запишем на доске и в тетрадях):

1) Все понимают, что сейчас решается судьба страны.

В данном случае «что» — подчинительный союз: он не является членом предложения, а играет служебную роль; к нему нельзя поставить вопрос, нельзя заменить его значимым словом.

2) Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне (А. Ах­матова, «Мужество»).

«Что» в обоих случаях - союзное слово, так как явля­ется членом предложения (подлежащим), отвечает на вопрос что? Первое «что» можно заменить, к примеру, словом «судьба», второе - словом «тра­гедия».

Кроме того, союзное слово логически, интонационно выделяется, а служеб­ное слово - союз (в первом примере) произносится бегло, как бы смазанно.

Обратим внимание, что между двумя придаточными предложениями запя­тая не стоит. Почему?

Причина отсутствия запятой — об­щее главное предложение «Мы знаем», а два придаточных предложения рассма­триваются как однородные члены. Этот случай аналогичен другому, относяще­муся к сложносочиненным предложениям с общим второстепенным членом.


2. Схемы сложноподчиненных предложений.

Условимся обозначать главные предложения квадратными скобками, а придаточные - круглыми. Отметим аналогию с ролью квадратных и круглых скобок в математике. Вспомним, что для обозначения сложносочиненных предложений применяются только квадратные скобки, т. к. предложения рав­ноправны.

Предлагаю в схемах союзные слова вносить в скобки: они являются члена­ми предложения, а союзы оставлять за скобками: их роль вспомогательная, служебная; они не члены предложения.

Изобразим схематически наши предложения:

1)[ ],что( ).

2) [ ], (что...) и (что...).



V. Закрепление материала

1. Работа с учебником. Упражнение (по выбору).

2. Анализ предложений:


1) Эту семейную историю я столько раз слышал, что знал ее почти наиз­усть.

2) Если б мишки были пчелами, то они бы нипочем, никогда бы не подума­ли так высоко строить дом.

3) Чем дальше в лес, тем больше дров.

4) Никогда не говори о том, чего не знаешь.


В каких предложениях встречаются двойные союзы, а в каких - указатель­ные слова?

(Двойные союзы - в предложениях 2 (если — то) и 3 (чем — тем); указа­тельные слова - в предложениях 1 (столько), 1 (так) и 4 (о том).)


VI. Словарная работа

Записать в словарик слова в рамках: аккомпанемент, аккомпанировать.

Разобрать слова по составу.

VII. Занимательная лингвистика

Найдите предложения, в которых что является союзом; определите роль остальных «что»:


1) О нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

(А. Блок)


2) а) Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле.

б) Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.

(С. Есенин)



(1-е предложение: что - относительное местоимение, дополнение. 2-е предложение: а) что - подчинительный союз, б) что = которые - относи­тельное местоимение, подлежащее.)

VIII. Домашнее задание

§ (по выбору); подобрать материал для выполнения творческой части изложений № 1 и 2














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова

Автор: Кудрявцева Валентина Ивановна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152490

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "План урока на тему "Сложноподчиненное предложение, его строение, средства связи", 9 класс "
    ["seo_title"] => string(99) "plan-uroka-na-tiemu-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-iegho-stroieniie-sriedstva-sviazi-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245282"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446109082"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока на тему СПП с подчинительными союзами"
    ["seo_title"] => string(53) "konspekt_uroka_na_temu_spp_s_podchinitelnymi_soiuzami"
    ["file_id"] => string(6) "490653"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544718795"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Компоненты и предикативные части в сложных предложениях с разными видами связи"
    ["seo_title"] => string(80) "komponientyipriedikativnyiechastivslozhnykhpriedlozhieniiakhsraznymividamisviazi"
    ["file_id"] => string(6) "309081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458736352"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины. "
    ["seo_title"] => string(62) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "164181"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422604065"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. "
    ["seo_title"] => string(61) "slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197747"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428307047"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства