ТЕМА: «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ»
ЦЕЛЬ: * закрепить понимание и верное написание НЕ с существительными, прилагательными;
- глаголами и глагольными формами;
- совершенствовать орфографические навыки.
ТИП УРОКА: комбинированный урок.
ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, опорные схемы; таблицы.
ХОД УРОКА.
- Орг. момент.
- Проверка д/з (устно)
- Какое орфографическое правило вспомнили, выполняя упражнение?
- Какова синтаксическая роль причастий, использованных в тексте?
- На доске составить словообразовательную цепочку выделенного слова
ОКРЫЛЕННЫХ.
Языковая разминка.
В долине большими клочьями пополз туман.
Найти и объяснить орфограммы. В каком из слов количество букв и звуков не совпадает? Как это определили?
- Обобщение, систематизация и комплексное применение знаний.
Работа по теме урока.
- Записать предложения под диктовку. Обозначить в них существительные, глаголы и деепричастие.Рассказать об их грамматических признаках.
Дорожки в саду вызывали жалость своей неухоженностью и непривлекательностью.
Мое сердце не могло не сжаться от каких-то несказанно сладких чувств.
Они шли и пели, совсем не замечая ничего вокруг себя.
БЕСЕДА: Какой раздел науки о языке изучает части речи?
Сколько частей речи в русском языке?
На какие группы они делятся?
Чем отличаются друг от друга?
- УПР.№16: дописать собственные примеры к каждой группе слов. Объяснить написание НЕ с этими словами и объяснить принцип группировки слов в упражнении.
- Сделать выводы о слитном и раздельном написании НЕ с различными частями речи.
- Списать словосочетания, вставить пропущенные буквы. ( материал распечатан)
- Назвать орфограмму, над которой работали при написании словосочетаний.
- Найти среди записанных словосочетаний причастия и деепричастия.
- Чем они отличаются друг от друга? Что между ними общего? Каковы их морфологические признаки?
- УПР. №17.
- Какую информацию нужно добавить, говоря о написании НЕ с рассмотренными частями речи?
- Объяснить написание:
недовыполнил план, недосолил суп, не добежал до финиша, недосмотрел за малышом.
- Придумать и записать предложения, в которых (не)смотря на писалось бы по-разному. Объяснить, какой частью речи могут быть эти слова.
- ПРОВЕРКА И КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
- Самостоятельная проверочная работа. Списать (материал распечатан), раскрыть скобки, объяснить выбор написания.
- Домашнее задание.
УПР.№18.
- Подведение итогов.