Тип урока: ОНЗ.
Учебник: «Русский язык», авт.М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.
Тема: «Склонений – три. А спряжений?»
Основные цели:
1) знакомство со способом определения спряжения глаголов по окончаниям;
2) формирование умения определять спряжение глаголов по окончаниям.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) девиз урока (на интерактивной доске):
Тот, кто хочет много знать,
Должен … все постигать.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, часть 2, авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» ч.2, автоматизированное рабочее место учителя, презентация, планшеты, эталон «Правописание окончаний глаголов двух спряжений».
Раздаточный материал:
1) Лист с заданием для этапа 5.
Кто?
Местоимение
Ед. ч.
Местоимение
Мн.ч.
Идти
Спать
Идти
Спать
1-е лицо2-е лицо
3-е лицо
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске открыт девиз урока (Д–1): (Слайд 2)
Тот, кто хочет много знать,
Должен … все постигать.
Прочитайте слова, написанные на доске.
- Какое слово пропущено? (Сам) (Слайд 2, анимация 1)
- Как понимаете эти слова? (Ученик открывает новые знания сам)
- Как мы это делаем? (Мы сначала выясняем, что мы не знаем, а затем сами открываем новое.) (Слайд 2, анимация 2)
- О чем мы говорили на прошлом уроке? (О глаголах)
- Сегодня мы откроем новый секрет о них.
- С чего начнем открытие? (С повторения)
- Пожелайте друг другу удачи и в путь!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
- актуализировать способности к определению спряжения глаголов по окончаниям;
- актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
- мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
- организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
- организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебной деятельности на этапе 2:
1) На доске в столбик записаны слова: ёлка, ель, дерево, грудь, плечо, рука.(Слайд 3)
- Что общего в этих словах? (Имена существительные)
- На какие группы их можно разделить? (По склонениям)
- Сколько склонений имеют имена существительные? (Три – 1-ое, 2-ое, 3-ье) (На доске появляются цифры 1, 2, 3) (Слайд 3, анимация 1)
- Соотнесите слово со склонением? (На доске эталон склонения)
- Какие из этих слов являются словами-помощниками для определения окончаний имен существительных. (Грудь, плечо, рука)
- Что знаете о глаголе?
- Что известно о неопределенной форме глагола?
- По каким вопросам её узнаём?
- Что такое спряжение? (Эталон)
- Что же мы повторили? (Что такое склонение, сколько склонений в русском языке, что такое спряжение, что такое неопределенная форма глагола)
- Зачем нам это?
- Это поможет нам в открытии нового знания.
2) Задание для пробного действия.
- Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем)
- Определите спряжение глаголов идти и спать и запишите на планшетах.
Учитель открывает на доске задание для пробного действия: (Слайд 4).идти * спать
- Что нового в этом задании? (Мы никогда не определяли спряжение глаголов.)
- Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся выполняют задание на индивидуальных планшетках
- Итак, у кого нет ответа?
Учащиеся поднимают руки.
- Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли определить спряжение глаголов)
- У кого есть ответ? Обоснуйте.
- Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем обосновать правильность результата.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание выполняли? (Мы должны были определить спряжение глаголов)
- Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем способа определения спряжения глаголов)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать способ определения спряжения глаголов)
- Что вам поможет в открытии нового способа? (Наши знания о склонении существительных, умение спрягать глаголы)
- Чтобы вы смогли сами открыть новое правило, я предлагаю вам работать по плану.
План на доске. (Слайд 5, анимация 1-5)
Уточнить, что 1, 2, 3, 4 шаги вы будете выполнять в группе, а 5 шаг – выполним вместе.
Ответственный от каждой группы получает лист с заданием
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способ определения спряжения глаголов по окончаниям;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Лист с заданием на А4
Кто?
Местоимение
Ед. ч.
Местоимение
Мн.ч.
Идти
Спать
Идти
Спать
1-е лицо
2-е лицо
3-е лицо
Учащиеся работают в группах. Учитель организует представление результатов. Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости. Вывод формируется коллективно.
У глаголов настоящего и будущего времени при их изменении по лицам и числам может быть два варианта окончаний, поэтому и спряжений два.
- Молодцы! А какие окончания у каждого спряжения, как узнать, что нам может помочь? (Учебник)
- Откройте учебник с.33 (Слайд 6)
- Что можете сказать об окончаниях 1 спряжения? (В окончаниях буква е, а в третьем лице мн.ч. – окончание –ут, -ют)
- Расскажите об окончаниях 2 спряжения. (В окончаниях буква и, а в третьем лице мн.ч. – окончание –ат, -ят)
- У глаголов также как и у существительных есть слова-помощники – это едут и спят.
Учитель на доске подводит итоги сказанному и получается эталон: (Слайд 7, анимация 1-6)
I спряжение
ут
(ют)
Е…
или кроме 1 л. ед.ч.
ЕдУТ
II спряжение
(ят)
ат
И…
или
кроме 1л.ед.ч.
И спЯТ
- Что получили? (Эталон)
- А как по нему будем работать? (Слайд 7, анимация 7 - 10 )
1. Поставить глагол в 3 л. множественного числа.
2. Выделить окончание.
3. По окончанию определить спряжение.
- Теперь мы можем выполнить наше пробное задание? (Идти – идут – 1 спряжение, спать - спят – 2 спряжение)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи способ определения спряжения глаголов по окончаниям.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Что теперь необходимо сделать? (Научиться пользоваться новым алгоритмом.)
- Как будем работать? (Все вместе)
- Выполним упражнение 393. (По одному у доски, а остальные в тетрадях – 4 слова, 2 – в парах) (Слайд 8)
- Проверьте работу в парах по образцу на доске.( Слайд 8, анимация 1)
- У каких пар возникли затруднения?
- В каких словах?
- Почему возникли затруднения?
- У каких пар не было затруднения?
- Молодцы!
Физминутка.
- Если я назову глагол 1 спряжения, хлопните 1 раз, 2 спряжения – 2 раза. (Идёшь, шумишь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растишь, горишь, кричишь, говорит, кричат, понимаешь, используешь, роняет, молчишь)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить сформированность умения применять способ определения спряжения глаголов по окончаниям.
- А как убедиться в том, что вы хорошо поняли, как определять спряжение глаголов и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу)
- Запишите оставшиеся слова самостоятельно.
На работу отводится 3-4 минут. Проверка организуется по эталону для самопроверки
(Слайд 8, анимация 2)
- Сравните свою запись с эталоном.
- У кого есть ошибки? В каких словах?
- Если ошиблись, исправьте ошибки зеленой ручкой.
- Кто исправил свою ошибку?
Дети поднимают руки.
- Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу «?», чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.
- У кого верно выполнены все задания?
Дети поднимают руки.
- Сделайте вывод. (Мы хорошо научились пользоваться новым алгоритмом.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать умение определять спряжение глаголов по окончаниям.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Выполнение упражнения 396 (3 словосочетания)
Составляют предложения, вписывая сказуемые, решают орфографические задачи, указывают спряжение, лицо, число, устно дают характеристику предложениям. Каждое словосочетание изменяют по числам и записывают в рабочую тетрадь.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Какую цель мы ставили пред собой на данном уроке? (Узнать способ определения спряжения глаголов)
- Нам удалось достичь цель? (Да.)
- Докажите. (Мы открыли новый алгоритм)
- Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
− Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
Учащиеся оценивают себя.
Домашнее задание:
ð №399стр. 35