Русский язык 5 класс Урок № 7 Дата ________
Тема: Разделительный Ъ и Ь.
Цели: закрепить правило употребления ъ и ь знаков; сформировать навыки правильного выбора орфограммы.
Тип урока: урок новых знаний
Методы: информационно-развивающий, творчески-репродуктивный
Оборудование: рабочие тетради, телеграмма
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
II. Проверка домашнего задания
Взаимопроверка домашнего задания учащимися. Несколько человек зачитывают предложения, составленные с выделенными словами.
Словарно-орфографический диктант.
Учащиеся записывают в тетрадь словосочетания под диктовку учителя и объясняют правописание орфограмм.
Чувствовать усталость, участвовать в соревновании, гигантская сосна, воскресная прогулка, чинить часы, строгое жюри, вязкая трясина, шествовать по улице, прелестный парашют, окрестные места, поздно вечером.
ΙII. Изучение нового материала
1. Работа с таблицей.
На доске вывешена таблица Разделительные Ъ и Ь
Разделительные Ь и Ъ
Разделительный Ъ пишется после приставки
перед гласными ё, е, ю, я:
подъезд, съёмка, объяснение
Разделительный Ь пишется в остальных
случаях после согласных перед гласными и, е, ю, ё, я:
пьеса, Татьяна, воробьи
Учитель предлагает учащимся самостоятельно ознакомиться с таблицей и сформулировать правило правописания разделительных ъ и ь.
Беседа по таблице.
Назовите условия, при которых пишется разделительный ъ.
Когда нужно писать разделительный ь?
Почему в слове съязвить мы пишем разделительный ъ, а в слове сагитировать - нет?
Перед какими буквами пишется разделительный ь, а перед какими разделительный ь?
Самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют упр. 15 на стр. 6 Рабочей тетради. Данные ниже слова запиши в два столбика.
Разделительный ь Разделительный ъ
________________________ ________________________
_________________________ _________________________
Под...ем, в...юга, п...еса, с..есть, вороб...и, раз...езд, сер...езный, медал.. .он, пред.. .юбилейный, лист.. .я, ад.. .ютант, об.. .ем.
Физкультминутка.
Словарно-орфографическая работа.
Запись слов в тетрадь (значение слов уточняется). Обратить внимание учащихся на то, что в иностранных словах ь пишется перед о.
Павильон, медальон, шиньон, шампиньон, батальон, каньон.
Запись в словарь трудных слов: адъютант.
В толковом словаре учащиеся находят значение слова адъютант и составляют с ним предложение.
Разобрать по составу слово подьячий, в котором зачастую встречается ошибка.
Подьячий - от слова дьяк, значит, корень -дьяч-, а приставка по-, а не под-.
Игра «Четвертое лишнее».
Учащиеся выполняют упр. 16 на стр. 6 Рабочей тетради.
Вставь пропущенные буквы. Найди и подчеркни «четвертое лишнее» слово.
с...езжу, с...узить, с...экономить, раз... увериться
об... думать, объяснить, пред...утренний, об... вести
раз...единить, в...юга, сер...езный, почтал...он
шампин...он, лист...я, в...ется, под...езд
Работа с учебником.
Учащиеся выполняют упр. 32 на стр. 10 учебника. После выполнения зачитываются результаты работы.
Итоги урока.
Учащиеся задают друг другу вопросы по пройденному на уроке материалу.
Домашнее задание.
§4.
Упражнение 35 на стр. 11.