Тема: "Правописание мягкого знака на конце слов женского рода после шипящих"
Тема: "Правописание мягкого знака на конце слов женского рода после шипящих"
Цель: Формировать знания учащихся в правописании мягкого знака у имён существительных женского рода с шипящим звуком на конце слова.
Задачи:
1. Организовать деятельность учащихся по выполнению грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода, путем исследовательской работы учащихся.
Просмотр содержимого документа
«Тема: "Правописание мягкого знака на конце слов женского рода после шипящих" »
_______________ русский язык 2 класс
Тема: Правописание мягкого знака на конце слов женского рода после шипящих
Цель: Формировать знания учащихся в правописании мягкого знака у имён существительных женского рода с шипящим звуком на конце слова.
Задачи:
1. Организовать деятельность учащихся по выполнению грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода, путем исследовательской работы учащихся.
Оборудование: учебник, карточки для самостоятельной работы.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная и работа в группах.
Ход урока
I. Организационный момент
Эмоциональный настрой учащихся.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно, ребята,
Надо потрудиться.
II. Проверка домашнего задания
1. Игра «Горячий стул».
Один из учеников садится на «горячий стул» в центре класса, а одноклассники задают ему вопросы по правилам об имени существительном.
2. Индивидуальная работа по карточкам (приложение 1)
3. Взаимопроверка
III. Работа над темой урока
1. Чистописание
- Написание какой буквы, мы сегодня повторим? Отгадайте.
На доске: вьюга, окунь, мальчик, мышь.
- Эта буква играет двойную роль в русском языке. Она может быть как разделительной, так и смягчающей. А ещё эта буква стоит на конце существительных женского рода после шипящих.
- О какой букве идёт речь?
- Какая особенность отличает эту букву от других? (Она не обозначает никакого звука).
- Для чего она нужна в русской азбуке?
- Письмо буквы. (Показ написания).
2. Оформление записей в тетради (запись числа и названия вида работы).
5. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
- Назовите слова, которые организовали группу «мужского рода».
- Назовите слова, которые получили учащиеся в группе «женского рода»
Называемые слова записываю на доске:
меч мышь
ключ дичь
лихач дочь
царевич полночь
шалаш тишь
багаж рожь
- К какой части речи относятся эти слова (Имена существительные).
- Подумайте, какую работу выполняет мягкий знак?
(Ответы детей: Он указывает на мягкость. Но буквы «ж» и «ш» всегда твердые, им не нужна мягкость. Буквы «ч» и «щ» обозначают всегда только мягкие звуки).
- Так какую функцию выполняет мягкий знак? Может быть, у него есть еще неизвестная нам функция? Это мы сегодня и будем выяснять.
6. Дифференцированный подход. Работа в группах.
- Чтобы ответить на этот вопрос, проведем исследование в группах (каждой группе дается карточка с заданием).
1 группа
1. Чем схожи слова первого и второго столбика?
2. Чем они отличаются?
3. На что указывает мягкий знак?
2 группа
1. Определите род существительных.
2. Чем схожи слова первого и второго столбика?
3. Чем они различаются?
4. На что указывает мягкий знак?
3 группа
1. Определите род существительных первого и второго столбика.
2. Чем отличаются существительные?
3. Что общего в звучании данных слов?
4. На что указывает мягкий знак?
Работу в группах и ответы детей оцениваю эксперты из группы «лишние слова».
- Итак, сформулируйте тему нашего урока «Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих».
7. Первичное закрепление
А) Существительные с шипящими на конце
Женский род Мужской род
Ь пишется ь не пишется
Физминутка.
Б) Самостоятельная работа по вариантам.
- Вставь мягкий знак в слова, где он нужен и укажи род имён существительных.