ЦЕЛЬ: совершенствовать навык нахождения частей речи в предложении, в тексте, повторить различие частей речи; развитие речи, внимания, памяти, мышления, орфографической зоркости; воспитание усидчивости, трудолюбия, интереса к изучению русского языка.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Минутка чистописания.
- Внимательно посмотрите на данную запись:
большой — маленький
сухой — ?
война — ?
глубокий - ?
старый — ?
гладить — ?
твердый — ?
Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
(К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м:
большой — маленький
старый — молодой
сухой — мокрый
гладить — мять
война — мир
твердый — мягкий
глубокий — мелкий
Значит, мы будем писать букву м.)
Определите порядок следования букв в этом ряду:
мло омл лом.
(Последняя буква в каждой ячейке становится) первой. Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.
- Чайнворд «Имя существительное»
1. Существительное, обозначающее неопрятного человека.
2. Синоним выражения «вооружённые силы».
3. Вкусный и сочный плод.
4. Существительное во множественном числе, обозначающее вид рыбы.
5. Существительное мужского рода, название домашней птицы.
6. Название породы дерева.
7. Болезненное состояние, недомогание.
8. Колючий кустарник со съедобными чёрными ягодами, а также ягода этого кустарника.
9. Коренной житель страны, местности.
IV. Изучение нового материала
У. Из чего состоит наша речь?
Д. Наша речь состоит из слов.
У. Прочитайте написанное на доске предложение.
Д. Легкий морозец к вечеру затягивал звездами лужицы.
У. Выделите в данном предложении слова, отвечающие на вопрос кто? или что?
Д. Что? морозец; что? вечер; что? звезды; что? лужицы.
У. Что обозначают данные слова и как они называются?
Д. Слова, отвечающие на вопрос кто? или что?, обозначают предметы и называются именами существительными.
У. Найдите в предложении слово, отвечающее на вопрос какой?
Д. Какой? Легкий.
У. Что обозначают слова, отвечающие на вопрос какой? какая? какое? и т.д., и как они называются?
Д. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признак предмета и называются именами прилагательными.
У. Найдите в предложении слово, отвечающее на вопрос что делал?
Д. Что делал? Затягивал.
У. Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что делал? что сделал? и т.д., и как они называются?
Д. Слова, отвечающие на вопрос что делал? что сделал?, обозначают действие предмета и называются глаголами.
У. Какое слово в предложении не названо?
Д. Не названо слово к.
У. Что вы о нем можете сказать?
Д. К — это предлог. Предлоги служат для связи слов в предложении.
У. Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги — это части речи. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. Как определить, к какой части речи относится то или иное слово?
Д. Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.
У. Обобщите то, что вы узнали во время нашего рассуждения.
Д. Наша речь состоит из слов. Все слова являются какой-либо частью речи. Части речи — это имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги. Чтобы определить, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.
У. Какую схему вы бы составили к изученной теме «Части речи»?
Вариант схемы
V. Упражнение по распознаванию глаголов
Зрительно- слуховой диктант.
На доске написан отрывок из стихотворения. После его разбора он стирается, а ученики записывают под диктовку.
Ледоход. Тает лёд.
Он по речке плывёт.
Он от солнышка бежит.
- С помощью, каких слов автор показал, что происходит со льдом на реке?
- Какой частью речи они являются?
Дальше идёт запись под диктовку.
- Подчеркните глаголы.
VI. Физминутка.
VII. Упражнение «Найдите прилагательное. Что это?»
Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
Держась рукой за тросточку,
Тебя давно я жду.
Ты съешь меня, а косточку
Зарой в своём саду. (вишня)
- Она какая, чёрная?
- Нет, красная.
- А почему она белая?
- А потому, что она зелёная. (красная смородина)
VIII. Итоги урока
IX. Рефлексия