kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока: Повторить тему «Причастие» Задачи урока: Образовательные: - Формирование умений находить причастие; - Определять его грамматические признаки; - Находить и правильно писать орфограммы в причастиях; - Выделять запятыми причастный оборот. Развивающие: - Составлять связный рассказ на грамматическую тему, - Определять темы высказывания. Воспитательные: - Работать в коллективе; - Воспитывать умение слушать мнение другого человека. Общеобразовательные задачи: Закрепить темы: - «Действительные причастия», - «Страдательные причастия », - «Выде¬ление при¬частных оборотов запятыми», - «Суффиксы причастий», - «Н/НН в суффиксах причастия», - «Правописание НЕ с причастиями». Оборудование: Учебник, презентация PowerPoint.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие». »

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Повторе­ние и обобще­ние изу­ченного по теме «Причас­тие».

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: Повторить тему «Причастие»

Задачи урока:

Образовательные:

- Формирование умений находить причастие;

- Определять его грамматические признаки;

- Находить и правильно писать орфограммы в причастиях;

- Выделять запятыми причастный оборот.

Развивающие:

- Составлять связный рассказ на грамматическую тему,

- Определять темы высказывания.

Воспитательные:

- Работать в коллективе;

- Воспитывать умение слушать мнение другого человека.

Общеобразовательные задачи: Закрепить темы:

- «Действительные причастия»,

- «Страдательные причастия »,

- «Выде­ление при­частных оборотов запятыми»,

- «Суффиксы причастий»,

- «Н/НН в суффиксах причастия»,

- «Правописание НЕ с причастиями».

Оборудование: Учебник, презентация PowerPoint.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:

На доске 1 учащийся выполняет разбор.

В это время ребята отвечают на вопросы к прочитанному.

Текст:

История причастий и деепричастий.

История русского причастия богата событиями. В древнерусском языке, как и в современном, причастие совмещало признаки глагола и прилагательного. Постепенно одни причастные формы утрачивали глагольные признаки, другие лишались признака прилагательных. И те и другие приобретали новое значение – а значит, переходили в другие грамматические классы слов. При этом они как бы раздваивались: старая причастная форма, одновременно оставаясь причастием, переходила в другой класс. Возникли омонимы – причастие и непричастие (например, любимый теперь и причастие, и прилагательное). В некоторых случаях возникшие таким образом омонимы различались на письме. (Например, жареный картофель – прилагательное, жаренный на сковороде – причастие. Оба эти слова восходят к причастию жареныи, которое впоследствии «раздвоилось»).

Другие формы окончательно порвали с причастием. Причастия на -л- стали глаголами прошедшего времени. Утратив глагольные признаки, действительные причастия настоящего времени с суффиксами -уч-, -ач- «покинули» причастие и стали прилагательными: висячий, стоячий, лежачий, могучий и т.п. Вместо них русский язык принял старославянские по происхождению причастия с суффиксами -ущ-, -ащ-: стоящий, лежащий, висящий, могущий и т.п.

(Из тома «Языкознание. Русский язык». «Энциклопедии для детей»)

Задание: произведите морфологический разбор слова «возникшие»

Примерные вопросы учителя:

- О чём говорится в тексте?

- Чьи признаки совмещало в себе причастие в древнерусском языке?

Какие суффиксы «покинули» причастие и стали суффиксами другой части речи?

3. Введение в тему. Работа с эпиграфом.

(Одаренный чудесной сжатостью, соединенной с ясностью, русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы. (П.Мериме))

4. Мини-проект. Работа в группах.

Город «Причастие»

Улицы:

1. Причастная

2. Пунктуационная

3. Действительная

4. Страдательная

5. Суффиксальная

6. Непричастная

6 групп, по 4 человека.

5. Презентация мини-проектов.

- Причастие как часть речи (Улица Причастная).

Презентация команды:

1. Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой, какая, какие, какое?

2. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам и только в единственном числе по родам.

3. В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми.


- Причаст­ный обо­рот. Выде­ление при­частных оборотов запятыми (Улица Пунктуационная).

Презентация команды:

Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами.

В предложении причастный оборот является одним членом предложения – определением.

Обособляется, если стоит после определяемого слова.

Не обособляется, если причастный оборот стоит перед определяемым словом.

6. Работа с текстом. Составление схем.

Прочитайте. Раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки препинания. Определите залог.

  • Каждый город имеет свое неповторимое лицо, открывающееся не сразу постепенно, завораживающее путешественника, желающего понять его внутренний, сокровенный дух.

  • Почти вся Москва была выжжена поляками, захватившими ее в 1612 году, и теперь нуждалась в украшении, которое могло бы прославить новую мощь государства.

  • Вместе с Москвой обстраивалась и укреплялась вся Россия, все крепче соединяемая в одно целое.

  • Именно поэтому определяющими чертами искусства 17 века, стоящего на переломе эпох стали нарядность, узорчатость, пышность, декоративность, часто напоминающие причудливую сказку.

7. Физкультминутка

Выполняют действия, соответствующие причастиям.

  • Хлопающий глазами

  • Вертящий головой

  • Разминающий руки

  • Прыгающий

  • Улыбающийся

8. Презентация команд.

- Действительные причастия (улица Действительная).

Презентация команды:

Действительные причастия


Суффиксы

наст.вр.

I спр.

-ущ-/-ющ-

II спр.

-ащ-/-ящ-

прош.вр

-вш-, -ш-.

- Страдательные причастия (улица Страдательная).

Презентация команды:

страдательные причастия

I спр.

-ем-/-ом-

II спр.

-им-

-т- если инфинитив глагола оканчивается на ать/ять, то -а-нн-// -я-нн-, если на все остальное (ить, еть, чь, ти и т.д.), то -енн-


9. Работа на отработку навыков.

Решите кроссворд:

1











2









3










4











5









6










7










8










9










1. Который закипает.

2. Которых избрали.

3. Которого можно различить.

4. Которую заметили.

5. Который отдал.

6. Которая запаслась.

7. Которых испытывают.

8. Которую разлили.

9. Которые зацвели.

Ключ.

1 з

а

к

и

п

а

ю

щ

и

й


2 и

з

б

р

а

н

н

ы

е

3 р

а

з

л

и

ч

и

м

ы

й

4 з

а

м

е

ч

е

н

н

а

я


5 о

т

д

а

в

ш

и

й


6 з

а

п

а

с

ш

а

я

с

я

7 и

с

п

ы

т

у

е

м

ы

е

8 р

а

з

л

и

т

а

я



9 з

а

ц

в

е

т

ш

и

е

10. Презентация команд.

- Одна и две буквы Н в суф­фиксах страда­тельных причастий прошед­шего вре­мени и отглаголь­ных прила­гательных (улица Суффиксальная)

Презентация команды:

«Н/НН в суффиксах причастия»

-н-

-нн-

  1. краткая форма причастия;

  2. не соблюдаются условия

написания НН

  1. есть приставка;

  2. есть зависимое слово;

  3. образовано от глагола

совершенного вида;

  1. есть суффиксы –ова-, -ева-, -ирова-


11. Объяснение домашнего задания.

Графический диктант

Закрасьте только тот квадрат, под цифрой которого пишется одна буква Н.

1.Приглаше…ы, 2.подсуше…ый, 3.рассортирова…ый, 4.полирова…ый,5.тушё…ый, 6. точёный, 7.оглуше…ый, 8. подточе…ый, 9. туше…ый в кастрюле, 10. глаже…ый

11. солё…ый, 12. реше…а, 13. восхище…а, 14. сушё…ый, 15. лише…а, 16. обрадова…ы, 17. посеребрё…ый, 18.раскраше…ый, 19. перемаза…ый, 20. удивле…а, 21. возмуще…а, 22. удивлё…ый, 23. завеше…ое, 24. решё…ый, 25. образова…ы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25


- Правописание НЕ с причастиями (улица Непричастная)

Презентация команды:

Правописание НЕ с причастиями

Раздельно

Слитно

1. с краткими причастиями.

1. не употребляется без НЕ.

2. с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а.

2. нет зависимых слов, нет противопоставления с союзом а.


С указанными причастиями составьте предложения так, чтобы в этих причастиях НЕ писалось отдельно.

Незащище…ый дом, незаконче…ое письмо, нескоше…ый луг, недопетая песня, неразгада…ая тайна.

12. Работа по развитию речи

Напишите рассказ «Мой город зимой », используя причастия и причастные обороты.

13. Подведение итогов.

14. Рефлексия.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

Автор: Стребулева Анжелика Алексеевна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 166002

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока на тему: "Причастие. Повторение и обобщение изученного материала""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_prichastie_povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo_material"
    ["file_id"] => string(6) "553656"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592551028"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Презентация к уроку повторения и обобщения знаний по теме "Причастие" "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-k-uroku-povtorieniia-i-obobshchieniia-znanii-po-tiemie-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "142970"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418400240"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие». "
    ["seo_title"] => string(70) "sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-izuchiennogho-po-tiemie-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "236903"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444196616"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "План-конспект по русскому языку для 7 класса «Обобщение и повторение изученного по теме «Причастие» "
    ["seo_title"] => string(113) "plan-konspiekt-po-russkomu-iazyku-dlia-7-klassa-obobshchieniie-i-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "113173"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409397611"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Урок русского языка в 8 классе  на тему “Однородные члены предложения. Обобщение изученного”."
    ["seo_title"] => string(107) "urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-obobshchieniie-izuchiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "267304"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450351969"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства