Тема: «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».
Тема: «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цель урока: Повторить тему «Причастие»
Задачи урока:
Образовательные:
- Формирование умений находить причастие;
- Определять его грамматические признаки;
- Находить и правильно писать орфограммы в причастиях;
- Выделять запятыми причастный оборот.
Развивающие:
- Составлять связный рассказ на грамматическую тему,
- Определять темы высказывания.
Воспитательные:
- Работать в коллективе;
- Воспитывать умение слушать мнение другого человека.
Общеобразовательные задачи: Закрепить темы:
- «Действительные причастия»,
- «Страдательные причастия »,
- «Выде¬ление при¬частных оборотов запятыми»,
- «Суффиксы причастий»,
- «Н/НН в суффиксах причастия»,
- «Правописание НЕ с причастиями».
Оборудование: Учебник, презентация PowerPoint.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие». »
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цель урока: Повторить тему «Причастие»
Задачи урока:
Образовательные:
- Формирование умений находить причастие;
- Определять его грамматические признаки;
- Находить и правильно писать орфограммы в причастиях;
- Выделять запятыми причастный оборот.
Развивающие:
- Составлять связный рассказ на грамматическую тему,
- Определять темы высказывания.
Воспитательные:
- Работать в коллективе;
- Воспитывать умение слушать мнение другого человека.
Общеобразовательные задачи: Закрепить темы:
- «Действительные причастия»,
- «Страдательные причастия »,
- «Выделение причастных оборотов запятыми»,
- «Суффиксы причастий»,
- «Н/НН в суффиксах причастия»,
- «Правописание НЕ с причастиями».
Оборудование: Учебник, презентация PowerPoint.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
На доске 1 учащийся выполняет разбор.
В это время ребята отвечают на вопросы к прочитанному.
Текст:
История причастий и деепричастий.
История русского причастия богата событиями. В древнерусском языке, как и в современном, причастие совмещало признаки глагола и прилагательного. Постепенно одни причастные формы утрачивали глагольные признаки, другие лишались признака прилагательных. И те и другие приобретали новое значение – а значит, переходили в другие грамматические классы слов. При этом они как бы раздваивались: старая причастная форма, одновременно оставаясь причастием, переходила в другой класс. Возникли омонимы – причастие и непричастие (например, любимый теперь и причастие, и прилагательное). В некоторых случаях возникшие таким образом омонимы различались на письме. (Например, жареный картофель – прилагательное, жаренный на сковороде – причастие. Оба эти слова восходят к причастию жареныи, которое впоследствии «раздвоилось»).
Другие формы окончательно порвали с причастием. Причастия на -л- стали глаголами прошедшего времени. Утратив глагольные признаки, действительные причастия настоящего времени с суффиксами -уч-, -ач- «покинули» причастие и стали прилагательными: висячий, стоячий, лежачий, могучий и т.п. Вместо них русский язык принял старославянские по происхождению причастия с суффиксами -ущ-, -ащ-: стоящий, лежащий, висящий, могущий и т.п.
(Из тома «Языкознание. Русский язык». «Энциклопедии для детей»)
Задание: произведите морфологический разбор слова «возникшие»
Примерные вопросы учителя:
- О чём говорится в тексте?
- Чьи признаки совмещало в себе причастие в древнерусском языке?
Какие суффиксы «покинули» причастие и стали суффиксами другой части речи?
3. Введение в тему. Работа с эпиграфом.
(Одаренный чудесной сжатостью, соединенной с ясностью, русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы.(П.Мериме))
4. Мини-проект. Работа в группах.
Город «Причастие»
Улицы:
1. Причастная
2. Пунктуационная
3. Действительная
4. Страдательная
5. Суффиксальная
6. Непричастная
6 групп, по 4 человека.
5. Презентация мини-проектов.
-Причастие как часть речи (Улица Причастная).
Презентация команды:
1. Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой, какая, какие, какое?
2. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам и только в единственном числе по родам.
3. В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми.
Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами.
В предложении причастный оборот является одним членом предложения – определением.
Обособляется, если стоит после определяемого слова.
Не обособляется, если причастный оборот стоит перед определяемым словом.
6. Работа с текстом. Составление схем.
Прочитайте. Раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки препинания. Определите залог.
Каждый город имеет свое неповторимое лицо, открывающееся не сразу постепенно, завораживающее путешественника, желающего понять его внутренний, сокровенный дух.
Почти вся Москва была выжжена поляками, захватившими ее в 1612 году, и теперь нуждалась в украшении, которое могло бы прославить новую мощь государства.
Вместе с Москвой обстраивалась и укреплялась вся Россия, все крепче соединяемая в одно целое.
Именно поэтому определяющими чертами искусства 17 века, стоящего на переломе эпох стали нарядность, узорчатость, пышность, декоративность, часто напоминающие причудливую сказку.