На уроке используются технологии развивающего и проблемного обучения. Создается проблемная ситуация. Учащиеся самостоятельно формулируют вывод о том, что основа - значимая обязательная часть слова. Для достижения этой цели умело используют технологию моделирования, конструируют новый способ действия. Удачно применяют его на практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предметные: уметь находить и выделять значимые части слова.
Личностные:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебному процессу.
Метапредметные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
умение определять границы собственных знаний;
умение оценивать свою работу по критериям, предложенным учителем
или составленными в ходе совместной работы;
умение составлять план действий совместно с учителем;
совместное с учителем или одноклассниками знаково-символическое моделирование;
совместный с учителем анализ способа действия,
владение нормами сотрудничества, умение слушать и слышать друг друга в ходе парной и классной дискуссии;
овладение всеми типами учебных действий: планировать, контролировать, оценивать.
Учитель : Веселова Татьяна Николаевна
1.Организационный момент. ( 2 мин.)
- Сегодня необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним , поздороваемся ,улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём урок.
2.Ситуация успеха ( 10 мин.)
- Какую часть слова вы научились выделять? ( окончание)
- В каких словах?( в словах – предметах, словах- признаках, словах – действиях)
- Кто хорошо умеет выполнять эту работу?( поднимают руки)
Молодцы! Проверим как вы умеете работать.
Задание по рядам.
1ряд ( карточка) Задание: Выделите окончания в словах – предметах.
письмо
учитель
земля
ножницы
кофе ( слайд № 2 )
Проверка: фронтальная, с объяснением, а дети сигналят «+» « -»( весь класс)
Что такое окончание? ( Это часть слова, которая изменяется)
-Как выделяете окончания ?
2 ряд ( карточка)
Задание: В словах – признаках выделите окончания.
красная роза
весеннее утро
солнечный луч
спелые ягоды ( слайд № 3 )
- Как выделяете окончания?
Проверка: фронтальная, с объяснением, а дети сигналят «+» « -»( весь класс)
3 ряд ( карточка
Задание: В словах – действиях выделите окончания.
cмотрю
сверкает
строим
читал
играть ( слайд № 4)
- Как выделяете окончания?
Проверка: фронтальная, с объяснением, а дети сигналят «+» « -»( весь класс)
Самооценка в карточках .( «!» мне всё понятно, всё выполнил верно )
( «?» не всё понял, мне нужна помощь)
3.Создание проблемной ситуации. ( 2 мин.)
Вы сейчас работали со словом. Представьте, что слово – это целое.
Какую часть вы выделяете в слове?( окончание)
Как вы думаете, есть ли ещё другая часть в слове? А может их несколько ?
На какой вопрос нам надо найти ответ? ( есть ли ещё части в слове?)
слово
? ?
4. Физминутка ( 3 мин.)( делай так)
-На какой вопрос нам надо найти ответ?
3.Решение учебной задачи.( 5 мин.)
( слайд № 5 )
Прочитайте высказывание.
1.У Миши есть рыбк… и птичк .
Что пропущено? ( окончание)
Понятно, что есть у Миши? ( рыбки и птички)
А сколько предметов ? Почему не понятно? ( нет окончания)
- Какую работу выполняет окончание в слове? ( сообщает о числе предметов)
Вывод: Можно без окончания понять смысл предложения? ( Да)
Сравните предложения. Что изменилось?
2.У Миши есть … и и … и .
- Во втором предложении появились окончания.
- Можно понять, что есть у Миши? ( нет)
- Почему? ( нет другой части слова)
- Сколько частей в слове? ( 2 ) (вернуться к модели и убрать лишние стрелки)
-Какая из двух частей главная, основная?
- Если эта часть является основной, то как она может называться? ( основа)
Какую же работу выполняет основа слова? ( Она называет предмет) .
Может ли слово быть без основы? (нет)
Значит , основа – это значимая, обязательная часть слова.
4. Моделирование.( 5 мин.)
( вернуться к модели слова)
Чего не хватает в модели слова?( ещё одной части)
- Ребята, подумайте, как можно обозначить основу слова. Давайте попробуем для этой части слова подобрать свой значок, отличный от всех остальных.
- С чего начинается строительство дома? ( с фундамента)Потом строят стены.
Основа в слове, это как основание, фундамент дома.
(Выслушиваются предложения детей).
- В русском языке договорились обозначать основу слова таким значком:
5. Работа в тетрадях.
Как записать моделью , что слово состоит из двух частей?
( фронтальная работа)( на доске модель)
основа окончание
- Надо записать эту модель слова в «тетрадь секретов?» ( да)
Вывод: Сколько частей в слове? (2) Назовите их. ( окончание и основа)
Какая часть главная, основная?
Какую работу выполняет основа?
Какую работу выполняет окончание?
5. Работа в тетрадях.(5 мин.)
- Запишите сочетания слов в тетради. (по одному, с комментированием,
1 человек у доски)
Большая туча, тёплый ветер, построили дорогу, купить пальто, смотрим кино.
- Что умеем выделять в слове? ( окончание) Выделите.
- Какая ещё часть есть в слове? ( основа)Как её выделить?
5.Конструирование способа выделения в слове основы.
- Как найти основу слова? (слайд №6)
Чтобы найти основу нужно:
1. Выделить окончание;
2.Выделить ту часть , которая осталась.
6.Применение нового способа действия.
Продолжаем работу в тетрадях.
- Выделите окончания и основы в сочетаниях слов.
-В каком слове не смогли выделить окончание? Почему?( Это неизменяемые слова)
- А есть ли основа в этом слове? ( Всё слово.)
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Если в слове нет окончания, то оно состоит только из основы.
Окончание или есть в слове или нет. А основа обязательна в любом слове.
7.Оценивание выполненной работы в тетради.( 3 мин.)
- Что оцениваем? Правильность работы? Нет. Мы работали вместе.
Оцениваем, как я понял новый материал.( на полях в тетради)
( «!» мне всё понятно )
( «?» не всё понял, мне нужна помощь)
8. Рефлексия
-На какой вопрос мы искали ответ на уроке?( сколько частей в слове)
Назовите части в слове. Какая часть главная? Какую работу она выполняет?
( слайд № 7)Вы работали замечательно. Спасибо за работу!.
Задание : Выделите окончания в словах – предметах.