Тема. «Имя существительное».
Цели урока:
- Ознакомить учащихся с признаками имен существительных.
- Развивать монологическую речь учащихся, формировать устойчивое внимание умения распознавать имена существительные, развивать речь учащихся, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения, обогащать словарный запас.
- Воспитывать познавательный интерес к предмету.
Тип урока: получение новых знаний с применением технологии УДЕ
Методы: наглядный, словесный, работа с книгой, обьяснительно-иллюстратинный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, в парах, по вариантам.
Технологии: игровые, блочно-модульная, информационно-коммуникативная, проблемная, здоровьесберегающая, критического мышления.
Оборудование: мультимедийная презентация урока со слайдами, ребус, картинки, учебник, сигнальные карточки, тест.
План урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний.
ІІІ. Знакомство с новым материалом.
ІV. Физминутка.
V. Итог урока.
VІ. Домашнее задание
Ход урока.
І. Организационный момент.
Ребята! Сегодня в нашей школе необычный день. К нам пришли гости. И я надеюсь, что им у нас понравится, а вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что писать надо грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
ІІ. Актуализация знаний.
1. Сели правильно. Запишите в тетрадях число. Классная работа.
– Скажите, какое слово зашифровано в ребусе?
(Зима)
– Назовите зимние месяцы.
– Какой месяц идет сейчас? Расскажите, что вы знаете о январе.
(В старину на Руси январь называли “сечень”, т. к. он словно рассекает зиму на две половины. Древние римляне называли этот месяц в честь Бога Солнца и Света Януса январем. На пальцах правой руки Януса было начертано число 300, на левой – 65; 365 – это количество дней в году).
2. Чистописание.
– В январе обычно стоят морозы и метут метели. А метель то стелется по земле позёмкой, то взмывает вверх снежной пылью. Так и мы в написании букв должны соблюдать высоту такого элемента, как “петля”.
Учитель.
– Кто был самым внимательным, тот догадался, какое слово “спряталось” в этой записи.(Предметы).
– Сегодня на уроке мы будем говорить о предметах. Человека окружают предметы. Их очень много, и они разные. Для называния предметов в языке есть специальные слова. Это существительные. Они употребляются чаще других частей речи. Именно имя существительное, пригласила нас к себе в гости. Имена существительные называют людей, животных, вещи, явления природы.
(Приложение, 1 слайд)
Поедем в страну имени существительного мы на таком красивом поезде.
(Приложение, 2 слайд)
Мы будем останавливаться в разных городах, и узнавать что-то новое об этой части речи.
Вы готовы к путешествию? Сели удобно, покажем машинисту сигналами, что можно отправляться, поезд отправляется.
(Приложение, 3 слайд)
ІІІ. Знакомство с новым материалом.
(Приложение, 4 слайд)
Учитель. Мы прибыли в город Вопросов. Чтобы узнать о жителях этого города нам надо выполнить такое задание.
1. Отгадать загадки, грамотно написать отгадки.
– Чтобы в цель попасть не раз,
Зоркий требуется … (глаз).
– Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж).
– Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб).
– Просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в берлоге снеговой. (Медведь).
Выводы.
Учитель. Проверьте, правильно ли вы написали. Покажите сигналами (зеленый – верно, красный – ошибка).
(Приложение, слайд 5)
Ребята, а какую орфограмму мы с вами сейчас повторили?
Дети. Написание парных звонких и глухих согласных на конце слов.
Учитель. Посмотрите внимательно на слова, на какие две группы можно их разделить.
Дети. Живые и неживые предметы. Одни отвечают на вопрос кто? Другие – на вопрос что?
(Приложение, слайд 6)
Учитель. Те слова, которые отвечают на вопрос кто?– одушевленные имена существительные, на вопрос что? – неодушевленные.
2. Работа по учебнику, с. 169 упр. 424 (Распределить имена существительные по столбикам).
Выводы.
(Приложение, слайд 7).
3. Игра «Одушевлённые и неодушевлённые».
У вас на столах предметные картинки. Посмотрите внимательно, найдите слова, которые отвечают на вопрос кто? Ребята 1 ряда покажите эти картинки, 3 ряда, 2 ряда. Молодцы!
Как называются имена существительные, которые живут в городе Вопросов?
Дети. Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевленные, на вопрос что? – неодушевленные.
Учитель. Ребята мы отправляемся с вами дальше, дадим машинисту сигнал. (Дети поднимают зеленый сигнал). И вот мы прибываем в город Числовой.
Жители этого города просят вас написать проверочные слова к словам, которые написаны у вас в тетради. (Дети пишут самостоятельно)
Прочитаем эти слова.
Дети. Глаза, ежи, грибы, медведи.
Учитель. Молодцы! Верно, проверили слова
Запомните: если существительное обозначает один (единственный) предмет, то это существительное единственного числа, а если обозначает много предметов, то это существительное множественного числа. Посмотрите на свои предметные картинки и выйдите к доске, у кого имена существительные множественного числа.
Итак, что мы еще узнали об имени существительном?
(Приложение, слайд 8).
4. Работа по учебнику с. 176 упр. 443 (По вариантам)
Выводы.
ІV. Физминутка.
Учитель. Ребята, если я называю имя существительное во мн. ч., то вы приседаете, ед.ч. – встаете.
Двери, стол, доска, парты, книги, цветок, ручки.
5. Учитель. Продолжаем наше путешествие, сигнал машинисту, поехали. Мы прибываем в город Род. Давайте прочитаем, какие слова здесь живут на трех улицах.
(Приложение, слайд 9)
Ребята, подумайте к каким словам можно подобрать слова он, мой? К каким – она, моя? Оно, мое? (Дети говорят свои варианты).
(Приложение, слайд 10)
Учитель.
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя»
И запомню род мужской
И опять скажу: «он – мой»
Средний род: «Оно – мое!»
Это правило – твое.
6. Игра «Угадай род».
– Давайте поиграем. В корзине предметы. Ученик достает любой, определяет род. Итак, на какие три группы делятся имена существительные? Давайте потренируемся в определении рода имен существительных.
7. Работа по учебнику, стр. 178, упр. 450. (Самостоятельно).
М.р. – конь, кот, лев, лист.
Ж.р. – оса, ель, сова, девочка.
Ср.р. – ведро, окно, солнце, зеркало.
Выводы.
Учитель. Посмотрите, ребята, как много мы узнали сегодня об имени существительном.
(Приложение, слайд 11)
Давайте попробуем рассказать о существительном – кот, пользуясь теми знаниями, которые мы узнали об этой части речи.
(Дети говорят, а учитель на доске выставляет карточки)
Кот – сущ., одуш., ед.ч., м.р.
Выводы.
8. Тест. (Самопроверка).
V. Итог урока.
Учитель. Закончилось наше путешествие. Давайте соберем все наши знания в конверт и отправим Имени существительному. Игра «Солнышко». (Ребята на лучиках солнца записывают всё, то что они узнали на уроке). Игра «Наборщик».(Из данных слов составить имена существительные).
VІ. Домашнее задание.
1 в. Ребята, попробуйте дома рассказать родителям о существительных – лиса, заяц, море.
2 в. Стр.179упр. 451