Просмотр содержимого документа
«Тема: Имя прилагательное »
Тема: Имя прилагательное. Анапин Х. А средняя школа №30 г.Актобе Цели: Расширить знания о роли имен прилагатьельных в устной и письменной речи; Совершенствовать навыки работы с текстом художественной литературы; Средствами предмета воспитывать уважительное отношение к природе, любви к ближним. Тип урока: Повторение и систематизация знаний.
Эпиграф: Многие русские слова сами по себе излучают поэззию,
Подобно тому, как драгоценные камни
Излучают таинственный блеск
К. Паустовский. (слайд)
Ход урока:
Организационный момент.
Подготовка к уроку
Психологическая зарядка (Повернитесь к соседу справа, улыбнитесь повернитесь к соседу слева, улыбнитесь. Теперь с хорошим настроением начнем урок.)
Охарактеризуйте наступивший день словами (слова на доске) Чудесный, прелестный, мутный, бледный, мрачный, прозрачный, великолепный, янтарный, веселый. (слайд)
Что общего в словах? (Относятся к одной части речи)
Тема сегодняшнего урока «Имя прилагательное».
Обратимся к эпиграфу, как вы понимаете слова К. Паустовского? (В нашем языке многие слова обладают свойствами воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые слова особенно, потому что придают речи не только точность и меткость, но и особую выразительность)
Давайте посмотрим какой же блеск излучают прилагательные в поэззии. Опережающее задание.
Обратимся к стихотворению. А.С. Пушкина «Зимнее утро» (Читает ученик. Текст стихотворение на парте)
Лексический эксперимент в поэтической речи.
янтарный – какой цвет, - прозрачно – желтый. (янтарь – окаменевшая смола желтого цвета, обрабатываемая для украшений, мелких дорогих изделий)
Роль имен прилагательных в устной и письменной речи.
Анализ отрывка из произведения И.С.Соколова – Никитина «Русский лес» (заголовок текста не называется) слайд.
Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белым арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых елей. Высокие вершины унизаны ожерельем еловых шишек.
Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные, спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые и тонкие звуки. Бесшумно пролетали у края леса, голубоватые стойки.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться.
Словарная работа
Кружевными арками – арка – Дугообразное перекрытие между двумя опорами.
Какое впечатление произвело на вас данное произведение.
Текст ли это? Докажите.
Текст – латинское «ткань», «сплетение», соединение упорядоченная последовательность знакомых единиц объединенных по смыслу в целое темой и основной мыслью
Назовите основные признаки текста?
А) единство темы.
Б) наличие главной мысли.
В) относительная законченность текста.
Г) смысловая и грамматическая связь предложения в тексте.
Д) логическая связь частей текста.
Какое предложение помогает нам понять, имеем ли мы дело с целым текстом или его частью? (Первое, синтаксический разбор предложения )
Зимой и летом, осенью и весной хорошо русский лес.
Какова роль сказуемого? (Краткая форма прилагательного делает речь более торжественной, книжной)
Можно ли подобрать синоним к слову «русский»
Вывод: в тексте слово имеет значение «родной», «близкий», «любимый» - это контекстуальные синонимы. (контекст – законченная в смысловом отношении часть текста)
Отсюда возможен и заголовок.
Задание: Какой заголовок подходит больше?
Русский лес.
Русский лес зимой.
Жители леса.
Тишина.
Какие лексические средства используются для описания тишины. Подчеркните ключевые слова (В тихом лесу, недвижные сосны, тонкие звуки, нетронутые сугробы. Вспомним что такое эпитет? – определение прибавляемое к названию, предмета для большей изобразительности.) Задание . Выписать из текста: Прилагательные эпитеты. Прилагательные не эпитеты.
Русский лес Высокие вершины Кружевные арки Молодые березы Живые звуки Мелкие ели Тяжелые шапки Зимний лес
Вывод: Употребление прилагательных придает речи на только точность и меткость, но и особую выразительность. Слова этой части речи помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость.
VI. Творческое задание (слайд) Подберите существительные. Определите кто это или что это?
(Ученики записывают существительные мать, бабушка, любовь, наказ, солнце, небо. Ребята, слова мать, любовь, солнце связаны по смыслу: мама, как и солнце, излучает тепло, ласку, любовь) Составление кластера. (слайд)
Родная
Любимая Нежная
Мать
Мать
Мать
Добрая Заботливая
Ласковая
Родительская
Материнская Отцовская
Любовь
Мать
Первая Нежная
Сердечная
Горячее
Весеннее Огромное
Солнце
Мать
Мать
Жаркое Ясное
Ласковое
Задание: Какие разряды прилагательных вы использовали: качественные, относительные, притяжательные. VII. Задание по вариантам I . вариант. Запишите прилагательное в форме простой и составной превосходной степени. II. вариант. Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательного красивый – красивее – красивей. VIII. Работа с учебником. Текст Упр 199, стр 116 А) чтение текста Б) подбор заголовка. Роль прилагательных в речи. В) объясните значение фразеологизмов. IX. Текст. Проверь себя! Стр. 119-120 X. Вывод и обобщение. Вернемся к эпиграфу: Многие русские слова сами по себе изучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. XI. Д/з. Составьте маркировочную таблицу.