Русский язык 5 класс
Тема: Имя прилагательное.
Цели: обобщить и систематизировать извесные знания об
имени прилагательном, познакомить учащихся с
различными лексико- семантическими группами
прилагательных для обогащения словарного запаса
учащихся, в частности прилагательными
оценочного характера.
- развивать навыки продуктивного типа мышления
через разнообразные формы организации учебной
деятельности; совершенствовать навыки
аргументированного и лаконичного изложения мыслей
и умения вести учебный диалог, умение делать
выводы, развивать творческие способности, речь.
- воститывать коммуникативную культуру учащихся
через групповые форм работы; прививать любовь к
природе, к искусству, прекрасному, интерес к русскому
языку.
Тип урока: комбинированный
Метод: групповой, частично- поисковый.
вопросно-ответная беседа
Межпредметная связь: биология, музыка
Наглядность: учебник, интерактивная доска,
«Вальс цветов», фишбоун (скелет рыбы), тест «Волна».
Ход урока:
І. Организационны? момент. Слово учителя.
Эмоциональный настрой.
Учитель.(ученики повторяют за ним)
Ок- ок- ок
Начинается урок
Ди- ди- ди
Красиво сиди!
Ай- ай- ай
Слушай и запоминай!
ІІ. Проверка домашнего задания.
Игра – физкультминутка
Учитель: А теперь у нас развлекательная минутка. Я читаю слова, а вы по признакам отгадайте к т о, что э т о?
Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
Зеленый, сладкий, сахарный. (Арбуз)
Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)
Вкусная, сочная, синяя (Слива)
Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)
Умные, активные, дружные. (это вы, ребята)
ІІІ. Объяснение нового материала
1. Ориентировочно-мотивационный этап
Минута релаксации.
Учитель: Ребята, сегодня у нас праздночный урок, хотите послушать музыку? ( Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» )
- Ребята, а какое настроение вызывает у Вас эта музыка?
- Это музыка называется «Вальс цветов» Автор Петр Ильич Чайковский, великий русский композитор ( 1840-1893)
- А теперь, ребята, скажите на какие вопросы отвечают слова, которые вы только что произносили?
- А какая часть речи отвечает на этот вопрос. ( Имя прилагательное)
Сегодняшний урок мы посвятим этой теме. Пишите, пожалуйста, тему урока.
2. Запись темы и объяснение задачи урока.
Словарно – лексическая работа
искусство - ?нер
Искусствовед - ?нер зерттеуші
оригинальный- ?зіндік
обширно-ке?, к?лемді
3. Работа с учебником. Упр.292
♦ чтение и пересказ
♦ ответы на вопросы:
-Что такое искусство?
-Какие виды искусства названы в тексте?
составление кластера
(музыкальное, театральное, литературное, архитектурное, изобразительное)
♦ Назовите известных мастеров искусств Казахстана.
( М.Шаханов, Н.Тлендиев, Ш.Калдаяков, А.Коразбаев, А.Кастеев, Г.Исмаилова)
4. Систематизация знаний
Учитель. Ребята, перед Вами фишбоун
- Кто знает что обозначает слово «фиш» в переводе с английского? Правильно.
- Оно обозначает рыба, а боун» -кость- т.е. в переводе
«рыбная кость».
И наша задача в сегодняшнем уроке вспомнить все, что мы знаем о прилагательном и наполнить скелет ключевыми словами и фразами. Голова, как видите, будет тема нашего урока. Сегодня чувствуйте себя исскуствоведами, а именно художниками.
І?. Закрепление
1. Коллективно - групповая работа
Учитель: - Давайте начнем с главного! Дайте определение имени
прилагательного.
( Это часть речи, которая обозначает признак предмета.) ( заполнение Фишбоуна.) Заполненную часть разукрасим.
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
(какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья?Чье? Чьи? (заполнение Фишбоуна)
- Назовите начальную форму имени прилагательного.
( Именительный падеж единсвенного числа мужского рода) Молодцы! ( заполнение Фишбоуна)
Мы заполнили с вами лишь третью часть фишбоуна. А можете ли вы с ходу
заполнить все остальное. (Да) Тогда идем дальше.
2. Работа в группах:
І группа
Задание: спишите, согласуя стоящие в скобках прилагательные с
существительными. Обозначьте окончания прилагательных, Укажите их род, число, падеж.
Наступила (теплый, долгожданный) весна. (Весенний) солнце пригрело землю.
Звенят ( весенний) ручейки. Веет (теплое) ветер.
Вывод: имена прилагательные согласуются с существительными в роде, числе, падеже (Оформление фишбоуна).
ІІ группа
Задание: сделайте синтаксический разбор предложения.
Весенний воздух свеж и тонок.
Вывод: имена прилагательные в предложении могут являться
определением или сказуемым, если это краткая форма прилагательного. (Оформление фишбоуна).
ІІІ группа
Учащиеся третьей группы выполняют упр. 294, стр. 129
Задание: спишите, вставляя пропущенные прилагательные.
Этот . зверек живет в лесу. У него . уши,. хвост. Передние лапы. короткие, а задние длинные. Морковка,. капуста – любимые лакомства животного. А зимой и . кора хороша.
?. Закрепление знаний об различных лексико- семантических группах прилагательных.
Учитель: - итак, ребята, какая часть речи помогла вам составить рассказ про зайца? ( Имя прилагательное )
- Какую роль играют прилагательные в речи?
( делают нашу речь более точной, без прилагательных мы не сможем описать ни одного предмета. Они помогают нам больше узнать о предметах.
? чтение теоретического материала с учебника. стр. 129
Вывод: прилагательные делают нашу речь точной и выразительной
(Оформление фишбоуна).
? Выполнение упражнения № 301.
Учитель: ребята, посмотрите, какая рыбка у нас получилась. Но почему она не совсем заполнена. А потому, что впереди будут уроки, на которых вы познакомитесь еще с новыми знаниями о прилагательном.
?І. Рефлексия
Ребята, сегодня хорошо поработали.А хотите проверить свои знания? (Да)
Я предлагаю вам тест, который называется «Волна».
Я буду зачитывать вам определения по теме, если вы считаете, что ответ верный рисуете волну вверх, если неверный – вниз.
- Имя прилагательное –это часть речи,которая обозначает признак предмета? +
- Имя прилагательное отвечает на вопрос что делать? Что сделать? –
- Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам. +
- В предложении имена прилагательные бывают обстоятельствами. –
- В кратких формах имен прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется +
6. Имена прилагательные делают речь точной, выразительной. +
?ІІ. Подведение итогов
Ребята, сегодня вы все хорошо поработали. Вспомнили все о прилагательном,
поговорили об искусстве, узнали о ваших мечтах. Я желаю, чтобы ваши мечты осуществились и чтобы вы стали достойными гражданами нашей республики.
?ІІІ. Домашнее задание
- Упр. 296, 302 стр. 130
2. Напишите эссе «Мое любимое искусство». Используйте прилагательные.
ІХ. Комментирование оценок.