Урок - соревнование
в 5 классе в школе с казахским языком обучения.
Тема: Имя прилагательное как часть речи
Лексическая тема: Искусство
Цель: формирование орфографической и пунктуационной зоркости;
- совершенствование навыков правописания; расширить сведения учащихся о прилагательном как части речи;
-расширение словарного запаса и кругозора учащихся;
- развитие умения работать в группах, воспитание чувства сплочённости и сотрудничества;
развитие творческих способностей учащихся;
-развитие речевой компетенции учащихся.
ХОД УРОКА
«На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно».
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
«Психологический настрой на урок».
Учитель предлагает учащимся прослушать песню в исполнении известной казахской певицы Розы Баглановой «Ах, Самара-городок», вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться.
ІІ. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ - Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающем и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное - доброе начало. Сегодня у нас необычный урок, а урок-соревнование.
ІII ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Итак, как « Пушкин встарь, давайте заглянем в словарь».
Дома вы должны были определить лексическое значение слов:
Искусство.
Искусствовед -.
Композитор -.
Опера
Оперетта .
Вывод: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
I?. ПРОВЕРКА ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ «Письмо по памяти».
1. Искусство, искусствовед, композитор, опера, оперетта.
Взаимопроверка. Запомните, как они пишутся.
-Скажите, к какой части речи относятся эти словарные слова?
-( К имени существительному).
-Назовите одушевлённые существительные.
- Искусствовед, композитор.
Как называются оставшиеся имена существительные?
-Нарицательные.
-Кто сможет определить лексическую тему нашего урока по опорным словарным словам?
-( Лексическая тема урока будет связана с искусством)
?. РАБОТА В ГРУППАХ (учащиеся делятся на три группы, выбирая жетоны с надписями «рисунок», «песня», «сцена»).
-Итак, у нас три команды: «Актёры», выбравшие жетоны со словами «сцена», «Певцы», выбравшие жетоны со словами «песня» и «Художники», выбравшие жетоны со словами «рисунок».
?I. РАБОТА С ФЛИПЧАРТОМ. Каждой команде нужно внимательно изучить теоретический материал по теме «Имя прилагательное», используя опорную схему:
Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Запомните! Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам Зависят от существительных: ставятся в том же падеже, роде, числе, что и имена существительные, к которым они относятся.
В предложении являются чаще всего определениями, реже сказуемыми.
Имена прилагательные делают нашу речь точной и выразительной.
?II. РАБОТА С ТЕКСТОМ
-Прочитайте внимательно эти тексты и выпишите имена прилагательные вместе с существительным, к которым они относятся.
Для команды «Певцы»:
Роза Багланова — известная казахская певица, любимица народа, национальный символ целой эпохи. Первые её выступления были на военном фронте перед бойцами во время Великой Отечественной войны. В годы становления независимости Республики Казахстан её гастрольные концерты в самых отдалённых районах сельской местности вселяли в людей чувство глубокого патриотизма и оптимизм в будущее.
Для команды «Актёры»:
Великому актеру, режиссеру, педагогу и просто Человеку с большой буквы. Шакену Айманову в 2014 году исполнилось бы 100 лет. Национальной киностудии по праву присвоено имя Айманова: все его фильмы – «Безбородый обманщик», «Наш милый доктор», «Ангел в тюбетейке», «Земля отцов», «Конец атамана» – вошли в золотой фонд казахского киноискусства.
Для команды «Художники»:
В истории изобразительного искусства Советского Казахстана имя Абылхана Кастеева занимает особо важное и почетное место. Он был первым национальным, подлинно народным художником.
Художник пишет картины «На пастбище», «Доение кобылиц», «Колхозная молочная ферма», «На джайлау», «Колхозный той», посвященные современному быту чабанов, их труду и отдыху. Мотивы и сюжеты взяты непосредственно из повседневной народной жизни.
- Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
( Имена прилагательные речь делают более яркой, выразительной).
- Итак, чтобы ваша речь была красивой, вы должны знать все
об имени прилагательном, и я, как главный редактор, проверю это.
YIII. ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ?»
-Просклонять имена прилагательные вместе с существительными у доски ( учащиеся от каждой команды выходят по очереди и дописывают окончания).
Падеж
«Актёры»
«Певцы»
«Художники»
Именительный
мил... доктор...
народн.. певиц...
Изобразительн.. искусств..
Родительный
мил... доктор...
народн.. певиц...
Изобразительн.. искусств..
Дательный
мил... доктор...
народн.. певиц...
Изобразительн.. искусств..
Винительный
мил... дотор...
народн.. певиц...
Изобразительн.. искусств..
Творительный
мил... доктор...
народн.. певиц...
Изобразительн.. искусств..
Предложный
мил... доктор...
народн.. певиц...
Изобразительн.. искусств..
IX. «РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА»
- Сколько прилагательных в пословице:
С миру по нитке - голому рубашка.
(ни одного).
X. «КОНКУРС КАПИТАНОВ»
Отдых отдыхом,а без труда не вынешь рыбку из пруда.
Капитанам команд нужно будет расставить правильно знаки препинания в предложениях и определить конец предложений, написать окончания имён прилагательных.
Пробуждается просыпается природа от долг….. зимн….
сна в марте возрастает приток солнечн… тепла
прогревается воздух. на опушку березо… леса вылетают
тетерева греются на мартовск… солнышке.
- Озаглавьте текст. ( « Пробуждение» «Весна»).
XI. ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА(во время работы капитанов команд)
-Для выражения краткой речи мы используем имя прилагательное в краткой форме.
«По щучьему велению, по моему хотенью..» (превратитесь полные прилагательные в краткие).
Трескучий мороз - трескуч
Пахучий ландыш - пахуч
Жгучий ветер - жгуч
Могучий дуб - могуч
Горячий чай - горяч.
Проверьте друг друга! Придумай те подобные словосочетания.
XII. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Для команды «Певцы»: спеть отрывок из песни «Если с другом вышел в путь под музыку Владимира Шаинского»
Для команды «Актёры»: инсценировать эпизод из школьной жизни
Для команды «Художники»: словесное рисование картины Абылхана Кастеева «На джайлау»
XIII. Конструирование предложений после предварительного показа слайдовой презентации о мастерах искусств Казахстана
-Назовите известных мастеров искусств Казахстана
«Актёры»: А.Кашаубаев, М.Ержанов. Ш.Айманов, К.Кенжетаев, А.Умирзакова.
«Певцы»: Р. Багланова, Е.Серкебаев, Б.Толегенова, Е.Хасангалиев, Р.Рымбаева.
«Художники»: Х.Наурызбаев, А.Кастеев, Ш.Ниязбеков, М.Кенбаев, С.Романов
- Каждому участнику команд придумать предложение об одном из названных лиц с использованием имён прилагательных.
XI?. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Каждой команде составить паспорт имени прилагательного, защитить его. Например:
X? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «Чтобы упрочить ваши знания - даю домашнее задание»- подготовиться небольшие сообщения о деятелях искусства с использованим имён прилагательных.