Целеполагание: познакомить с существенными признаками главных членов предложения; учить определять главные члены в предложении, составлять схемы предложений; развивать память, внимание, мышление, устную и письменную речь; формировать навыки грамотного и каллиграфического письма; воспитывать аккуратность, любознательность, любовь к природе.
положительного отношения к знаниям.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
II. Сообщение цели урока
У. Ребята, сегодня почтальон принес письмо. Я его прочитаю.
Учитель читает.
Здравствуйте, ребята!
Я приглашаю Вас в лесную школу.
Помогите мне объяснить зверятам новую тему.
С уважением.
- К сожалению, рисунок автор разорвал на кусочки. Мы должны его собрать. На обратной стороне каждого кусочка написаны вопросы. Если вы правильно на них ответите, то узнаете, кто отправил письмо и просит
помощи.
III. Повторение пройденного материала
У. Как на письме отделяется одно предложение от другого?
Дети. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
- В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак, может быть многоточие.
У. Приведите примеры повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений.
Д. Ура! Каникулы!
У нас идет урок.
Все готовы?
У. Как пишутся имена и фамилии людей, клички животных? Приведите примеры.
Д. Имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква важные слова:
Иванова Анна, Шуя и Москва. У. Как обозначаются звуки на письме? Д. На письме звуки обозначаются буквами. У. Какие бывают звуки? Д. Гласные и согласные.
У. Как отличить гласный звук от согласного?
Д. При произношении гласных звуков воздух проходит свободно.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный.
- А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
У. Как пишутся сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу?
Д. В сочетаниях жи-ши
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча-ща Пишем только букву а.
В сочетаниях чу-щу Пишут только букву у.
У. Как пишутся сочетания чк, чн?
Д. Козочка, горочка,
Тридцать три пригорочка!
Ой, чк! чк! чк!
Кочка, почка, звездочка.
Срочный, уличный, ночной,
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где чн, а где чк.
Эти сочетания пишем без мягкого знака.
По мере ответов на вопросы учитель складывает на магнитной доске рисунок медведя.
У. Кто изображен на рисунке?
Д. Медведь.
У. Мишка косолапый
В школу к нам пришел,
Объяснить зверятам тему
Просит он.
А тема урока - «Главные члены предложения». Отправляемся в «Лесную школу».
Звучит грамзапись песни В. Шаинского «Голубой вагон».
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес.
У зверят идет урок.
Медведь - учитель очень строг.
Ребята, ученики этой школы тоже пишут в тетрадях, но необычных, «лесных». Они лежат у вас на партах.
- Раскройте. Там, где нарисован на строке зеленый листик, напишите число, на следующей строке – слова «Классная работа».
Дети выполняют задания.
- Ученики «лесной школы» тоже получают оценки - «съедобные». Рядом со школой растет яблонька, а на ней яблоки трех цветов. Красное яблоко получают за отличный ответ, желтое - за хороший, зеленое - за удовлетворительный. Ну а те, кто проказничает на уроке, получают яблочко с червячком. В конце урока мы посмотрим, чей ряд соберет богатый «урожай».
IV. Словарно - орфографическая работа
Учитель раздает карточки. Дети самостоятельно вписывают буквы.
Главные члены, предложения
После выполнения задания карточки сдают учителю.
У. Уже начался урок, но есть ученики, которые опоздали. А кто это, вы должны отгадать сами. Я читаю загадки, а вы называете отгадку - название животного - ученика «лесной школы». Все отгадки - словарные слова.
Летом шубку серую,
А зимою белую
Носит попрыгайчик –
Боязливый.
Д. Зайчик.
У. Хвост мой длинный и пушистый,
Рыжий, красный, золотистый.
Очень людям хвост мой люб,
Так как нужен им для шуб,
Но это мне не нравится,
Хотя мой хвост и славится.
Д. Лисица. А слово лисица можно проверить - словом лисы1
У. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Д. Медведь, медведица.
У. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Д. Сорока.
У. Вспомним, как пишутся эти слова. Там, где «опасные» места, злой паук сплёл свою паутину.
з"яц, л"сица м"дведь с"рока
Дети называют пропущенные буквы.
А теперь запишем слова.
V. Физминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом (ходьба на месте)
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают. (взмахи руками)
1, 2, 3, 4
Полетели, закружились.
(легкий бег на носках, дети машут руками, кружатся)
VI. Комментированная запись предложения
У. Лисенок Хитрёнок не умеет комментировать запись предложения. Поможем ему?
На доске.
Заглянула осень на лесную поляну.
Учитель читает предложение. Затем просит двух-трех «слабых» учеников повторить предложение. Далее один ученик комментирует, остальные пишут в тетрадях.
Во время работы учитель просит:
Обозначить ударения в словах.
Найти «опасные» места.
Составить схему предложения.
VII. Изучение нового материала
На доске.
У. Рассмотрите картинку. Кого вы видите?
Д. Медвежонка.
У. Составьте предложение из двух слов.
Д. Медвежонок ест.
У. Что вы составили?
Д. Предложение.
У. Про кого вы узнали?
Д. Про медвежонка.
У. Что вы узнали про медвежонка?
Д. Что медвежонок ест.
У. А что ест медвежонок? Как мы узнали? Составьте предложение.
Д. Медвежонок ест мед.
У. Сколько слов стало в предложении?
Д. Три слова.
У. Представьте, что из предложения выпало первое слово. Что получилось?
Д. Ест мед.
У. Про кого мы не смогли узнать?
Д. Про того, кто ест.
У. Ест мед. Нравится вам такое предложение?
Д. Нет.
У. А теперь из предложения выпало второе слово. Что получается?
Д. Медведь мед.
У. О чем мы не узнали?
Д. Что делает медведь.
У. Медведь мед - это предложение?
Д. Нет.
У. Из предложения выпадает третье слово. Что получается?
Д. Медведь ест.
У. Можно назвать это предложением?
Д. Да.
У. Верно, это предложение. Слова, которые входят в это предложение, называются главными. Без них, как мы убедились, предложение не получается. Прочитайте травила в учебнике на с. 174-175 и подготовьтесь сказать, какие слова в предложении называют главными членами. Почему их так назвали?
Д. Без них смысл предложений непонятен.
- Без них нет предложения.
У. Запишите под диктовку предложения.
Один ученик работает у доски.
Птицы летают. Рыбы плавают.
- Найдите главные члены.
Д. Оба предложения состоят только из главных членов.
- Что надо подчеркнуть одной чертой, а что - двумя?
Д. Одной чертой мы отметили слово, которое обозначает, о ком или о чем говорится в предложении; двумя чертами - слово, которое обозначает, что говорится.
Затем учащиеся выполняют упр. 774 (устно), 775 (письменно, самостоятельно)
VIII. Итог урока
У. Чему научились? Что понравилось на уроке? Что не понравилось?
Когда дети называют положительные моменты на уроке, то на поляне «лесной школы» появляются белые грибы, а когда отрицательные - мухоморы.
- А теперь посмотрим, кто же собрал богатый урожай, то есть чей ряд активнее работал на уроке и тем самым помогал зверятам из «лесной школы» выучить новую тему.
VIII. Домашнее задание
У. Выучите правило на с.174-175. Выполните упр. 778 с. 175
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.
IX. Рефлексия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Главные члены предложения»
Карагандинская область
г. Темиртау
средняя школа №24
Разработка урока по русскому языку во 2 классе
Тема: Главные члены предложения
Составила: Бикмухаметова М.В.
Аннотация к уроку
Цель:Познакомить с существенными признаками главных членов предложения; учить определять главные члены в предложении, составлять схемы предложений; развивать память, внимание, мышление, устную и письменную речь; формировать навыки грамотного и каллиграфического письма; воспитывать аккуратность, любознательность, любовь к природе.
положительного отношения к знаниям.
Тип урока:изучение нового учебного материала.
Вид урока: урок практических работ.
Методы и приёмы: метод исследовательских заданий.
Тема: Главные члены предложения
Целеполагание: познакомить с существенными признаками главных членов предложения; учить определять главные члены в предложении, составлять схемы предложений; развивать память, внимание, мышление, устную и письменную речь; формировать навыки грамотного и каллиграфического письма; воспитывать аккуратность, любознательность, любовь к природе.
положительного отношения к знаниям.
Ход урока
I.Организационный момент
Учитель.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
II.Сообщение цели урока
У. Ребята, сегодня почтальон принес письмо. Я его прочитаю.
Учитель читает.
Здравствуйте, ребята!
Я приглашаю Вас в лесную школу.
Помогите мне объяснить зверятам новую тему.
С уважением...
- К сожалению, рисунок автор разорвал на кусочки. Мы должны его собрать. На обратной стороне каждого кусочка написаны вопросы. Если вы правильно на них ответите, то узнаете, кто отправил письмо и просит
помощи.
III. Повторение пройденного материала
У. Как на письме отделяется одно предложение от другого?
Дети. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
- В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак, может быть многоточие.
У. Приведите примеры повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений.
Д. Ура! Каникулы!
У нас идет урок.
Все готовы?
У. Как пишутся имена и фамилии людей, клички животных? Приведите примеры.
Д. Имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква важные слова:
Иванова Анна, Шуя и Москва. У. Как обозначаются звуки на письме? Д. На письме звуки обозначаются буквами. У. Какие бывают звуки? Д. Гласные и согласные.
У. Как отличить гласный звук от согласного?
Д. При произношении гласных звуков воздух проходит свободно.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный.
- А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
У. Как пишутся сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу?
Д. В сочетаниях жи-ши
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча-ща Пишем только букву а.
В сочетаниях чу-щу Пишут только букву у.
У. Как пишутся сочетания чк, чн?
Д. Козочка, горочка,
Тридцать три пригорочка!
Ой, чк! чк! чк!
Кочка, почка, звездочка.
Срочный, уличный, ночной,
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где чн, а где чк.
Эти сочетания пишем без мягкого знака.
По мере ответов на вопросы учитель складывает на магнитной доске рисунок медведя.
У. Кто изображен на рисунке?
Д. Медведь.
У. Мишка косолапый
В школу к нам пришел,
Объяснить зверятам тему
Просит он.
А тема урока - «Главные члены предложения». Отправляемся в «Лесную школу».
Звучит грамзапись песни В. Шаинского «Голубой вагон».
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес.
У зверят идет урок.
Медведь - учитель очень строг.
Ребята, ученики этой школы тоже пишут в тетрадях, но необычных, «лесных». Они лежат у вас на партах.
- Раскройте. Там, где нарисован на строке зеленый листик, напишите число, на следующей строке – слова «Классная работа».
Дети выполняют задания.
- Ученики «лесной школы» тоже получают оценки - «съедобные». Рядом со школой растет яблонька, а на ней яблоки трех цветов. Красное яблоко получают за отличный ответ, желтое - за хороший, зеленое - за удовлетворительный. Ну а те, кто проказничает на уроке, получают яблочко с червячком. В конце урока мы посмотрим, чей ряд соберет богатый «урожай».
IV. Словарно - орфографическая работа
У
К…рова
С…бака
Л…сица
М…дведь
З...яц
читель раздает карточки. Дети самостоятельно вписывают буквы.
Главные члены, предложения
После выполнения задания карточки сдают учителю.
У. Уже начался урок, но есть ученики, которые опоздали. А кто это, вы должны отгадать сами. Я читаю загадки, а вы называете отгадку - название животного - ученика «лесной школы». Все отгадки - словарные слова.
Летом шубку серую,
А зимою белую
Носит попрыгайчик –
Боязливый...
Д. Зайчик.
У. Хвост мой длинный и пушистый,
Рыжий, красный, золотистый.
Очень людям хвост мой люб,
Так как нужен им для шуб,
Но это мне не нравится,
Хотя мой хвост и славится.
Д. Лисица. А слово лисица можно проверить - словом лисы1
У. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Д. Медведь, медведица.
У. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Д. Сорока.
У. Вспомним, как пишутся эти слова. Там, где «опасные» места, злой паук сплёл свою паутину.
зяц, лсица мдведь срока
Дети называют пропущенные буквы.
А теперь запишем слова.
V. Физминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом (ходьба на месте)
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают. (взмахи руками)
1, 2, 3, 4
Полетели, закружились.
(легкий бег на носках, дети машут руками, кружатся)
VI. Комментированная запись предложения
У. Лисенок Хитрёнок не умеет комментировать запись предложения. Поможем ему?
На доске.
Заглянула осень на лесную поляну.
Учитель читает предложение. Затем просит двух-трех «слабых» учеников повторить предложение. Далее один ученик комментирует, остальные пишут в тетрадях.
Во время работы учитель просит:
Обозначить ударения в словах.
Найти «опасные» места.
Составить схему предложения.
VII. Изучение нового материала
На доске.
У. Рассмотрите картинку. Кого вы видите?
Д. Медвежонка.
У. Составьте предложение из двух слов.
Д. Медвежонок ест.
У. Что вы составили?
Д. Предложение.
У. Про кого вы узнали?
Д. Про медвежонка.
У. Что вы узнали про медвежонка?
Д. Что медвежонок ест.
У. А что ест медвежонок? Как мы узнали? Составьте предложение.
Д. Медвежонок ест мед.
У. Сколько слов стало в предложении?
Д. Три слова.
У. Представьте, что из предложения выпало первое слово. Что получилось?
Д. Ест мед.
У. Про кого мы не смогли узнать?
Д. Про того, кто ест.
У. Ест мед. Нравится вам такое предложение?
Д. Нет.
У. А теперь из предложения выпало второе слово. Что получается?
Д. Медведь мед.
У. О чем мы не узнали?
Д. Что делает медведь.
У. Медведь мед - это предложение?
Д. Нет.
У. Из предложения выпадает третье слово. Что получается?
Д. Медведь ест.
У. Можно назвать это предложением?
Д. Да.
У. Верно, это предложение. Слова, которые входят в это предложение, называются главными. Без них, как мы убедились, предложение не получается. Прочитайте травила в учебнике на с. 174-175 и подготовьтесь сказать, какие слова в предложении называют главными членами. Почему их так назвали?
Д. Без них смысл предложений непонятен.
- Без них нет предложения.
У. Запишите под диктовку предложения.
Один ученик работает у доски.
Птицы летают. Рыбы плавают.
- Найдите главные члены.
Д. Оба предложения состоят только из главных членов.
- Что надо подчеркнуть одной чертой, а что - двумя?
Д. Одной чертой мы отметили слово, которое обозначает, о ком или о чем говорится в предложении; двумя чертами - слово, которое обозначает, что говорится.
Затем учащиеся выполняют упр. 774 (устно), 775 (письменно, самостоятельно)
VIII. Итог урока
У. Чему научились? Что понравилось на уроке? Что не понравилось?
Когда дети называют положительные моменты на уроке, то на поляне «лесной школы» появляются белые грибы, а когда отрицательные - мухоморы.
- А теперь посмотрим, кто же собрал богатый урожай, то есть чей ряд активнее работал на уроке и тем самым помогал зверятам из «лесной школы» выучить новую тему.
VIII. Домашнее задание
У. Выучите правило на с.174-175 . Выполните упр. 778 с. 175