Урок разработан по ГОСО 2012 года, для учащихся 8 класса. Цель данного урока: повторить пройденный материал о дополнении, познакомить учащихся с видами дополнений. Тип урока: объяснение нового материала. Урок разработан с применением ИКТ и технологии разноуровневой дифференциации. На уроке использовала карточки с заданиями, учебник. Формы работы на уроке: работа у доски, комментированное письмо. На уроке также было дано задание по теме урока на региональный компонент. Закрепление полученных на уроке знаний было проведено в форме теста. Домашнее задание было дано в форме разноуровневых заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.Воспитать интерес к изучению русского языка, культуру речи.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, учебник,
рабочие тетради.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Ход урока:I. Организационный момент.
Приветствие.
Слово учителя: Ребята, давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке.(Ответ учащихся)
-Правильно! Мы говорили о приложении как о виде определения. А еще ранее мы говорили об определении и об обстоятельстве. А как все эти темы можно назвать одним словом? (ответ учащихся).
-Правильно! Это второстепенные члены предложения. А о каком второстепенном члене предложения мы еще не говорили? (ответ учащихся).
- Правильно! О дополнении.
И сегодня тема нашего урока-это дополнение. Откройте тетради, запишите число. Классная работа и тему урока.(слайд 1) А теперь давайте вспомним, что мы знаем о дополнении.
Фронтальный опрос: -Что такое дополнение?
- На какие вопросы отвечает дополнение?
- Чем может быть выражено в предложении?
- Приведите примеры. (слайд 2)
II. Объяснение нового материала.
Слово учителя: Кроме того, что дополнения выражаются существительными в косвенных падежах, они еще могут выражаться другими частями речи. (слайд 3)
Слово учителя: -Хорошо! А теперь проверим как вы поняли то, что я сейчас говорила. Сейчас я буду читать предложения, а вы должны их записать, найти дополнения и определить какой частью речи они выражаются.
Работа у доски: Десять – делится на два. Я нарвал большой букет. Горы давно манили меня. Минувшего нельзя нам воротить. Даже император бессилен в вопросах языка. (Латинское изречение). Я прошу Вас говорить по существу дела.
Слово учителя: Ребята, дополнения бывают прямые и косвенные. Обратите внимание на интерактивную доску. (объяснение нового материала о прямых и косвенных дополнениях). (слайд 4).
А теперь проверим, как вы усвоили то, о чем я вам говорила.
Комментированное письмо: Упражнение 113.Спишите предложения, найдите в них дополнения и определите, какие дополнения являются прямыми, а какие косвенными.
Слово учителя: Несколько учащихся сейчас получат индивидуальные задания.
Работа по карточкам: Задание: Спишите словосочетания, определить вид дополнений.
1 карточка: Мысль о поездке, сказать отцу, любить животных, выпить воды, вершины утесов, стакан чая, не принес известий.
2 карточка: Читать рассказ, пилить пилой, обратиться к учителю, не выполнил задания, седина у отца, целебные травы, работать кистью.
Слово учителя: Следующее задание такое: я сейчас прочту Вам отрывок из стихотворения нашего земляка Веригина Виктора Александровича, который родился в городе Усть-Каменогорске в тысяча девятьсот пятьдесят втором году, а затем мы его запишем и найдем в нем дополнения, определим, какими частями речи они выражены и их вид.
А завтра будет день,
А завтра будет пища
Для мыслей, а потом
Возможно и для слов.
Мы просто разгребем
Немые пепелища
Сожженных за собой
По глупости мостов. (слайд 5).
III. Закрепление пройденного материала.
Слово учителя: Для того чтобы закрепить пройденный сегодня материал, я предлагаю вам выполнить тесты. На мониторах ваших компьютеров есть документ под названием «Тест по теме «Дополнение»» откройте его и начинайте отвечать на тестовые задания. Ответы записывайте в тетрадях.
Дополнение выражается существительным или местоимением,
отвечающим на вопросы
а) чей? который
в) косвенных падежей
с) какой? чей?
d) где? куда? откуда?
е) зачем? отчего?
2. Чем выражено дополнение в предложении: Ушедшего не вернуть .
а) местоимением
в) существительным
с) причастием
d) числительным
е) синтаксически неделимым словосочетанием
3. Чем выражено дополнение в предложении: Он посоветовал мне
написать письмо в редакцию.
а) причастием
в) числительным
с) местоимением
d) неопределенной формой глагола
е) существительным
4. Укажите прямое дополнение.
а) обсуждать с друзьями
в) увлекаться спортом
с) размышлять о вечном
d) гордиться сыном
е) законспектировать статью
5. Укажите косвенное дополнение.
а) интересная беседа
в) выпить воды
с) играть роль
d) встреча с друзьями
е) понять значение
6. Укажите прямое дополнение.
а) вышел к реке
в) загородил дорогу
с) купить в магазине
d) написать красками
е) подошел к школе
7. Какой член предложения выделен?
Подали ужинать; сердце его сильно забилось.
а) подлежащее
в) сказуемое
с) обстоятельство
d) определение
е) дополнение
8. Какой частью речи является выделенное слово в предложении:
Мы должны выбрать первого.
а) местоимением
в) причастием
с) именем существительным
d) именем числительным
е) именем прилагательным
9. Какой частью речи является выделенное слово в предложении:
Легкий порыв ветерка разбудил меня.
а) именем числительным
в) именем существительным
с) именем прилагательным
d) глаголом
е) местоимением
10. Укажите косвенное дополнение.
а) написал матери
в) выполнить задание
с) решение задачи
d) смотреть фильм
е) бояться встречи (слайд 6,7,8).
Слово учителя: А теперь обратите внимание на интерактивную доску, здесь дан ключ к правильным ответам.
Слово учителя: Мы продолжаем с вами знакомиться с правописанием
наречий . И сегодня на уроке мы будем говорит о
правописании наречий через дефис. Но для того, чтобы
начать изучение новой темы, давайте ответим на вопрос:
Слова каких частей речи пишутся через дефис?
(ответы учащихся)
-Правильно! Это имя существительное, имя прилагательное
и местоимение.
Фронтальный опрос: -Какие существительные пишутся через
дефис? (слайды- подсказки)
-Какие прилагательные пишутся через дефис?
(слайды-подсказки)
-Какие местоимения пишутся через дефис?
(слайды- подсказки)
Слово учителя: Теперь, когда мы вспомнили пройденный материал, мы
можем начать знакомство с новой темой. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока. Классная работа. Правописание наречий через дефис.
Объяснение новой темы: Некоторые наречия пишутся через дефис.
Дефис употребляется в наречиях:
с приставкой по- на окончания –ому,( -ему),- ски,- цки, -ьи. Например, по- доброму, по- моему, по- дружески, по-ребячьи, а также в наречии по- латыни;
с приставкой в (во-) и суффиксом –их, (-ых), производных от числительных: во- первых, в –третьих;
с приставкой кое- или суффиксами –то, - либо,- нибудь,- таки: кое-где, откуда- либо, как- нибудь, всё таки.
Через дефис также пишутся наречия, образованные повторением:
а) одного и того же наречия: давным- давно, чут- чуть;
б) основы слова: как-никак, перво-наперво, мало-помалу;
в) сочетанием двух синонимичных слов: нежданно- негаданно,
подобру- поздорову.
Обратите внимание на интерактивную доску! От этого зависит ваша
грамотность!
Слитно пишутся наречия потому, поэтому, поодиночке.
Раздельно пишутся наречия, образованные от:
а) двух существительных с предлогом: бок о бок, след в след;
б) двух числительных с предлогом: один на один;
в) существительного в Им. Падеже + существительного в Тв. падеже: умник умником; друг другом.
г) глагола+ наречия: кишмя кишит.
Также дефис не ставится в словосочетаниях по одному, в одиночку.
И запомните правописание наречий точь- в -точь, крест- накрест.
Слово учителя: Вот мы и выяснили все условия дефисного написания
наречий. А теперь давайте выполним упражнение 303 и
зелено, в- третьих, еле-еле, в одиночку, точь- в –точь, по- новому.
Объясните правописание наречий.
По- осеннему, чуть- чуть, видимо- невидимо, в- четвертых, кое- как,
куда- нибудь, бок о бок, по- русски, поодиночке, по-ребячьи.
Анализ открытого урока
Класс: 8 «Б»
Предмет: Русский язык
Дата:21.11.2013 г.
В классе 8 учащихся, трое успевают на 4, четверо на 3. Учащиеся могут учиться лучше, но иногда ленятся. Класс к началу урока был готов. По расписанию урок был третьим. В классе была создана рабочая обстановка, внимание учащихся было сконцентрировано на уроке.
Тема урока : «Дополнение. Прямое и косвенное дополнение»
Цели урока : 1.Повторить пройденный материал о дополнении, познакомить
учащихся с видами дополнений, показать способы их
выражения.
2.Развить навыки и умения по нахождению дополнений и
3.Воспитать интерес к изучению русского языка, культуру речи.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, учебник,
рабочие тетради.
Тип урока: Объяснение нового материала
Раздел в котором изучается эта тема называется «Простое предложение» и в системе уроков по этой теме он был 9 из 10. На изучение этой темы по программе отведен 1 час.
Последовательность урока:
І. Организационный момент.
Приветствие.
После объявления темы, перед тем как приступить к ее изучению, я предложила учащимся вспомнить, повторить пройденный материал.
Затем я приступила к объяснению новой темы.
После объяснения новой темыучащиеся приступили к выполнению первого задания. Это была работа у доски. Нужно было написать предложения, найти в них дополнения и определить какой частью речи они выражены..
Далее я рассказала учащимся о видах дополнений и затем следующее задание было коментированное письмо.Учащимся предстоялописать предложения под диктовку, найти в них дополнения и определить, какие дополнения являются прямыми, а какие косвенными.
А в это время 2 учащихся работали по карточкам.
В следующем задании мною было прочитан отрывок из стихотворения нашего земляка Веригина Виктора Александровича, а затем учащиеся его записали и нашли в нем дополнения, определили, какими частями речи они выражены и их вид.
На этапе закрепления пройденного материала учащиеся выполнили тестовые задания и проверили себя.
В завершении урока имела место рефлексия. Учащиеся отвечали на вопросы : О чем говорили на уроке? Что узнали нового на уроке? Чему научились? Получили ли вы на уроке новые знания? Все ли было понятно по данной теме? Понравился ли им урок?
Затем были выставлены оценки за урок и дано разноуровневое домашнее задание, которое соответствует уровню и объему 8 класса.
Урок соответствовал возрастным особенностям учащихся, материал был освещен доступно и подробно. Каждое задание перед тем, как его выполнить содержало разъяснение. Урок был проведен в соответствии с календарным планированием, по программе.
Класс на уроке был активен, ответы учащихся были качественными, были заинтересованы материалом урока.
На уроке использовала технологию разноуровневой дифференциации и информационно- коммуникативную технологию.
Считаю, что цели урока достигнуты, все запланированные виды работ были выполнены, учащиеся получили новые знания.
Президент РК Н.А. Назарбаев, говоря об идее национального проекта «Интеллектуальная нация-2020» неоднократно подчеркивал, что наиболее востребованными для современной личности являются инициативность, владение системным и критическим мышлением, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни, способностью рождать новые решения, технологии, инновации. «В обществе, - по словам Президента,- должен доминировать инновационный, креативный тип поведения». Эти функциональные качества личности становятся главными в условиях решения стратегически важной для страны проблемы формирования функциональной грамотности личности, которая в современном, быстро меняющемся мире становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности.
Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Проще сказать, что функционально грамотная личность, по-моему – это человек:
ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий:
способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
умеющий отвечать за свои решения;
способный нести ответственность за себя, своих близких;
обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения. Что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые так же имеют право на существование;
хорошо владеющий устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;
обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний. Современные методики преподавания русского языка ориентированы на практическое овладение его нормами и предусматривают владение единицами языка в различных ситуациях речевого общения.
Поэтому в изучении языка необходимо идти от наблюдений над живой речью к познанию законов языка. Следовательно, языковые явления нужно усваивать через текст, на основе текста, с помощью текста. Это развивает речь учащихся, помогает освободиться от формализма в обучении языку, обеспечивает более глубокое усвоение синтаксиса и пунктуации, формирует логическое мышление учеников, их способность распределять внимание между несколькими видами деятельности, расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательную ценность уроков, развивает самостоятельность и инициативу школьников. По моему мнению, текстоцентрический подход – необходимое условие достижения нового качества образования. В связи с этим, я думаю, нужно осуществлять коммуникативно - деятельностный подход в обучении русскому языку.
Коммуникативный, так как ученик изучает язык, овладевает нормами речи на основе работы с текстом и словом как единицей высказывания, и деятельностный, так как процессы учения выступают как деятельность (речевая деятельность, речевое поведение, речевой поступок). Для реализации поставленной цели - формирования функционально грамотной языковой личности через работу с текстом - я думаю, надо ставить перед собой следующие задачи: 1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию функциональной грамотности и навыков функционального чтения; 2) подбор текстового материала, разработка способов практической работы с информацией и различными информационными источниками, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц; 3) вовлечение учащихся в учебную, исследовательскую и практическую деятельность с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей. Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: - комплексная работа с текстом; - лингвостилистический анализ текста; - атрибутивный анализ текста; - сопоставление двух текстов (одного автора, одного стиля и жанра) - «самодиктанты»; - различные виды диктантов с изменением текста; - сочинение-рассуждение, эссе; - редактирование текста; - интеллектуально-лингвистические упражнения; - работа с текстами-миниатюрами; - составление синквейнов, диамантов, кластеров к тексту (технология критического мышления); - коммуникативные и игровые ситуации;
С нравственной точки зрения, функционально грамотная личность – это человек, обладающий коммуникативными навыками, проявляющий толерантность по отношению к представителям других национальностей, воспитанный, культурный.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы возможно также через использование интерактивных методов обучения. Интерактивные методы обучения (от англ. «Интерактив»- взаимодействие)- это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач. Интерактивные методы позволяют: 1.Моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения;
2.Способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей; 3.Создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия; 4.Осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия. Преимущества интерактивных методов: 1.Позволяют на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды; 2.Развивают навыки общения, помогают осознать значение группового опыта; 3.Помогают участвовать и контролировать своё участие в работе группы, уважать ценность правила, принятого группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогают согласовывать свои действия при решении проблемы; 4.Учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта. Основные стратегии обучения с использованием интерактивных методов: различные психологические упражнения на знакомство, сплочённость и сотрудничество внутри группы; мозговой штурм; имитации; дискуссии и диспуты; ролевые, дидактические и имитационные игры. Интерактивные методы обучения можно применять на разных этапах урока. В перспективе развития функционально грамотной личности нужно: • использовать модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», а именно использовать вид задания, когда учащиеся сами составляют тесты дома, приходят в класс и на опросе домашнего задания происходит обмен приготовленными заданиями, осуществляя взаимопроверку с помощью формативного оценивания; • в) использовать на своих уроках выведение темы и цели урока учащимися, так как данный вид работы развивает критическое мышление у учащихся. • использовать модуль «Обучение критическому мышлению» • Использовать модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения», чтобы оценивание было более объективным, нужно на следующих уроках более четко определить критерии, по которым будет выставлена оценка на урок каждому учащемуся. • Использовать модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении»: • Использовать модули «Обучение талантливых и одаренных учеников» и «Управление и лидерство в обучении»: благодаря таким урокам происходят процессы самореализации и само регуляции. • Все уроки будут проводиться с учетом возрастных особенностей учеников. Исходя из всего выше сказанного, хочется отметить, что преподаватель, который применяет семь модулей на своих уроках - развивает функциональную грамотность у учащихся.
Таким образом, обобщая вышесказанное, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса. Поэтому для Казахстана особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т.к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе.