Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1999.
Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек – Казиева. - 2-е издание. – М.: Айрис – пресс, 2007.
Предметные недели в школе: русский язык и литература/ Л.И. Косивцева. – Волгоград: Учитель, 2008.
Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия/ О.В. Касперская. – Волгоград: Учитель, 2010.
Сборник упражнений по русскому языку для 7го класса (пособие для средней школы) / Т.В. Шклярова. – М.: Грамотей, 2004.
Оборудование: столы по числу команд, стулья по числу участников команд, компьютер, мультимедийный экран, проектор, музыкальное сопровождение, раздаточный материал, эпиграф.
Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен….
А.И. Куприн
Ход урока:
Вступительное слово учителя. Добрый день, ребята! Сегодня мы закрепим наши знания по теме: «Деепричастие как особая форма глагола», узнаем, насколько хорошо вы уяснили эту тему. Урок наш пройдет в форме игры, мы с вами отправимся в путешествие, побываем на станциях с разнообразными заданиями.
(опережающее домашнее задание: придумать название команды)
Давайте с вами вспомним правила игры: повторение правил поведения во время игры, сплочение команды.
Ой, а кто это стучит? Давайте посмотрим. Кажется, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними познакомимся.
(В класс входят 2 ученика: имя «Глагол» и имя «Наречие»)
Имя глагол (ученик 9 класса МОУ «СОШ №1» Рамазанов Тимур). Здравствуйте, ребята! Я – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? С частицей НЕ пишусь раздельно, я имею вид, инфинитив, наклонение, время, спряжение, лицо, число. Кто же я? Правильно, я Глагол!
А что вы, ребята, знаете еще о глаголе?
Имя наречие (ученица 10 класса МОУ «СОШ №1» Соколова Зинаида). Добрый день! А я – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы: где? куда? зачем? как? когда? с какой целью? Я не изменяюсь, в предложении бываю обстоятельством, делюсь на смысловые группы, имею степени сравнения. Так кто же я? Кто знает? Молодцы! Я, действительно, имя Наречие.
А что вам известно о наречии?
(Заходит ученик – деепричастие)
Деепричастие (Ученица 10 класса МОУ «СОШ №1» Петрова Анна). А вот и я, мамин и папин сынок! Имя глагол – мой папа, а имя наречие – моя мама! От своего папы я взял особую форму и вид, мои вопросы похожи на папины. А на маму я похож тем, что не изменяюсь, в предложении являюсь обстоятельством. Так кто я такой? Верно, я деепричастие!
Что вы можете добавить про деепричастие? Вспомним, что такое деепричастие, приведите мне примеры.
Учитель. Вот мы и познакомились с нашими гостями, а теперь давайте познакомимся с вами. ( Название и девиз команд).
Итак, мы начинаем путешествие. Все готовы к путешествию? Начинаем!
И начнем его со станции «Глагольная»
«Глагольная станция». Образовать деепричастия от глаголов.
2 команда: Высоко в небе вьется жаворонок, ______________. Струится весенний ручеек, весело _____________.
3 команда: Из липовой аллеи летят желтые круглые листья, ______________.
Пошел дождь, __________ по крыше.
Молодцы, ребята! Вы умело скорректировали предложения! Получите жетончики.
Физкультминутка. Сейчас давайте немного отдохнем, проведем минутку отдыха. Я называю вам части речи, а вы, услышав деепричастие, должны хлопнуть. Если слышите другую часть речи, то молчите.
-Вспомните, что такое фразеологизмы? Это устойчивые сочетания и выражения.
Я задаю вопрос, вы при помощи поднятой руки отвечаете. Тот, кто ответил правильно, получает балл.
Сломя голову (быстро),
спустя рукава (плохо),
глазом неморгнув (быстро),
засучив рукава (добросовестно),
очертя голову ( необдуманно),
повесив нос (грустно),
не покладая рук (усердно),
раскрыв рот (удивленно).
Отлично! Что общего было в этих фразеологизмах? ( деепричастия)
А теперь перейдем к следующей станции: «Музыкальная».
«Музыкальная».
(Нацеливание: Только в тишине, внимательно слушая музыкальные произведения, вы можете услышать деепричастия.)
Каждая команда должна прослушать отрывок из песни и ответить на вопрос: сколько деепричастий они услышали?
1 команда: «Колыбельная».
2 команда: «Ломать – крушить».
3 команда: «Крылатые качели».
Хорошо, вижу, песни вы любите. Молодцы, нашли деепричастия! Получите жетончики.
Следующая наша станция: «Сообразительная».
«Сообразительная». Нужно исправить ошибки в предложениях. В данных предложениях допущены речевые ошибки. Вам нужно исправить их так, чтобы у вас получились сложные или сложноподчиненные предложения, слова можно добавлять или менять.
1 команда: Подходя к дому, вдруг выскочила собака.
Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш.
2 команда: Открывая дверь, она громко скрипнула.
Возвращаясь домой, шел дождь.
3 команда: Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным. Отправляясь в гости, солнце вышло из-за туч.
Очень хорошо! Вы справились с этим заданием! Получите заслуженную награду – жетончики.
А следующая наша станция будет «Творческая».
«Творческая».
За определенное время вам нужно составить связный рассказ, используя как можно больше деепричастий.
(сочиняют рассказ за 3 минуты)
Молодцы, ребята! Я вижу, что вы не только настоящие творцы, но и настоящие знатоки деепричастия!
Наше путешествие подошло к концу.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Что запомнилось?
- Какое задание вызвало сложности?
- Для чего нужны деепричастия?
- Давайте еще раз повторим, что такое деепричастие. Деепричастие – это особая форма глагола, отвечающая на вопросы: что делая? что сделав? В предложении является обстоятельством, не изменяется.
Рефлексия. Вы видите перед собой кружочки трех цветов: красного, желтого и зеленого.
Зеленый – урок мне понравился, мне было интересно, понятно и комфортно на уроке.
Желтый – мне было не все понятно на уроке, чувствовал себя не очень хорошо.
Красный – я ничего не усвоил из урока, урок мне не понравился.
Выберете тот цвет, который соответствует вашему настроению сейчас.
Эти кружочки поместите в корзинку Деепричастию (Деепричастие - ученик 9 класса СОШ №1).
Подведем итоги. Узнаем, у какой команды сколько баллов.
Хочется отметить сплочённость команды № ,
терпимость команды № ,
юмор команды № .
Сегодня у нас победила команда №_____ или ДРУЖБА.
Запишите домашнее задание.
Домашнее задание: написать сочинение «Что бы было с нашей речью, если бы из нее исчезли все деепричастия?».
И вот пришла пора прощаться. Попрощаемся с нашими гостями. До свидания, ребята! До новых встреч! Спасибо за урок!