Предмет: русский язык.
Четверть IV Урок № 6
Класс: 7
Тема урока:
Деепричастие как особая форма глагола,
образование деепричастий
Цели урока
обучающая: познакомиться с деепричастием, его морфологическими признаками, синтаксической ролью и грамматической особенностью (неизменяемость);
научиться разграничивать основное и добавочное действие;
развивающая: уметь анализировать, группировать, обобщать;
вырабатывать языковое чутьё (редактирование);
научиться быстро и самостоятельно принимать решения в процессе поисковой деятельности.
Научиться объективно, оценивать свою деятельность и групповую деятельность одноклассников;
учиться проводить рефлексию в своей деятельности.
Результаты обучения для учащихся
Продемонстрируют знания по изученной ранее теме «Причастие».
Знают: Что такое деепричастие, его морфологические признаки, синтаксическую роль и грамматическую особенность (неизменяемость);
Научились: разграничивать основное и добавочное действие;
быстро и самостоятельно принимать решения в процессе поисковой деятельности;
объективно оценивать свою деятельность и групповую деятельность одноклассников.
Умеют анализировать, группировать, обобщать;
вырабатывать языковое чутьё (редактирование);
Основные идеи, отработанные по теме урока
Деепричастием называется особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и имеет признаки не только глагола, но и наречия. Морфологические признаки –вид, возвратность, переходность. Не изменяется ни по родам, ни по лицам, ни по числам. В предложении является обстоятельством.
Этапы проведения урока
I. Оргмомент. Формирование групп с помощью цифр (1-8, 2-группы))
Время
45 мин
1 мин
Задание 1
Чем будут заниматься учителя
Раздает стикеры 2 цветов и просит поделиться на 2 группы
и чем будут заниматься ученики.
Ученики разбирают стикеры и разбиваются на 2 группы.
Психологический настрой
Упражнение «Реклама»
Модуль: Социальное взаимодействие
Цель: развитие доверительных отношений между учащимися.
4 мин
Задание 2
Учитель объясняет суть упражнения.
Задание : прорекламировать участника, имя которого указано в бумаге, как хороший товар, не называя его имени, например, «Продается классная файловая папка, красного цвета. В ней есть все!.». Участники угадывают имя. В конце называется самая понравившаяся реклама, победитель выбирается по конкурсу аплодисментов.
Участники готовят одинаковые листочки бумаги. Каждый участник пишет на нем свое имя. Бумажки одинаково для всех сворачиваются в несколько раз с именем внутри. Ведущий перемешивает все бумажки. Участники по цепочке вытягивают бумагу и садятся на места.
Проверка домашнего задания.
Прием КМ «Горячий стул»
2 мин
Задание 3
Учитель напоминает суть данного приёма, напоминая тему предыдущего урока
Задают вопросы «водящему» по предыдущей теме урока.
II. Основная часть
1.КМ : составление кластера по теме «Деепричастие, образование деепричастий.»
15 мин
Задание 4. Задает вопрос:- Какова тема нашего урока
-Что вы знаете по этой теме, хотели бы узнать?
Для этого я предлагаю вам ознакомиться с учебным материалом из учебника и составить кластер по новой теме.
За вашей работой будет наблюдать Забелин Евгений, который определит какая группа работала лучше, а также какой группе лучше удалось составить кластер.
1-группа составляет кластер по теме «Деепричастия совершенного вида»
с. 89
2- группа- «Деепричастия несовершенного вида» с. 86
Презентация работ
ДО
ФО по критериям
2 мин
Задание 5
Кумулятивная беседа:
Какой группе удалось составить удачный кластер?
-Обоснуйте свое мнение и выразите с помощью смайликов.
Наблюдатель сравнивает работы, выражают свое мнение о работе группы.
Ученики оценивают другую группу, наклеивая смайлики.
Музыкальная физминутка
1мин
Учитель включает видеоролик с физминуткой и приглашает учащихся подвигаться.
Учащиеся встают и выполняют разминочные движения.
- Закрепление:
Прием КМ «Конструктор»
5 мин
Задание 6
Соедините пословицы и объясните их смысл.
— Что вы заметили?
— Как пишется не с деепричастиями?
— Какие знаки препинания ставятся в предложениях с деепричастиями?
Читают части пословиц, находят по смыслу продолжение предложений, осмысливают их содержание.
ФО
1 мин
Просит оценить работу в группе наблюдателя (ученик В)
Ученик В в устной форме оценивает работу в группе
2. Тренировочное упражнение 192 с. 90
10 мин
Задание 7:
Спишите предложения, подчеркивая их грамматическую основу и обстоятельства, выраженные деепричастием. Выделите суффиксы деепричастий, укажите вид деепричастий.
Читают, находят деепричастия, определяют их вид, синтаксическую роль, обосновывают свой ответ.
Рефлексия
Метод ДО «Карусель»
Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру.
3 мин
Задание 8.
Прошу вас встать в 2 круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями о том, что вы узнали сегодня по теме урока; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру
Встают в 2 круга, перемещаясь от одного к другому ученику озвучивают усвоенный материал.