Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастие как особая форма глагола"
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастие как особая форма глагола"
Презентация к уроку «Деепричастие как особая форма глагола» может быть использована на первом уроке изучаемой темы. На слайдах содержится информация о значении этой части речи, её словообразовании, морфологических признаках. Задания для первичного закрепления материала предполагают нахождение деепричастий в предложении, определение их грамматических признаков, наблюдение над особенностями употребления. Подчеркивания, указательные стрелки способствуют пониманию взаимосвязи объектов на схеме и помогают запомнить правила. Анимированные картинки оживляют показ и привлекают внимание аудитории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастие как особая форма глагола" »
Запишите предложение
Переступаядруг через
друга, волны бросались на берег.
Определите в нем главные члены предложения.
Какое слово указывает на основное действие предмета?
Какое слово дополняет своим значением действие?
Каким членом предложения это слово выступает?
На какой вопрос отвечает?
.
Переступая -деепричастие
Цели: Уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия;
Научиться находить деепричастный оборот в предложении;
Узнать условия обособления деепричастного оборота в предложении.
Деепричастие как особая форма глагола. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление).
Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
Умение правильно строить предложения с деепричастным оборотом.
Деепричастие— это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? или что сделав?
Деепричастие отвечает на вопросы
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
( С. Есенин)
Вот бегает дворовый мальчик,
в салазки жучку посадив,
себя в коня преобразив.
(А. Пушкин)
Обратите внимание, и главное, и дополнительное действия совершает одно и то же лицо или один и тот же предмет.
Что делая?
(несовершенный вид)
Что сделав?
(совершенный вид)
Деепричастие— это особая форма глагола, которая соединяет в себе признаки
глагола
НАРЕЧИЯ
Вид(совершенный и несовершенный):
решая -решив, играя - сыграв.
Переходность/непереходность:
читая (что?) книгу - занимаясь.
Возвратность/невозвратность:
одевая – одеваясь
Возможность определяться наречием:
правильно понимать- правильно понимая, поняв.
.
1)Неизменяемость (как и наречие, деепричастие не изменяется и связывается с другими словами способом примыкания).Синтаксическая функция (как и наречие, деепричастие в предложении является обстоятельством)..
Деепричастный оборот– это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?».
Мальчик, убирая в своей комнате,
нашёл огромное количество
интересных вещей.
Ловушка!
Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:
1) Если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):
Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа(НЕЛЬЗЯ,так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)
2) Если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.
Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ,так как есть дополнение мне)
3) Если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:
Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ,так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)
.
Делаем вывод:
Деепричастный оборот является одним членом предложения – обстоятельством.
Деепричастный оборот на письме выделяется запятыми, а в устной речи — интонацией.
ДЕЕПР.ОБОРОТ -
ЭТО
ДЕЕПР. + З.С.
.
,
ДЕЕПР.ОБОРОТ
,
.
ДЕЕПР.ОБОРОТ
,
.
ДЕЕПР.ОБОРОТ
Запишите предложение
Под темным небом встревожился, загудел лес, закипели листья на нем, деревьям почему-то захотелось бежать, но они не знали куда податься, и, застонав, метались во все стороны.
с деепричастиями
Раздельно :
Слитно:
если деепричастие без не не употребляется:
Недоумевая (безнене употр.)
.частица не с деепричастиями пишется раздельно
Не_ зная (дееприч.)
Несовершенный
Совершенный
( Что сделав?)
( Что делая?)
соверш.Дополнительноедействиенесоверш.
Основа настоящего
времени глагола +
-а (-я)
думают - думая
Основа инфинитива +
-в -ВШИ(-ШИ)
( вспомнить –
вспомнив)
Литература
Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.А. Быстрова, Ю.Н. Гостева, Л.В. Кибирева, Т.М. Воителева; под ред. Е.А. Быстровой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 304 с.: ил. — (ФГОС. Инновационная школа).