kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастие как особая форма глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку «Деепричастие как  особая форма глагола» может быть использована на первом уроке изучаемой темы. На слайдах содержится информация о значении этой части речи, её словообразовании, морфологических признаках. Задания для первичного закрепления материала предполагают нахождение деепричастий в предложении, определение их грамматических признаков, наблюдение над особенностями употребления. Подчеркивания, указательные стрелки способствуют пониманию взаимосвязи объектов на схеме и помогают запомнить правила. Анимированные картинки оживляют показ и привлекают внимание аудитории.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастие как особая форма глагола" »

Запишите предложение Переступая друг через друга, волны бросались на берег.

Запишите предложение

Переступая друг через

друга, волны бросались на берег.

Определите в нем главные члены предложения. Какое слово указывает на основное действие предмета? Какое слово дополняет своим значением действие? Каким членом предложения это слово выступает? На какой вопрос отвечает?  . Переступая - деепричастие

Определите в нем главные члены предложения.

Какое слово указывает на основное действие предмета?

Какое слово дополняет своим значением действие?

Каким членом предложения это слово выступает?

На какой вопрос отвечает?

.

Переступая - деепричастие

Цели: Уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия; Научиться находить деепричастный оборот в предложении; Узнать условия обособления деепричастного оборота в предложении.
  • Цели: Уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия;
  • Научиться находить деепричастный оборот в предложении;
  • Узнать условия обособления деепричастного оборота в предложении.
Деепричастие как особая форма глагола. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.  Не с деепричастиями.  Умение правильно строить предложения с деепричастным оборотом.
  • Деепричастие как особая форма глагола. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление).
  • Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
  • Не с деепричастиями.
  • Умение правильно строить предложения с деепричастным оборотом.
Деепричастие — это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? или что сделав?

Деепричастие — это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? или что сделав?

Деепричастие отвечает на вопросы         А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.  ( С. Есенин)  Вот бегает дворовый мальчик,  в салазки жучку посадив,  себя в коня преобразив.  (А. Пушкин) Обратите внимание , и главное, и дополнительное действия совершает одно и то же лицо или один и тот же предмет. Что делая? (несовершенный вид)  Что сделав?  (совершенный вид)

Деепричастие отвечает на вопросы

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

( С. Есенин)

Вот бегает дворовый мальчик,

в салазки жучку посадив,

себя в коня преобразив.

(А. Пушкин)

Обратите внимание , и главное, и дополнительное действия совершает одно и то же лицо или один и тот же предмет.

Что делая?

(несовершенный вид)

Что сделав?

(совершенный вид)

Деепричастие — это особая форма глагола, которая соединяет в себе признаки глагола НАРЕЧИЯ  Вид (совершенный и несовершенный):  решая  - решив, играя  -  сыграв. Переходность/непереходность : читая  (что?)  книгу  -  занимаясь. Возвратность/невозвратность: одевая  –  одеваясь Возможность определяться наречием:  правильно понимать -  правильно понимая, поняв. . 1) Неизменяемость (как и наречие, деепричастие не изменяется и связывается с другими словами способом примыкания).Синтаксическая функция (как и наречие, деепричастие в предложении является обстоятельством). .

Деепричастие — это особая форма глагола, которая соединяет в себе признаки

глагола

НАРЕЧИЯ

Вид (совершенный и несовершенный): 

решая  - решив, играя  сыграв.

Переходность/непереходность :

читая  (что?)  книгу  занимаясь.

Возвратность/невозвратность:

одевая  –  одеваясь

Возможность определяться наречием: 

правильно понимать правильно понимая, поняв.

.

1) Неизменяемость (как и наречие, деепричастие не изменяется и связывается с другими словами способом примыкания).Синтаксическая функция (как и наречие, деепричастие в предложении является обстоятельством). .

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?». Мальчик, убирая в своей комнате,  нашёл огромное количество интересных вещей.

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?».

Мальчик, убирая в своей комнате,

нашёл огромное количество

интересных вещей.

Ловушка! Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях: 1) Если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа ( НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)  2) Если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения. Посмотрев в окно, мне стало грустно  ( НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне) 3) Если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают: Убежав из дома, мальчик был найден  ( НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)   .

Ловушка!

Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:

1) Если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа ( НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)

2) Если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.

Посмотрев в окно, мне стало грустно  ( НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)

3) Если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:

Убежав из дома, мальчик был найден  ( НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)

 

.

Делаем вывод: Деепричастный оборот является одним членом предложения – обстоятельством. Деепричастный оборот на письме выделяется запятыми, а в устной речи — интонацией .  ДЕЕПР.ОБОРОТ - ЭТО ДЕЕПР. + З.С.  .   ,  ДЕЕПР.ОБОРОТ  ,   .  ДЕЕПР.ОБОРОТ  ,     .  ДЕЕПР.ОБОРОТ

Делаем вывод:

Деепричастный оборот является одним членом предложения – обстоятельством.

Деепричастный оборот на письме выделяется запятыми, а в устной речи — интонацией .

ДЕЕПР.ОБОРОТ -

ЭТО

ДЕЕПР. + З.С.

.

,

ДЕЕПР.ОБОРОТ

,

.

ДЕЕПР.ОБОРОТ

,

.

ДЕЕПР.ОБОРОТ

Запишите предложение  Под темным небом встревожился, загудел лес, закипели листья на нем, деревьям почему-то захотелось бежать, но они не знали куда податься, и, застонав, метались во все стороны.

Запишите предложение

Под темным небом встревожился, загудел лес, закипели листья на нем, деревьям почему-то захотелось бежать, но они не знали куда податься, и, застонав, метались во все стороны.

с деепричастиями Раздельно :  Слитно: если деепричастие без не не употребляется: Н ед оумевая (без не не употр.) . частица не с деепричастиями пишется раздельно Не_ зная (дееприч.)

с деепричастиями

Раздельно :

Слитно:

если деепричастие без не не употребляется:

Н ед оумевая (без не не употр.)

. частица не с деепричастиями пишется раздельно

Не_ зная (дееприч.)

Несовершенный Совершенный ( Что сделав?) ( Что делая?) соверш.  Дополнительное действие несоверш . Основа настоящего времени глагола + -а (-я) думают - думая Основа инфинитива + -в - ВШИ(-ШИ) ( вспомнить – вспомнив)

Несовершенный

Совершенный

( Что сделав?)

( Что делая?)

соверш. Дополнительное действие несоверш .

Основа настоящего

времени глагола +

-а (-я)

думают - думая

Основа инфинитива +

-в - ВШИ(-ШИ)

( вспомнить –

вспомнив)

Литература Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.А. Быстрова, Ю.Н. Гостева, Л.В. Кибирева, Т.М. Воителева; под ред. Е.А. Быстровой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 304 с.: ил. — (ФГОС. Инновационная школа).

Литература

Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.А. Быстрова, Ю.Н. Гостева, Л.В. Кибирева, Т.М. Воителева; под ред. Е.А. Быстровой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 304 с.: ил. — (ФГОС. Инновационная школа).

Создала учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ№27 г. Севастополя Белик Людмила Афанасьевна

Создала

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ№27 г. Севастополя

Белик Людмила Афанасьевна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастие как особая форма глагола"

Автор: Белик Людмила Афанасьевна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235479

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Деепричастие как особая форма глагола, образование деепричастий"
    ["seo_title"] => string(67) "dieieprichastiiekakosobaiaformaghlagholaobrazovaniiedieieprichastii"
    ["file_id"] => string(6) "299719"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456581591"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация к уроку  "Употребление деепричастий" в 7 классе"
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiiakurokuupotrieblieniiedieieprichastiiv7klassie"
    ["file_id"] => string(6) "256692"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448199346"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока на тему "Деепричастие""
    ["seo_title"] => string(36) "konspekt_uroka_na_temu_deeprichastie"
    ["file_id"] => string(6) "564962"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1606740749"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства