Познавательные: использовать текстовую информацию, таблицу для выстраивания алгоритма по применению правила.
Название этапа и его дидактическая задача. | Содержание этапа |
1.Организация начала урока, мотивация учебной деятельности- 1 мин. Подготовить учащихся к начальной работе на уроке. | Приветствие. Проверка готовности, средства обучения, оборудования. |
2. Актуализация знаний – 5мин. Проверить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявить затруднения, стимулировать их преодоление. | Проверка домашнего задания: - повторение правописания сложных существительных, словообразование сложных прилагательных. |
4. Изучение новых знаний – 8-9мин. обеспечить их связь с изученными ранее. | Содержание этапа – исследовательская работа. |
5.Первичная проверка усвоения новых знаний – 4 мин. | 3.Постановка учебной задачи– 4 мин. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. |
6. Филологическая физминутка- 1мин | |
7.Закрепление знаний – 15-16мин. На основе новых знаний сформировать у учащихся способ умственных действий применения полученных знаний. | Выполнение упражнений по применению знаний: а) на уровне воспроизведения; б) по образцу: - в знакомой ситуации; - в видоизмененной ситуации; - в новой ситуации. |
Диагностика уровня усвоения знаний – 4 мин. | Выполнение тестового задания |
Информация о домашнем задании-2 мин. Продолжить работу учащихся по самообразованию. | Сообщение о домашнем задании, предупреждение затруднений. |
Подведение итогов урока. Рефлексия - 2-3 мин. Предварительное выявление итогов урока на основании мнения учащихся. | Беседа, выступления учащихся; выставление оценок, стимулирование учащихся; самоанализ. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организация начала урока, мотивация учебной деятельности Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха | Создание психологической атмосферы урока - Добрый день, ребята. Ну, проверьте-ка, друзья. Всё ль на месте, все ль в порядке: ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить только лишь оценку пять? | Слушают, настраиваются на урок | Личностные (формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению) . |
2. Актуализация знаний Цель: Проверить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявить затруднения, стимулировать их преодоление 3. Постановка учебной задачи. ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность | Проверка д /з: Повторение правописания сложных существительных: цифровой диктант (самопроверка) 1- юго-запад, 2- микрорайон, 3- стенгазета, 4- диван- кровать, 5- пол-ложки, 6- Комсомольск-на-Амуре, 7- полконфеты, 8- пчеловод, 9- пол-яблока, 10- мореплаватель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 д с с д д с с с д с 2.Работа над ошибками 3. Индивидуальн. зад. Карточка. Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание орфограммы. Школа (интернат), (пол)банана, (полу)финал, ванька(встанька), (кино)фестиваль, (северо)восток, Санкт)Петербург , (море)плаватель. 1. Работа с текстом (слайд №2) - Прочитайте текст. Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака. Лексическое значение слова бриг - Слова какой части речи подчеркнуты? -Как они пишутся? Задание: Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис (один ученик у доски) Слитно | Через дефис | Рыболовецкое судно | Юго-западный ветер | Седобородый человек | Сине-зеленые волны | Трехмачтовый бриг | Горько-соленое море | | Бело-розовые облака | Так о чем пойдет речь на уроке? Какова тема урока? (Запись на доске и в тетрадях) Сформулируйте задачи урока (слайд3) Можем ли мы объяснить, почему в одних случаях сложные имена прилагательные пишутся слитно, а в других раздельно? - Вам необходимо, пользуясь моими вопросами и советами, а возможно, идя своим путем, провести исследование лексического материала и сделать соответствующие выводы. | Выполняют цифровой диктант с последующей самопроверкой, индивидуальное задание, проводят работу над ошибками. Работают с текстом: читают, определяют часть речи подчёркнутых слов, обращают внимание, как они пишутся, распределяют в 2 столбика в зависимости от написания,формулируют тему, задачи урока | Личностные (самооценка), регулятивные (коррекция знаний), познавательные (опираются на уже известное) Регулятивные (понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале), познавательные: (понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; коммуникативные(формулировать собственное мнение и позицию) |
Изучение нового материала Цель: познакомить с новыми знаниями, обеспечить их связь с изученными ранее. | Исследование лексического материала: Сине-зелёные, бело-розовые Что обозначают эти прилагательные? Приведите свои примеры, сделайте вывод. Горько-солёные Попробуйте вместо дефиса поставить союз «и», замените равноправными словами. Сделайте вывод. Юго-западный Подумайте, от какой части речи образовано это слово? Как оно пишется? Сделайте вывод. Белый-белый пароход, хитрый-хитрый взгляд Какое значение имеет слово в результате повтора? Как будем писать? Седобородый, рыболовецкий, трёхмачтовый Замените прилагательные словосочетаниями (главное слово + зависимое). Сделайте вывод о том, когда сложные прилагательные пишутся слитно? (слайд 3) | Исследуют лексический материал, выявляют условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных | Коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). |
5. Первичная проверка усвоения знаний Цель: после прочтения текста проанализировать, сделать вывод, сформулировать правило слитного и дефисного написания сложных прилагательных | Работа с учебником (с.96-97). Сравните свои выводы с теоретическим материалом, изложенным в учебник Объясните написание сложных прилагательных, образованных путём повтора | Сравнивают свои выводы с теоретическим материалом, изложенным в учебнике | Регулятивные (осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами), познавательные (поиск и выделение информации |
Физминутка: Цель: здоровьесбережение, активизация внимания | Филологическая физминутка: сложное прилагательное пишется слитно - руки вверх, через дефис – приседание Ярко-красный, правобережный, северо-западный, кисло-сладкий, длинноногий, белый- белый | Коллективно выполняют упражнения, садятся на свои места – девочки, потом – мальчики. | |
Закрепление знаний ЦЕЛЬ: на основе новых знаний сформировать у учащихся способ умственных действий применения полученных знаний. | 1.Упражнение 219 (устно) - рассказать правило, привести примеры 2.Игра «Третье лишнее» (слайд5);Выпиши «третье лишнее». 1. (Немецко) французский, (садово) огородный, (железно) дорожный. 2. (Кисло) молочный, (сельско) хозяйственный, (ярко) желтый. 3. (Северо) восточный, (литературно) музыкальный, (судо) строительный 3.Творческая работа в группах: 1 группа: Раскрашивает кораблик не карандашами и фломастерами, а словами, используя только сложные прилагательные. (слайд 6,7) 2,3 группа: Объяснить написание сложных прилагательных, составить с одним из них предложение (слайд 8,9) Проверка. | Выполняют упражнение, рассказывают правило, приводят примеры, работают в группах (творческое задание), выписывают «третье лишнее. | Регулятивные, познавательные. (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества) |
Диагностика уровня усвоения знаний Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. | Тест (взаимопроверка)- (слайд 10) I. Дефис не пишется в слове: 1) (полу) месяц; 2)(пол) аршина; 3) (северо) восточный; II. Слово пишется через дефис: 1) (глубоко) уважаемый; 2) (плодово) ягодный; 3) (бледно) лицый. III. Слова пишутся только слитно: 1)(бледно) розовый, (кино) фестиваль, (темный) темный; 2) (ближне) восточный, (полу)оборот, (вагоно) ремонтный; 3)(кисло) сладкий, (широко) экранный, (дальне) восточный. IV. Слова пишутся только через дефис: 1) (микро) район, (Санта) Круз, (пол) часа; 2) (юго) восточный, (лесо) руб, (пол)огурца; 3)(премьер)министр,(русско)английский, (контр) адмиральский Критерии оценивания: «5» -4 правильных ответа «4» -3 правильных ответа «3» -3 правильных ответа | Самостоятельно выполняют тестовое задание, оценивают работу товарища по заданным критериям | Регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу, анализировать объекты с выделением существенных признаков), коммуникативные: (осуществлять действие взаимоконтроля) личностные ( нравственно-этическая ориентация: оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища). |
Информация о домашнем задании Цель: продолжить работу учащихся по самообразованию. | (слайд 11) домашнее задание- на выбор 1. По учебнику – правило (с.96-97) 2.Творческая работа: составить текст или отдельные предложения по фотографиям на тему «Наша школа» (фотографии раздаются ученикам) 3. Выписать из газет, журналов 10 сложных имен прилагательных. 4. Упр. 220 | Осмысливают и записывают домашнее задание | |
Подведение итогов урока. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности | Выставляет оценки за урок, комментируя их. | | Личностные (представление о причинах успеха в учебе), регулятивные (оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий), познавательные (проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом), коммуникативные (формулировать собственное мнение и позицию; строить устные высказывания) |