kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных".Последующие уроки нацелены на отработку умений правильно писать сложные прлагательные.

Просмотр содержимого документа
«Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.»

Конспект урока русского языка по ФГОС ООО в 6 классе по теме «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»

Макарова С.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Старохотмировская СОШ»

Тема урока: Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления знаний

Цель: сформировать умение правильно писать сложные прилагательные

Задачи урока:

Обучающая: обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;

Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;

Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности, воспитание любви к родному краю.

УУД Личностные: выражать жизненные позиции в отношении окружающего мира, развивать и совершенствовать свою речь

Регулятивные: ставить цель, планировать, контролировать свои действия, находить выход из проблемной ситуации.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную работу, контролировать действия друг друга, умение учиться, искать решения.

Познавательные: использовать текстовую информацию, таблицу для выстраивания алгоритма по применению правила.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, тестовые задания, карточки-задания для индивидуальной работы



Структура урока и хронология каждого этапа.


Название этапа и его дидактическая задача.

Содержание этапа

1.Организация начала урока, мотивация учебной деятельности- 1 мин.

Подготовить учащихся к начальной работе на уроке.


Приветствие. Проверка готовности, средства обучения, оборудования.

2. Актуализация знаний – 5мин.

Проверить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявить затруднения, стимулировать их преодоление.

Проверка домашнего задания:

- повторение правописания сложных существительных, словообразование сложных прилагательных.

4. Изучение новых знаний – 8-9мин. обеспечить их связь с изученными ранее.

Содержание этапа – исследовательская работа.

5.Первичная проверка усвоения новых знаний – 4 мин.

3.Постановка учебной задачи– 4 мин.

Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

6. Филологическая физминутка- 1мин


7.Закрепление знаний – 15-16мин.

На основе новых знаний сформировать у учащихся способ умственных действий применения полученных знаний.


Выполнение упражнений по применению знаний:

а) на уровне воспроизведения;

б) по образцу:

- в знакомой ситуации;

- в видоизмененной ситуации;

- в новой ситуации.


  1. Диагностика уровня усвоения знаний – 4 мин.


Выполнение тестового задания

  1. Информация о домашнем задании-2 мин.

Продолжить работу учащихся по самообразованию.


Сообщение о домашнем задании, предупреждение затруднений.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия - 2-3 мин.

Предварительное выявление итогов урока на основании мнения учащихся.

Беседа, выступления учащихся; выставление оценок, стимулирование учащихся; самоанализ.



Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организация начала урока, мотивация учебной деятельности

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха


Создание психологической атмосферы урока - Добрый день, ребята. Ну, проверьте-ка, друзья.

Всё ль на месте, все ль в порядке:

ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить только лишь оценку пять?


Слушают, настраиваются на урок


Личностные

(формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению)



.


2. Актуализация

знаний

Цель: Проверить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявить затруднения, стимулировать их преодоление









3. Постановка учебной задачи.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

























  1. Проверка д /з:

Повторение правописания сложных существительных:

цифровой диктант (самопроверка) 1- юго-запад, 2- микрорайон, 3- стенгазета,

4- диван- кровать, 5- пол-ложки, 6- Комсомольск-на-Амуре, 7- полконфеты,

8- пчеловод, 9- пол-яблока, 10- мореплаватель

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

д с с д д с с с д с

2.Работа над ошибками

3. Индивидуальн. зад. Карточка.

Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание орфограммы.

Школа (интернат), (пол)банана, (полу)финал, ванька(встанька), (кино)фестиваль, (северо)восток, Санкт)Петербург , (море)плаватель.


1. Работа с текстом (слайд №2)

- Прочитайте текст.

Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака.

Лексическое значение слова бриг

- Слова какой части речи подчеркнуты?

-Как они пишутся?

Задание: Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис (один ученик у доски)


Слитно

Через дефис

Рыболовецкое судно

Юго-западный ветер

Седобородый человек

Сине-зеленые волны

Трехмачтовый бриг

Горько-соленое море


Бело-розовые облака


Так о чем пойдет речь на уроке? Какова тема урока? (Запись на доске и в тетрадях)

Сформулируйте задачи урока (слайд3)

Можем ли мы объяснить, почему в одних случаях сложные имена прилагательные пишутся слитно, а в других раздельно?

- Вам необходимо, пользуясь моими вопросами и советами, а возможно, идя своим путем, провести исследование лексического материала и сделать соответствующие выводы.

Выполняют цифровой диктант с последующей самопроверкой, индивидуальное задание, проводят работу над ошибками.










Работают с текстом: читают, определяют часть речи подчёркнутых слов, обращают внимание, как они пишутся, распределяют в 2 столбика в зависимости от написания,формулируют тему, задачи урока

Личностные (самооценка), регулятивные (коррекция знаний), познавательные (опираются на уже известное)









Регулятивные

(понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале),

познавательные:

(понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

коммуникативные(формулировать собственное мнение и позицию)



  1. Изучение нового материала


Цель: познакомить с новыми знаниями, обеспечить их связь с изученными ранее.
































Исследование лексического материала:

Сине-зелёные, бело-розовые

Что обозначают эти прилагательные? Приведите свои примеры, сделайте вывод.

Горько-солёные

Попробуйте вместо дефиса поставить союз «и», замените равноправными словами. Сделайте вывод.


Юго-западный


Подумайте, от какой части речи образовано это слово? Как оно пишется? Сделайте вывод.


Белый-белый пароход, хитрый-хитрый взгляд


Какое значение имеет слово в результате повтора? Как будем писать?


Седобородый, рыболовецкий, трёхмачтовый


Замените прилагательные словосочетаниями (главное слово + зависимое).

Сделайте вывод о том, когда сложные прилагательные пишутся слитно? (слайд 3)



Исследуют лексический материал, выявляют условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных






















Коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).







5. Первичная проверка усвоения знаний

Цель: после прочтения текста проанализировать, сделать вывод, сформулировать правило слитного и дефисного написания сложных прилагательных

Работа с учебником (с.96-97).

Сравните свои выводы с теоретическим материалом, изложенным в учебник

Объясните написание сложных прилагательных, образованных путём повтора

Сравнивают свои выводы с теоретическим материалом, изложенным в учебнике


Регулятивные

(осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя,

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами), познавательные (поиск и выделение информации

  1. Физминутка:

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания


Филологическая физминутка: сложное прилагательное пишется слитно - руки вверх, через дефис – приседание

Ярко-красный, правобережный, северо-западный, кисло-сладкий, длинноногий, белый- белый


Коллективно выполняют упражнения, садятся на свои места – девочки, потом – мальчики.



  1. Закрепление знаний

ЦЕЛЬ: на основе новых знаний сформировать у учащихся способ умственных действий применения полученных знаний.

1.Упражнение 219 (устно) - рассказать правило, привести примеры

2.Игра «Третье лишнее» (слайд5);Выпиши «третье лишнее».
1. (Немецко) французский, (садово) огородный, (железно) дорожный.
2. (Кисло) молочный, (сельско) хозяйственный, (ярко) желтый.
3. (Северо) восточный, (литературно) музыкальный, (судо) строительный

3.Творческая работа в группах:

1 группа: Раскрашивает кораблик не карандашами и фломастерами, а словами, используя только сложные прилагательные. (слайд 6,7)

2,3 группа: Объяснить написание сложных прилагательных, составить с одним из них предложение (слайд 8,9)

Проверка.


Выполняют упражнение, рассказывают правило, приводят примеры, работают в группах (творческое задание), выписывают «третье лишнее.

Регулятивные, познавательные. (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества)




  1. Диагностика уровня усвоения знаний

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.



Тест (взаимопроверка)- (слайд 10)

I. Дефис не пишется в слове:

1) (полу) месяц;

2)(пол) аршина;

3) (северо) восточный;

II. Слово пишется через дефис:

1) (глубоко) уважаемый;

2) (плодово) ягодный;

3) (бледно) лицый.

III. Слова пишутся только слитно:

1)(бледно) розовый, (кино) фестиваль, (темный) темный;

2) (ближне) восточный, (полу)оборот, (вагоно) ремонтный;

3)(кисло) сладкий, (широко) экранный, (дальне) восточный.

IV. Слова пишутся только через дефис:

1) (микро) район, (Санта) Круз, (пол) часа;

2) (юго) восточный, (лесо) руб, (пол)огурца;

3)(премьер)министр,(русско)английский, (контр) адмиральский

Критерии оценивания:

«5» -4 правильных ответа

«4» -3 правильных ответа

«3» -3 правильных ответа







Самостоятельно выполняют тестовое задание, оценивают работу товарища по заданным критериям

Регулятивные

(принимать и сохранять учебную задачу, анализировать объекты с выделением существенных признаков),

коммуникативные:

(осуществлять действие взаимоконтроля)

личностные

( нравственно-этическая ориентация: оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища).


  1. Информация о домашнем задании

Цель: продолжить работу учащихся по самообразованию.

(слайд 11) домашнее задание- на выбор

1. По учебнику – правило (с.96-97)

2.Творческая работа: составить текст или отдельные предложения по фотографиям на тему «Наша школа»

(фотографии раздаются ученикам)

3. Выписать из газет, журналов 10 сложных имен прилагательных.

4. Упр. 220

Осмысливают и записывают домашнее задание



  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности
















Выставляет оценки за урок, комментируя их.


Личностные

(представление о причинах успеха в учебе),

регулятивные

(оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий),

познавательные

(проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом),

коммуникативные

(формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания)






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Автор: Макарова Светлана Николаевна

Дата: 17.10.2019

Номер свидетельства: 523067

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "урок по русскому языку на тему " Слитное и дефисное написание сложных прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slitnoie-i-diefisnoie-napisaniie-slozhnykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "240114"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444932932"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Методическая разработка урока "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_slitnoie_i_diefisnoie_napisaniie_slozhnykh_pri"
    ["file_id"] => string(6) "354484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478076916"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных "
    ["seo_title"] => string(60) "slitnoie-i-diefisnoie-napisaniie-slozhnykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "120993"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413833025"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Презентация к уроку  по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(94) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-slitnoie-i-diefisnoie-napisaniie-slozhnykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "120996"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413834366"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Тема: "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных""
    ["seo_title"] => string(66) "tiema-diefisnoie-i-slitnoie-napisaniie-slozhnykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "289796"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454860727"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства