II. Актуализация знаний. «Деление на группы «Ромашка» Какую большую тему вы сейчас изучаете? А что вы знаете об этой части речи мы и проверим. Поможет нам ромашка. Вы должны оторвать лепесток, и ответить на вопросы Вопросы на лепесточках Имя прилагательное это..? Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Имеет ли спени сравнения какие? Если да, то какие? Какие суффиксы имеет простая сравнительная степень? Какие суффиксы имеет простая превосходная степень? Как оно изменяется? Назовите постоянные признаки. Назовите не постоянные признаки. Прилагательное богатый (опыт) является относительным? прилагательное мамины (руки) – качественным, прилагательное зимний (день) – притяжательным. Действие учащихся: дети выбираю лепесток с вопросами и распределяются по группам Качественные Относительные Притяжательные III. Изучение нового материала. Формулировка темы, цели и задач урока.. Прослушать текст «Наурыз» Прочитать текст Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака. Одно было похоже на огромную носорожью тушу. 1.Слова какой части речи у нас выделены? 2.Что отличает их от других прилагательных? 3.Почему они являются сложными? 4.Скажите, одинаково ли пишутся сложные имена прилагательные? Назовите имена прилагательные с существительными, к которым они относятся, слитно / через дефис. Докажем, что прилагательные сложные. Слитно | Через дефис | Рыболовецкого судна | Юго-западный ветер | Седобородый человек | Сине-зеленый волны | Трехмачтовый бриг | Горько-соленого моря | Носорожью тушу | Бело-розовые облака | А мы можем объяснить, почему нет единообразия? Нет. Поэтому попробуйте сформулировать тему нашего урока. Запишем в тетради тему урока. Какова же цель урока, как вы думаете? (Знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных, уметь правильно писать сложные прилагательные и обосновывать выбор слитного или дефисного написания.) Как будем достигать этой цели? (Познакомиться с теоретическим материалом, выполнять разные упражнения на отработку и закрепление правила.) Самостоятельная работа в группах «Учимся применять правило» У вас на столах есть материал с правилом в конверте под цифрой №1. Задание: Изучите его. Первая группа готовится рассказать о слитном написании сложных прилагательных, вторая группа о дефисном написании сложных имен прилагательных. Третья и то и другое Сложные прилагательные пишутся через дефис или слитно. Дефис употребляется, если сложное прилагательное 1) обозначает оттенки цветов: ярко-белый, чёрно-красный; 2) образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный (юго-запад), санкт-петербургский (Санкт-Петербург); 3) образовано путём сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и: литературно-музыкальный вечер (литературный и музыкальный). Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания: широкоэкранный (широкий экран), кисломолочный (кислое молоко). Железнодорожный – это сложное слово, оно образовано из сочетания слов, в котором одно подчинено другому (железная дорога). Значит, это слово нужно писать слитно: железнодорожный. Машинно-тракторный – это сложное слово, оно образовано из основ независимых друг от друга слов машинный и тракторный, между ними можно вставить союз и. Значит, это слово надо писать через дефис: машинно-тракторный. Действие учащихся: Защитное слово каждой группы на флипчарте Дескрипторы: Понимают и выделяют главную и второстепенную информацию Применяют знания на практике ФО «Три хлопка» Вернемся к прилагательным из текста. Докажите правильность написания Слитно | Через дефис | 1.Рыболовецкого судна | Юго-западный ветер | 2.Седобородый человек | Сине-зеленый волны | 3.Трехмачтовый бриг | Горько-соленого моря | Носорожью тушу | Бело-розовые облака | Дескрипторы: Доказывают правильность написания слов Применяют знания на практике на основе изученного |