Тема урока: "Местоимение как часть речи"
Ход урока
Здравствуйте, все! Сегодня урок русского языка, ребята, буду вести я. Зовут меня Ирина Александровна. Я надеюсь, что вы будете активны и сообразительны. И наша встреча оставит только хорошие воспоминания.
Вы закончили изучать числительное. И сегодня должны приступить к изучению новой темы. Этим мы и займёмся.
Прослушайте небольшой рассказ и постарайтесь определить, о чём или о ком идёт речь.
Стояли тёплые дни. Такие дни случаются в начале осени…………..Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл… Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Через несколько часов стемнело. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало стыдно, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга!
Кто спутник рассказчика? (На слайде появляется пропущенное предложение.)
Я только что ходил на станцию, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна.
- Почему вы первоначально не поняли, о ком идёт речь?
- Какие слова заменили слово «листок»?
- Являются ли слова ОН, МОЙ, Я, У САМОЙ, ЕГО названиями предмета или лица?
- Какой частью речи являются эти слова?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Местоимения как часть речи.
(Работа с тетрадью: запись даты, темы урока «Местоимение как часть речи»)
Чему будем учиться на уроке? Повторять известное о местоимениях и узнаем новое.
Найдите все местоимения в этом тексте. Докажите, что названные слова именно местоимения. Приведите пример из текста мест 1 и 3 лица.
Докажем, что местоимение склоняется. Найдите местоимение Я в И.п., Р.п. Д.п. В.п. Т.п. Поставьте это местоимение в П.п.
К доске:
Измените мест., ОН по родам и числам
Ед., ч. – Он ж.р. - она
Мн., ч. – они м.р. он
Ср.,р оно
Давайте обобщим ваши знания о местоимениях графически (КЛАСТЕР)
Местоимения это часть речи, которая указывает на лицо /предмет.
ИТАК, вы знакомы с разрядом ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ(отразим это в кластере)
Личные местоимения бывают 1,2,3 ЛИЦА (сделаем соответствующую запись)
Определите, что осталось вписать? Ед.,ч и мн., ч
Перечислите все местоимения (Я,МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ)
А кто из вас нашёл не только личные местоимений, но и другие?
Сейчас вы видите текст, в котором выделены все местоимения. Обратите внимание, как их много. И это не случайно, ведь местоимения по частотности употребления стоят на 3-ем месте после существ., и глаголов.
Вы обратили внимание, что в вашем кластере ещё очень много пустых окошек. Выскажите своё предположение по этому поводу (ВОЗМОЖНО, ЕСТЬ И ДРУГИЕ РАЗРЯДЫ, ИХ ВСЕГО 9 )
Откройте учебник на 158 – ой странице. Прочитайте самостоятельно правило и заполните пропуски. Самопроверка по слайду. Со сколькими разрядами местоимений вы познакомитесь?
Молодцы.
Обратимся к мнению известного учёного об этой части речи
Справка
По совокупности признаков своего грамматического и общеязыкового поведения местоимения выделяются в особый класс слов – заместителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово.
А.А. Реформатский
Докажем, что Реформатский прав. Предлагаю провести эксперимент.
Выпишите указанные предложения в тетрадь.
Какую часть речи «дублируют» местоимения в этих предложениях. (сущ., прилаг., числительн.).
На что указывают данные местоимения.
Каким членом предложения они являются
Он(кто?) не отставал от меня(кого) ни на шаг. На лицо или предмет.
•Такие (какие?) дни случаются в начале осени. На признак
•Через несколько(сколько?) часов стемнело. На количество
ВЫВОД: Реформатский был прав, говоря, что местоимения используются как дублёры.
Индивидуальная карточка ученику
РАБОТА С ОРФОГРАФИЕЙ
•Он (не) отставал (от) меня ни на шаг.
•Такие дни случают(?)ся (в) начале осени.
•Через несколько часов стемнело.
Каким членом предложения являются эти местоимения? Подчеркнём их. (определение, подлежащее, дополнение)
А теперь сделаем вывод: Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.
Русский язык богат и красив. Но красота его зависит от нас с вами.
Продолжите текст (3 предложения) об осеннем листке, используя местоимения.
Читаем один из вариантов.
Всё знакомо вокруг, тем не менее,
На земле ещё много всего,
Что достойно, поверь, удивления,
И моего, и твоего.
Заключительное слово учителя:
Вот и подошел к концу наш урок. Урок русского языка богатого и красивого. Но красота его зависит от нас с вами. Чем чище и красивее будет каждое ваше слово, тем чище и красивее будет русский язык.